Меню

Защита или перестраховка

22.11.2016 13:00 - автор Наталья ФИРСАНОВА
Маму двоих детей отправили в полицию из-за рядовой шишки ребенка. Обоснованно ли родители боятся «детских» законов и почему полицейские навещают благополучные семьи?
Защита или перестраховка


Ссадины, синяки и шишки, которые периодически набивает любой ребенок, могут стать поводом для разбирательства. С чем связано повышенное внимание к детским травмам? Что грозит родителям, если их ребенок случайно поскользнулся, разбил коленку или получил другое незначительное повреждение? В этих вопросах попыталась разобраться «Вечерка».

Пошли в травмпункт – пришла повестка

На днях в редакцию «ВЧ» обратилась челябинка, мама двоих детей Татьяна.
- Утром 27 октября я повела пятилетнюю дочку и трехлетнего сына в детский сад. При выходе из квартиры младший ребенок (мальчик очень подвижный, активный) споткнулся и упал. Малыш, естественно, заплакал. Мы вернулись домой, я сняла с него шапку, на голове заметила небольшую шишку. Приложила к месту ушиба лед, и мы спокойно пошли в садик, - рассказывает Татьяна.

Ночью малыш беспокойно спал, и заботливая мама для подстраховки решила показать ребенка врачу. В пятницу, 28 октября, она повела сына в ближайший травмпункт, в ОКБ № 3. По словам нашей собеседницы, в приемном отделении медсестра, не дожидаясь осмотра врача, тут же сообщила в полицию.

- Я не понимаю, что могло вызвать подозрение у медработника. Сынишка у меня опрятный, в больницу пришел в хорошем настроении, четко сказал, что поскользнулся. Непонятно, почему медсестра не поверила ребенку и сообщила в правоохранительные органы? – недоумевает Татьяна. – Родители, избивающие детей, вряд ли будут показывать следы своих действий врачу. В неблагополучных семьях такие факты стараются скрыть.
Вскоре подошел доктор, осмотрел место ушиба, сделали компьютерную томографию. Результаты обследования показали: ребенок здоров. Подтверждающий документ Татьяне выдали в медицинском учреждении. Казалось бы, в этой истории можно было бы поставить точку. Но…

Вечером того же дня Татьяна получила повестку из полиции. А вскоре инспектор по делам несовершеннолетних побывала в доме, опросила соседей.

- У нас законопослушная семья. Но в отделении я почувствовала себя так, будто преступила закон. Меня подробно расспрашивали, где, когда и при каких обстоятельствах мой сын получил травму. Пришлось объяснять и доказывать, что ребенок упал по досадной случайности, а его здоровью нет никакой угрозы. К счастью, дочке всего пять лет. Была бы старше, и ей пришлось бы давать показания, как свидетельнице происшествия. Так объяснила дознаватель, - волнуется женщина.

Оперативное реагирование

Как сообщили в пресс-службе министерства здравоохранения Челябинской области, еще в 2012 году в Минздравсоцразвития РФ был подписан приказ № 565-н («Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий»). В нем перечислены все случаи, при которых медицинские организации обязаны передать информацию в правоохранительные органы. В списке огнестрельные ранения, колотые, резаные, рваные раны, переломы костей, гематомы внутренних органов, сотрясения головного мозга и другие признаки причинения вреда здоровью.
- Если травма произошла в результате противоправных действий как в отношении несовершеннолетнего, так и взрослого, мы обязаны сообщить в полицию, - объясняет заведующий травмпунктом ОКБ № 3 Дмитрий Литвиненко. – Как правило, пострадавший сам рассказывает о таких ситуациях. Если несчастный случай произошел при других обстоятельствах и не вызывает подозрений на умышленное причинение вреда здоровью, мы не передаем информацию в правоохранительные органы.

Однако, как утверждает наша собеседница, у ребенка не было даже незначительных признаков травмы. Остается загадкой, почему медсестра, не имея заключения врача, взяла на себя инициативу и тут же оповестила полицию? Что это - излишняя подозрительность, перестраховка? Но при таком подходе родители будут опасаться вести ребенка к врачу.

Как пояснила специалист по связям со СМИ УМВД России по Челябинску Любовь Гайнулина, ежедневно из медицинских учреждений города поступают десятки звонков, из них большая часть – сообщения о пациентах с травмами криминального характера. Как только телефонограмма поступает в полицию, сотрудники правоохранительных органов обязаны незамедлительно начать проверку. Если речь идет о несовершеннолетних, непременно опрашиваются его законные представители (родители, опекуны). Чтобы выяснить, как характеризуется семья, инспектор обязательно побеседует с соседями.
  
- Проводимая работа направлена прежде всего на защиту интересов ребенка, - говорит Любовь Гайнулина. - К сожалению, имеют место случаи жестокого обращения с детьми, и родители пытаются скрыть этот факт. Например, утверждают, что ребенок ударился при падении со стула. Если установлено, что телесное повреждение нанесено умышленно, может быть возбуждено уголовное дело. Если же ребенок получил травму случайно, например поскользнулся, оступился и так далее, то родителям не грозит никакое наказание.

Проверка фактов получения травмы проводится на основании статей 144 - 145 УПК РФ. После ее завершения выносится постановление об отказе или возбуждении уголовного дела. В случае отказа в возбуждении уголовного дела решение принимается не позднее десяти суток с момента поступления сообщения из больницы.

400px-Podkreplenie_Frame_-_1031.jpg

Взрослые боятся «детских» законов

С тех пор как наша читательница Татьяна побывала с сыном в травмпункте, прошло больше десяти суток. А значит, принято решение не возбуждать дело в связи с отсутствием состава преступления. Малыш давным-давно забыл о том, как поскользнулся и упал по дороге в садик. Но Татьяна до сих пор переживает стресс, боится, что в квартиру позвонят незваные гости и отберут сына. Материнская тревога вполне объяснима. Уже несколько лет в России идут дискуссии о ювенальной юстиции, которая наводит страх на родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Летом этого года Госдумой был принят так называемый закон о шлепках. Скандальный документ вызвал в России активный протест общественности.

- Закон о ювенальной юстиции в нашей стране не принят. Пока речь идет только об элементах ювенальной юстиции, - прокомментировал руководитель пресс-службы региональной общественной организации «Совет родителей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Челябинской области» Виктор Попов. – Если конкретно говорить про информирование о травмах несовершеннолетних, то настороженность медиков и сотрудников полиции в этом вопросе достаточно обоснована. Посмотрите: едва ли не каждую неделю мы узнаем об агрессии взрослых по отношению к детям. Оперативное реагирование позволяет выявлять факты семейного насилия, которые происходят за закрытыми дверями квартир. С другой стороны, не исключены перегибы, перестраховка некоторых сотрудников заинтересованных ведомств. Поэтому беспокойство законопослушных родителей вполне объяснимо. Если вы считаете, что ваши права нарушаются, можете обращаться за помощью в Совет родителей. Ведь одна из основных задач нашей организации – защита прав родителей, учащихся и воспитанников образовательных учреждений.

Телефон ЧРОО «Совет родителей Челябинской области» есть в редакции «Вечернего Челябинска».