Меню

Задний ход автопродажи

05.08.2016 17:56 - автор Сергей ТАРАН
В челябинской торговле автомобилями случился форменный скандал. Полтора десятка купленных автомобилей Honda спустя два года после продажи сегодня пытаются признать находящимися в залоге. Внезапно объявившийся «владелец» через суд пытается забрать автомобили у тех, кто за свои кровные в салоне получил желанную машину, ПТС (очень важная деталь!) и два ключа. И вдруг известие: сделан запрос в ГИБДД об аресте 15 транспортных средств. Владельцы машин в шоке. Оно и понятно: для каждой семьи потеря автомобиля - настоящий удар. Тем временем завертелась, набирая ход, судебная машина. И каковы будут последствия этой, на первый взгляд, абсурдной истории, не может предсказать никто.
Задний ход автопродажи
Фото Вячеслава НИКУЛИНА

Это прецедент

Все, кто в курсе, как продаются автомобили в салонах, говорят, что такого в городе не было. Практика ведь какая сложилась? Автодилер берет у банка кредит, закупает партию автомобилей, распродает. И как только деньги поступают в банк, клиент получает автомобиль и ПТС. Паспорт транспортного средства — это та самая «бумажка», которая снимает все вопросы об обременении автомобиля. Тем более что новенькое авто еще не побывало в историях.

Так думал и Владимир Фоменко, отправляясь в 2014 году в салон от ООО «Эталон Авто». Здесь он приобрел автомобиль Honda CR-V за 1 168 000 рублей. Владимир Николаевич уплатил деньги в полном объеме. В договоре купли-продажи с удовлетворением прочитал, что «…до заключения настоящего договора данное транспортное средство никому не продано, не заложено, в споре и под запрещением не состоит». И вот спустя два года как снег на голову - автомобиль-то все-таки в залоге! В каком именно, липовом или настоящем? А это как судьба-индейка повернет. Потому что в абсурдной ситуации почему-то честный человек легко делается крайним.

Банкрот на банкроте

Попробуем разобраться, как такое могло произойти.
Известно, что сегодня «Эталон Авто» прекратил свою деятельность. Однако кредитная линия всего два года назад была открыта для «Эталон Авто» от АО «Таурус Банк» на 45 миллионов рублей под 17 процентов годовых. Банк деньги дал. А вот «Эталон Авто» с июня 2015 года выплаты по договору прекратил. Долг стал расти лавинообразно. На август 2015 года ситуация выглядела таким образом: основной долг банку - 1,3 миллиона рублей, проценты за использование кредита - 45 тысяч рублей, пени за просрочку — 27 тысяч рублей. Вот, собственно, и все. Почувствуйте разницу: долг составил стоимость всего одного автомобиля. Но запросили «за исполнение обязательств» целых 15!

Обе компании продолжали трудиться на своем поприще, пока в 2015 году «Таурус Банк» не обанкротился. Функции конкурсного управляющего взяла на себя серьезная госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов».
Действительно, открылось, что все 15 (есть сведения, что 17) автомобилей, проданных в Челябинске через «Эталон Авто», находятся в залоге. В конце марта между «Эталон Авто» и «Таурус Банком» был заключен договор залога транспортных средств для обеспечения обязательств заемщика. Об этом в апреле покупателям не говорили, наоборот, нагло лгали с вручением ПТС и ключей от автомобилей. И вот «Эталон Авто» перед «Таурус Банком» не рассчитался - автомобили оказались арестованными. Причем вот какая подробность: деньги за автомобиль, приобретенный Владимиром Фоменко, салон успел-таки перечислить банку. Есть соответствующие документы, но в список взыскиваемого имущества попал.

Дело дрянь

15 добросовестных покупателей отдали свои деньги. Брали кредиты.
«Эталон Авто» не выполнил свои обязательства рассчитаться до конца 2015 года ни перед банком, ни перед покупателями. Салон деньги взял — значит, должен был надлежащим образом оформить автомобили и вывести их из-под залога. Естественно, «Агентство по страхованию вкладов» заботится о возвращении своих денег. Откуда и каким образом - это его не интересует. Где зацепили, там и потянут со всей государственной мощью. У них там в председателях совета директоров сам министр финансов Улюкаев. Все у них получится. Тем более что судебная практика наработана такая, что мама не горюй. Всегда простой гражданин проигрывает компаниям, будь они трижды не правы по совести и по существу. Вспоминается, что не раз в нашем городе отбирали квартиры после сделки, проверенной госэкспертизой. Внезапно появляется собственник и выкидывает вон жильцов, добросовестных приобретателей. Жулики в стороне потирают руки. Возмездия никакого на тех, кто отлично научился пользоваться дырками в законодательтстве.

