Меню

Совсем не «Тихий Дон»

17.11.2006 00:00 217 (10605)
На Первом канале заканчивается показ «Тихого Дона». Последний фильм Сергея Бондарчука по вызванной буре эмоций можно сравнить с «Широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика...


На Первом канале заканчивается показ «Тихого Дона». Последний фильм Сергея Бондарчука по вызванной буре эмоций можно сравнить с «Широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика.

Как и последний фильм американского мэтра, «Тихий Дон» Бондарчука вызвал массу пересудов. И Аксинья в исполнении Дельфин Форест ведра таскать не умеет, и размер груди у нее не тот, а Григория Мелехова играет американский актер, да еще и гомосексуалист Руперт Эверетт. После показа фильма казаки с Дона собрались в Москву пикетировать «Останкино». Но если разобраться, фильм неплохой. В том, что главные роли достались не российским актерам, Сергей Бондарчук не виноват. Это было желанием итальянских продюсеров. И не стоит сравнивать фильм со старой постановкой Сергея Герасимова. Конечно, тот фильм лучше, но если рассматривать нынешний «Тихий Дон» как телесериал, ориентированный на западную аудиторию, то он неплох. Пусть исполнительница главной роли в фильме Герасимова Элина Быстрицкая говорит, что новая постановка не передала казачьего духа. Согласен, но ведь и половина актеров говорила на английском.

К положительным моментам можно отнести то, что фильм снят по сценарию, который очень близок к оригиналу Шолохова. Также весьма впечатляют картины пейзажей. Чувствуется, что режиссер влюблен в произведение Шолохова, но ощущается и расхождение во взглядах с итальянским продюсером, для которого «Тихий Дон» был просто фильмом о любви. Это и стало главным минусом постановки Бондарчука. За удачными сценами следуют откровенно затянутые и пустые. Глядя на экран, недоумеваешь: а Бондарчук ли это снимал?

Очень не понравился Эверетт, исполнявший главную роль. Он сам признавался, что не знал, как подступиться к роли. Ну мог хотя бы посмотреть герасимовского Григория в исполнении Петра Глебова, но, видно, не удо-сужился. В итоге Григорий в исполнении Эверетта получился плоским и неинтересным. Да что там говорить — вообще никакой этот Григорий получился. Безродная Наталья Андрейченко в роли Дарьи тоже не вызывает никаких эмоций, так же как и мать Григория (актриса Скобцева), а ведь этой женщине Шолохов в сонме героев романа отводил почетное место. Зато убедительно смотрится отец Григория — Пантелей. Местами он переигрывает, но в целом вызывает симпатию, как и Наталья в исполнении дочери Бондарчука. Роль «некрасовской женщины» ей удалась, достаточно вспомнить скорбные складки возле губ, этот взгляд... Шею, правда, она кривить иногда забывала.

Да заклеймят меня позором наши читатели, но и Аксинья мне понравилась. Старалась француженка Дельфин Форест, очень старалась. Не нужно ее сравнивать с Быстрицкой, все-таки Форест иностранка, которую проблемы казачества не трогают, но влюбленность у нее неплохо получилась. Для телесериала Форест сыграла убедительно. Кстати, ее работу оценил сам режиссер. Актриса ведь изначально пробовалась на роль Дарьи. Бондарчука сразил взгляд актрисы, и лично я его прекрасно понимаю. Пронзительный взгляд у Дельфин Форест, так же как и у шолоховской Аксиньи.

Резюмируя, можно сказать, что Бондарчук выдал не шедевральное, но вполне удобоваримое зрелище. К минусам можно отнести раздражающий перевод, но в целом картина смотрится... Как будто о Доне снял фильм какой-то западный режиссер. Общую затянутость опять же можно объяснить тем фактом, что снимался телесериал. Несколько по-иному, в отличие от герасимовского фильма, расставлены акценты. В новой постановке упор делается на взаимоотношениях героев. Это несколько утомляет, но если фильм рассматривать как сериал, то все вопросы сразу отпадают. Побольше бы таких сериалов на наших телевизионных каналах.

Дежурный наблюдатель Евгений РУМЯНЦЕВ.