Меню

Борьба с хамством или пацанчики на районе?

10.02.2017 13:11 - автор Ирина ЯББАРОВА
Методы работы активистов «СтопХама», недавно вновь появившегося в Челябинске, вызывают у горожан неоднозначную реакцию
Борьба с хамством или пацанчики на районе?


«Мы приносим пользу обществу» - именно так себя позиционируют участники общественного движения «СтопХам» (организация ликвидирована Минюстом и в настоящее время официально не существует). Общественная польза заключается в том, что крепкие молодые люди охотно кидаются на автомобили и обклеивают стекла круглыми стикерами, которые, к слову, снять не так-то просто. Под раздачу попадают те, кто, по мнению стопхамовцев, неправильно припарковался.

Не секрет, что подобное движение уже давно действует в Москве, однако челябинские стопхамовцы к столичному не имеют никакого отношения. Московский «СтопХам» до последнего времени был зарегистрирован как общественная организация, но был закрыт Министерством юстиции. И пока москвичи пребывают в растерянности, челябинский «СтопХам» принципиально регистрировать свою организацию не планирует, ссылаясь на то, что действующее законодательство позволяет общественникам работать без соответствующей регистрации. О своем воскрешении челябинские стопхамовцы объявили в группе, созданной в социальной сети. Столь радостное для южноуральской столицы событие свершилось 4 января.

Обозначили стопхамовцы и цели своего воскрешения: «Борьба с нарушением правил дорожного движения и пренебрежением к окружающим со стороны его участников: парковка в неположенном месте, самозахват городской земли для парковок, использование тротуаров для передвижения на автомобиле и т. п. Участники акции ищут неправильно припаркованные автомобили, создающие помехи для окружающих, и, при наличии в автомобиле водителя, обращаются к нему с просьбой перепарковать автомобиль в соответствии с ПДД. В случае отказа либо при отсутствии водителя на лобовое стекло автомобиля с пассажирской или водительской, а нередко и на боковые или задние стекла приклеивается круглая наклейка с текстом «Мне плевать на всех — паркуюсь, где хочу» (стилистика сохранена. — Авт.).

+++gDaBtitbGe0.jpg

Увы, пообщаться с руководителем челябинских стопхамовцев Виталием Реутовым «Вечерке» не удалось. Изначально молодой человек оставил журналисту «ВЧ» номер своего мобильного телефона и согласился на интервью, но внезапно «ушел в подполье». На телефонные звонки редакции не отвечал, на два сообщения, оставленных на автоответчике, не отреагировал и не перезвонил на озвученный в записи автоответчика редакционный номер телефона. Многократные попытки дозвониться до Виталия Реутова в течение нескольких дней так и не увенчались успехом. Что очень странно, ведь совсем недавно Виталий Реутов вместе со своей компанией охотно позировал перед телекамерами, раздавал интервью и даже принимал участие в ток-шоу на одном из челябинских телеканалов.

«СтопХам» с прицелом

Насколько известно «Вечернему Челябинску», в настоящее время в рядах челябинских стопхамовцев порядка 15 человек: крепкие молодые люди, обычно прихватив пакетики-маечки со стикерами, вооружившись газовыми баллончиками и электрошокером, выходят на центральные улицы города и отлавливают нарушителей. Все свои так называемые рейды по злачным местам центра города активисты движения снимают на видеокамеру, а затем выкладывают в Интернет, кстати тем самым нарушая нормы Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». Уже за это каждый автолюбитель, который попался в объектив видеокамеры «СтопХама», а затем оказался на YouTube, имеет право написать заявление на активистов в правоохранительные органы.

За прошедшее время стопхамовцы провели несколько таких вылазок. И казалось бы, дело благое — наказывать тех, кто не соблюдает правила дорожного движения. Кто же будет против такой гражданской позиции? Лично я только поддерживаю желание воспитать порядочность в челябинских автомобилистах. Как автоледи, сталкиваюсь с хамством на дороге и порой поражаюсь отсутствию у некоторых горожан культуры вождения и уважения к тем, кто рулит рядом. Только вот методы, которые используют челябинские стопхамовцы, весьма спорны, а зачастую перешагивают и границы действующего в стране законодательства.

856tfgx0.jpg
Под "раздачу" попадают те, кто по мнению стопхамовцев, неправильно припарковался

Во время своих рейдов активисты «СтопХама», по рассказам ряда водителей, позволяют себе не только грубость в отношении автолюбителей, но и откровенные оскорбления, а то и угрозы. Видимо, считают, что своей нездоровой агрессией смогут заставить водителей-нарушителей выучить ПДД раз и навсегда.

«Я воспитан как Мужчина и привык общаться ровно так, как общаются с тобой! Лучше быть быдлом, чем Сявкой! Но я привык стоять за себя» (стилистика сохранена. — Авт.) - именно так комментирует действия челябинских стопхамовцев лидер движения Виталий Реутов в ответ на реакцию недовольных автолюбителей, которые оставляют комментарии под размещенными в социальной сети видео. Увы, но почему-то молодым людям из «СтопХама» невдомек, что взаимной агрессией проблему хамства на дороге не решить. Вот и получается, что, не успев появиться на свет, это движение со скоростью метеора перерастает в движение по порче чужого имущества. Молодые люди не считают зазорным позировать на фоне обклеенных авто, хвастаясь своими крайне сомнительными подвигами.

