Меню

На Южном Урале уроков безопасности много не бывает

04.04.2016 09:18 - автор Елена ИЛЬИНА
Общественность рекомендует усилить практическую часть предмета ОБЖ. Надо готовить детей к реальной жизни – такова позиция сторонников пересмотра методики преподавания ОБЖ в школе. По мнению ряда представителей Общественной палаты РФ, сейчас эта дисциплина носит скорее формальный характер и превращается едва ли не в факультатив. Что совершенно неправильно, считают инициаторы изменений: без способности извлекать квадратные корни прожить можно, а вот навыки оказания первой помощи лишними точно не будут.
На Южном Урале уроков безопасности много не бывает


Основы безопасности жизнедеятельности – предмет, требующий именно практического подхода. Об этом напомнил председатель комиссии Общественной палаты по развитию и поддержке добровольчества, благотворительности и патриотическому воспитанию, председатель исполнительного комитета Российского союза спасателей Сергей Щетинин. В обращении к министерству образования он отметил, что, несмотря на наличие в программе по ОБЖ практических занятий, на деле их оказывается недостаточно, а потому жизненно необходимых навыков школьники так и не получают.

Неутешительные выводы автор обращения подкрепил наблюдениями и статистикой союза спасателей:

– Мы периодически задаем вопросы, касающиеся оказания первой помощи, обычным прохожим любого возраста, – пояснил Щетинин «Известиям». – Например, спрашиваем, как остановить кровотечение. Практически все отвечают, что с помощью брючного ремня, но когда мы просим показать, как это делать, 90 процентов тут же впадают в ступор. То же самое касается искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Ответ, что это нужно делать «примерно так», приводит зачастую к гибели пострадавшего.

Конечно, многие полученные в детстве знания со временем улетучиваются, соглашаются общественники, поэтому какой спрос с взрослых? Гораздо красноречивее о неэффективности уроков ОБЖ говорят ответы сегодняшних школьников: как выяснилось, они тоже подчас не могут сказать, что следует делать в критической ситуации.

Поэтому в обновленной программе предлагается сосредоточиться в первую очередь на обучении оказанию первой помощи при бытовых травмах и ДТП.

– Речь идет не о медицинской помощи, а о той, которая осуществляется до приезда скорой самими гражданами, – уточнил Сергей Щетинин. – Эти действия не требуют никаких медикаментов, а только необходимых базовых навыков. Умение правильно наложить повязку, остановить кровь, сделать искусственное дыхание позволяет спасти человека в первые минуты после происшествия, а также делает более эффективным его дальнейшее лечение.

В пользу этих умений и навыков, по убеждению автора инициативы, можно частично пожертвовать учебным временем, отведенным на другие предметы:

– Человек может знать русский и математику на пятерку, быть подкованным в других дисциплинах, но без подобных практических знаний – попросту умереть от неоказанной помощи. Безопасность должна быть на первом месте.

Сторонники идеи нашлись и в парламенте. Например, председатель комитета Государственной Думы по обороне Владимир Комоедов высказал мысль, что «нам нужно не инфузории-туфельки и амебы по 40 часов изучать, а больше учить жизни». Законодатель подчеркнул, что стоит обратиться к опыту преподавания начальной военной подготовки – предмету, который учил не только оказывать помощь, но и выживать в самых экстремальных положениях.

По мнению Сергея Щетинина и его единомышленников, усовершенствование методики преподавания ОБЖ потребует объединенных усилий экспертов министерства образования, МЧС и заинтересованных общественных организаций.

ОБЖ – дисциплина серьезная

В ноябре 2014 года в челябинской школе № 112 открылась первая на Южном Урале предметная лаборатория по ОБЖ. Школа специализируется на подготовке кадетских классов и славится успехами в обучении ребят основам безопасности жизнедеятельности уже 13 лет. На протяжении пяти лет является площадкой для проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады по ОБЖ.

