Меню

Народная водка: спасение или утопия?

07.12.2006 00:00 231 (10619)
Осенние разговоры о всплеске отравлений продукцией «двойного назначения» прошли, но появились новые слухи и инициативы на ту же алкогольно-суррогатную тему. Была озвучена не одна идея о том, как снизить печальную статистику...


Осенние разговоры о всплеске отравлений продукцией «двойного назначения» прошли, но появились новые слухи и инициативы на ту же алкогольно-суррогатную тему. Была озвучена не одна идея о том, как снизить печальную статистику. Самая «выдающаяся» из них — предложение выпускать доступную по цене «народную водку» на мощностях «Росспиртпрома».

Почем «огненная вода»

Такая водка должна стоить 50 — 53 рубля за бутылку в 0,5 литра. Именно такую цену предложил «Росспиртпром», пообещав, что запуск продукта в производство планируется в ближайшие дни.

А распространяться новая сорокаградусная будет по всей стране. Отметим, что «Росспиртпром» даже пообещал, что дешевое алкогольное чудо появится на новогодних столах россиян уже в этом году. В этом смысле год Свиньи рискует стать таким в буквальном смысле этого слова.

Государственное предприятие декларирует, что будет продавать водку по себестоимости. Причем «народная водка» будет сразу нескольких сортов: «Хлебная», «Пшеничная», «Ржаная», «Кедровая», «Солодовая». А вот в челябинских магазинах любимый напиток россиян сегодня продается по самым разнообразным ценам.

Южноуральцам есть из чего выбрать, поскольку в магазинах цена колеблется от 56 рублей (кабардино-балкарская водка) до 300 и выше. В промежутке — вполне приличные «брендовые» поллитровки, которые уже успели полюбиться и проверены «на себе».

Особенности социального продукта

Для появления «народной водки» нужны политическая воля и решение государства. Также надо в закон об акцизах внести поправку, чтобы эту водку включить в определенную группу, которая облагалась бы очень маленьким налогом.

В результате таких действий сторонники появления «народной водки» рассчитывают выказать реальную заботу о здоровье населения. Новый алкогольный продукт должен быть социальным. Причем это будет обычная водка в простой бутылке с неприглядной этикеткой из самого простого спирта.

Она должна отличаться не только своим видом, но и качеством. Предполагается, что такую бутылочку не будет брать человек, который имеет возможность приобрести что-то более статусное. Сектор дорогой «народной любимицы» не пострадает, потому что дешевая водка не заберет потребителя. Наоборот, все производители выиграют, так как сократится нелегальный сегмент.

Аргументы против

• Подобное решение русского вопроса приведет к истреблению нации, поскольку основная причина смертности в нашей стране — алкоголизация населения. Ежегодно 40 тысяч человек погибают от отравлений самой обычной водкой, а не суррогатом. А дешевая «злодейка» способствует пьянству: чем больше можно купить водки, тем больше можно выпить и тем вероятнее умереть от этого.

• Алкогольная смертность в России не исчерпывается отравлениями и включает значительный процент убийств, самоубийств, смертей от цирроза, сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов, панкреатита, болезней органов дыхания, рака органов системы пищеварения. Поэтому дешевая водка эти процессы только усугубит.

• Суррогат пьют те, кто в магазин не ходит. Стало быть, низкая цена для них не показатель для выбора. Тем более что даже при понижении цены до 53 рублей 15 — 20 рублей за стеклоочиститель все равно дешевле.

• Главный санитарный врач Геннадий Онищенко также не в восторге от инициативы «Росспиртпрома». Он считает предложение временной мерой, тогда как нужно государственное решение проблемы. Его в сложившейся ситуации больше волнует процесс спаивания подрастающего поколения пивом, энергетическими и слабоалкогольными напитками.

• Весь мир борется с алкоголизацией населения иначе — ограничивая время торговли спиртными напитками и повышая цены на алкоголь.

Торговля не верит

Заместитель начальника управления по торговле и услугам Валентин Барановский перспективу появления «народной водки» на прилавках магазинов к Новому году считает странной.
— Я не знаю, как там с мощностями у москвичей, но наш «Казак уральский» (один из филиалов «Росспиртпрома») ничего народного и социального не производит.

А перспективы того, что столица сумеет обеспечить 89 субъектов Федерации дешевой продукцией, на мой взгляд, нереальны. Уверен, что 53 заявленных рубля от производителя, может, и нормально, но ни один розничный продавец не пойдет на то, чтобы обойтись в торговле без наценки.

К нему же придет налоговый инспектор и выразит свое недоумение… Сначала нужно подключить какие-то государственные механизмы, заручиться поддержкой, а потом делать столь громкие заявления. Вот приведу вполне реальный пример: раньше хозяйки с огромным удовольствием покупали субпродукты и варили холодец, который был украшением стола.

А сейчас этот продукт можно купить по вполне сходной цене. Вот и смотрите, что для вас выгоднее: приобрести свиные уши, хвосты и лытки, потратить время на изготовление блюда или просто купить, выбрав производителя, который готовит его вкусно?

Многие хозяйки купят. Мы уже привыкли к определенному качеству и сервису, поэтому, скорее всего, пойдем и выберем брендовый товар. К чему-то новому нужно привыкать. Поэтому вряд ли «поспешно» сделанный продукт будет востребован.

Производитель в недоумении

Президент холдинга «Ариант» Александр Кретов уверен в том, что идея «Росспиртпрома» — непроходная в наших рыночных условиях.
— На сегодняшний день существуют определенные механизмы, по которым работает любое законопослушное предприятие: оно обязано платить заработную плату сотрудникам, налоги, приобретать акцизные марки, закупать сырье и тару…

А самое главное — оно должно довести свой товар до потребителя. Но я не понимаю, как совместить дистрибьютора, оплачивающего транспортные расходы и предоставляющего транспорт, и представителя розницы, заинтересованного в своей прибыли?!

Отказать им в прибыли нет никаких оснований. Если попытаться перешагнуть действующие модели рынка государственным путем, то должно быть полное освобождение предприятия (пусть «Росспиртпрома») от акциза.

Но выгодно ли это будет государству? Думается, нет. Кстати, одна акцизная марка стоит 35 рублей. А вообще водка — это тот продукт, на котором больших денег производитель не сделает, если только он не ворует акциз.

Мы продаем 800 тысяч бутылок водки в месяц по Челябинской области, но конкурировать с контрафактом не можем, поэтому и специализируемся на вине. А в принципе арифметика такая: 35 рублей — акциз, 10 рублей — перечисление на заработную плату и 7 рублей — «комплектующие», то есть 52 рубля — отпускная цена завода.

Учтите, что «Ариант» изначально покупает только спирты высшего качества. Но названная цена вполне реальна, только приплюсуйте к ней транспортные расходы, наценку оптовика и наценку розничного продавца, получится 78 — 80 рублей за бутылку. Так что «Росспиртпром» погорячился с обещаниями, тем более что для выпуска такой продукции еще и производственные мощности нужны (для осуществления данного проекта), и поддержка государства не помешает.

Но в России очень любят алкогольные проблемы решать силовыми, а не рыночными способами: раз — и «зарубили» молдавские и грузинские вина, два — ввели новую систему акцизов, которая до сих пор не заработала, три — государство недополучило в бюджет миллиарды.

Поэтому в нынешних условиях даже о государственной монополии на производство алкоголя говорить преждевременно, слишком много нужно сделать важных, законных и «болевых» шагов в сторону монополизации отрасли.

Подготовила Марина КУДРЯШОВА.