Вот и теперь Сергей Журавлев, генеральный директор «Эталон Авто», заемщик кредита в «Таурус Банке», спокойно руководит другими фирмами, ездит на своих автомобилях. И учредитель «Эталон Авто» Вилен Спиридонов, он же поручитель в сделке, тоже в стороне. Оба не скрываются, хотя поручитель и должник отвечают солидарно в полном объеме перед кредитором. Похоже, суд и правозащитные органы эти господа не интересуют. Еще одна странность. Ведь бизнесмен в принципе рискует, за это он получает прибыль или теряет все. У нас же риски теперь перекладываются на клиентов. Фактически грабят дольщиков, покупателей и прячутся за спиной у закона. Смогли бы мошенники орудовать без госуподдержки?

Нехорошая аналогия

Владимир Николаевич Фоменко - ветеран войны в Афганистане, ликвидатор последствий катастрофы Чернобыльской АЭС. Вроде бы не раз бывал в крутых переделках. Но теперь совсем нервы сдали с этим автомобилем. Жил честно, служил Отечеству. И выходит, Отечество играет против него?

- Это проще за нас взяться, - возмущается Фоменко. - Похоже, была такая хитрая договоренность банка и этой компании. В результате — мы теряем машины. Первое заседание суда было в мае. Судья просила у всех покупателей предъявить свои документы, чтобы доказать свою добросовестность. Но наши машины все равно отберут. Они будут взысканы, проданы с торгов. А мы потом будем судиться с несуществующим салоном «Эталон Авто», чтобы он возместил нам убытки. Увы, но большинство судов общей юрисдикции становятся на сторону банков. Государственная структура «Агентство по страхованию вкладов» взыскивает. Суд будет на их стороне. И мы будем вынуждены распрощаться со своими законно приобретенными автомобилями.

Есть еще одна деталь, на которую указывает Фоменко. Автомобиль был им приобретен до 1 июля 2014 года. С этого времени появилась обнадеживающая поправка в законодательстве, согласно которой якобы достаточно доказать в суде, что ты добросовестный покупатель. Тогда есть шанс. В своем случае Владимир Николаевич вообще не видит никаких вариантов.

- Извините, - говорит Фоменко, - такую машину приобрести еще раз нереально. Мне седьмой десяток, инвалид, оплачиваю этот кредит. И вот на выходе такой финал. Неудобно перед детьми и внуками. Я, получается, вор, украл машину. История эта никому из нас не добавит здоровья. Нас сейчас поставят один на один с госкорпорацией.
На последнем заседании истец потребовал вывести в отдельное производство салон «Эталон Авто», чтобы дело рассматривал не суд общей юрисдикции, а арбитражный. Что это дает? Наблюдатели говорят, что в таком случае признают салон недееспособным. И с каждым из покупателей по отдельности будут решать вопрос. Хорошо, что судья отказалась от этого.

Обращение в Роспотребнадзор, в прокуратуру ничего не дало. Такие инстанции больше склонны к переписке. Полиция тоже состава преступления не находит. Кто будет защищать интересы добросовестных покупателей? Получается, сейчас в любой салон приди за автомобилем — и гарантий никаких нет. Даже если тебе все отдадут вплоть до пресловутого ПТС.

Известный аналитик авторынка, кандидат технических наук Александр Рулевский выразил мнение, что в этой истории суд обязательно разберется и всех, кто приобрел автомобили, признают добросовестными покупателями. Однако подобных случаев в Челябинске, когда автомобили со всеми документами остались бы в залоге, эксперт не вспомнил.

- Дед мой был моряком, на Балтике служил. В революции участвовал, - вспомнил неожиданно для себя Владимир Фоменко. - Вернулся в деревню. С местным властями не нашел общий язык. Не посмотрели, что пятеро детей - раскулачили. Отняли последнюю лошаденку. Выслали на Салехард всю семью. А деда потом дальше отправили. В 1936-м расстреляли. Пришли документы, что он реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления. Абсурд? Но ведь и теперь, получается, абсурд. За чужие ошибки раскулачивают людей. Такая выходит аналогия.