Полтора года назад здесь появились условия для дальнейших достижений: современные взрослые и детские манекены для оказания первой медицинской помощи, приборы для измерения радиационного фона, лазерные автоматы и многое другое. На создание лаборатории было затрачено два миллиона рублей: оборудование приобрели на средства областного гранта, из городского бюджета добавили 500 тысяч рублей на ремонт помещения тира, где сегодня занимаются не только ученики 112-ой школы, но и ребята со всего города.

Ольга Буранкова, представитель общественной организации «Челябинский губернский родительский комитет»:

– Читала недавно воспоминания ветерана Великой Отечественной войны: «Мы потому в юном возрасте не боялись идти на фронт, что уже со школы были к этому готовы. Мальчики знали как обращаться с оружием, девочки посещали курсы медсестер». Не хочется, конечно, детей готовить к войне, но отношение к предмету ОБЖ должно быть серьезным, особенно учитывая нынешнюю неспокойную обстановку на улицах. Нам в свое время преподавали основы гражданской обороны – предмет, который включал в себя и оказание первой помощи, и навыки обращения с противогазом, и ориентирование на местности. Думаю, имеет смысл обратиться к этому опыту. Сейчас дети не знают как костер развести и палатку поставить. Всему этому надо обучать – разумеется, с учетом возраста. Разовые акции в этом направлении проводятся, но подход должен быть систематическим. Форм здесь масса – от «живой» практики до видеоуроков. Однако в нашей школе часто бывает так, что занятия направлены на одну цель, а результат получается совсем другой, как в случае полового воспитания, которое, по сути, превращается в пропаганду свободного, но зато безопасного секса. Сейчас мы, родители, толком не знаем, что именно заложено в школьной программе ОБЖ – хорошо бы, она была в открытом доступе. Тогда родители могли бы не только контролировать процесс, но и подключиться к участию в каких-то мероприятиях, что-то предложить.

Михаил Юрин, сотрудник пресс-центра ГУ МЧС России по Челябинской области:

– Сегодня дополнительно к урокам ОБЖ наши пожарно-спасательные подразделения проводят образовательные мероприятия и среди студентов, и в школах, и в детских садах. Это идет с советских времен, когда противопожарная подготовка была на высоком уровне и когда в школах преподавали начальную военную подготовку. Теперь этому уделяется меньше внимания, но я бы не стал утверждать, что дети так уж не подготовлены к критическим ситуациям. Вообще, не надо здесь выделять школьников или другую какую-то группу: растеряться может каждый. Школьники, как показывает практика, проявляют себя иной раз лучше взрослых: есть немало примеров, когда дети спасают других детей. Конечно, уровень школьной подготовки у всех разный: есть обычные школы, есть кадетские классы, есть команды юных спасателей. Многое зависит и от педагога: кто-то обладает хорошей подготовкой и преподает на совесть, а кто-то ведет занятия для проформы. Так что в любом случае хорошо, что эта тема вызывает интерес. Считаю, что смысл в инициативе общественников есть: знаниями по безопасности нельзя «перекормить», их много никогда не бывает.

Ольга Петрова, директор школы № 104 Челябинска:

– По ОБЖ, как и по другим предметам, существует госпрограмма, в которую входит и теория, и практика. Но каждый учитель исходит из имеющихся у него ресурсов. Есть в школе макеты, оборудование – хорошо. У нас, например, этого нет. Поэтому мы выходим из положения по-своему: сотрудничаем с Центром медицины катастроф, с поликлиникой № 4, врачи учат наших ребят оказанию первой помощи – эти навыки даются начиная с 7-го класса. Если чего-то не хватает, обращаемся к помощи наших военных институтов, ДОСААФ, ЮУрГУ. Так что считаю, что практики у наших учеников достаточно, и оказать первую помощь они точно смогут. Радует и серьезное отношение к вопросам безопасности. Во время карантина в нашей школе ночью случился пожар, хорошо, что в здании на тот момент никого не было. Так потом ребята и родители принесли свои средства пожаротушения, маски, хотя никто им об этом не говорил... А если уж возникло предложение добавить практических занятий по ОБЖ, то надо, по-моему, в первую очередь задуматься о материально-технической базе и ресурсах, которые для этого необходимы. Может быть, рекомендовать соответствующим организациям сотрудничать со школами на безвозмездной основе.