- Если разобраться, то «СтопХам» - это просто группа по интересам, - считает заместитель начальника ГИБДД города Челябинска подполковник полиции Алексей Горшков. - Чтобы стать полноценной общественной организацией, им необходимо пройти определенные процедуры, но регистрировать свое движение они не намерены. А потому вообще сложно их действия назвать правомерными. Конечно, каждый человек имеет право проявить свою гражданскую позицию: если он видит, что совершается какое-либо правонарушение, никто не мешает подойти и сделать замечание, попросить соблюдать установленные правила и нормы закона. Но требовать и предпринимать какие-либо действия они не могут. Вообще, подобного рода акции должны проводиться при взаимодействии с правоохранительными органами. Но активисты челябинского «СтопХама» предпочитают иные методы: для них главное — собственная реклама, желание собрать побольше лайков в социальных сетях, получить известность. Все это больше похоже на какие-то игры, но проявления настоящей гражданской позиции и реального желания навести порядок на дорогах у активистов «СтопХама» нет. Более того, провозглашая своей целью борьбу с автохамами, они сами зачастую провоцируют конфликты с водителями. Что касается мужских поступков, то, видимо, в понимании участников движения вести себя по-мужски — это когда компания крепких мужчин набрасывается на испуганную девушку и начинает предъявлять какие-либо требования. Ну какой же это мужской поступок? Даже если девушка не права, настоящие мужчины так себя не ведут. Да и к тому же, чтобы бороться с нарушениями законов и правил, члены общественной организации сами должны иметь безупречную репутацию, чего не скажешь об активистах «СтопХама» и «Трезвых дворов».

9xqvjjwr.jpg
Только за 2016 год за нарушение правил остановки и стоянки было эвакуировано почти девять тысяч автомобилей. За прошедшие полтора месяца текущего года за те же нарушения на специализированную стоянку отправилось уже более тысячи железных коней. 

Репутация позволяет?

Кстати о репутации. Не только для правоохранительных органов, но и для подавляющего большинства журналистов области не секрет, что некоторые представители челябинского «СтопХама» в прошлом имели судимости. Например, один из активистов был осужден по таким статьям, как ст. 30 ч. 3 («Приготовление к преступлению и покушение на преступление»), ч. 2 п. «г» ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации («Грабеж с применением насилия не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия»). А 29 марта 2011 года Курчатовский районный суд приговорил его к двум годам и шести месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Кстати, вся информация находится в открытом доступе, с ней можно ознакомиться на сайте Курчатовского районного суда Челябинска.
Конфликты в прошлом есть и у главного защитника челябинских стопхамовцев - автоюриста Льва Воропаева. Действия своих друзей молодой человек активно поддерживает и заверяет, что никаких нарушений с их стороны нет.

- На самом деле рассуждения человека, который имеет юридическое образование, о том, что нарушений законодательства в действиях стопхамовцев нет, мне, как сотруднику правоохранительных органов, слышать странно, - добавил Алексей Горшков. - Лев Воропаев занимается тем, что постоянно пытается найти пробелы в законодательстве и воспользоваться этим. Звания настоящего юриста такая позиция недостойна, поскольку он занимается пустословием, а не конкретикой.

Лев Воропаев несколько лет назад сам попадал в поле зрения сотрудников ГИБДД, нарушая правила дорожного движения. Пять лет назад автоюрист Воропаев потребовал от Госавтоинспекции удалить информацию о своих нарушениях из базы данных. Однако ему в этом было отказано. Не сочла это сделать нужным и местная прокуратура. После чего автоюрист обратился в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. И только там доводы Воропаева были услышаны. А ссылался он на статьи 4.3, 4.6, 31.9 Кодекса об административных правонарушениях, которые регламентируют хранение и передачу данных в архив. Информация о нарушениях правил дорожного движения, совершенных Воропаевым, была удалена из базы данных и прямиком отправилась в архив. К слову, о том, как это сделать, Лев Воропаев подробно рассказывал челябинским журналистам еще зимой 2012 года.

Без вины виноватые

Ради справедливости стоит заметить, что движение стопхамовцев многие горожане открыто поддерживают. Оно и понятно: желающих поставить своего железного коня не по правилам действительно немало. Но ведь никто не будет спорить, что проблема с парковками для Челябинска, как и для других мегаполисов, очень актуальна. Порой автолюбителям приходится наматывать круги вокруг дома или работы, чтобы найти местечко для своего железного коня. Мало кто учитывает, что центр Челябинска строился десятилетия назад, когда в городе не было такого количества автомобилей. А потому подавляющее большинство центральных улиц довольно узкие, с небольшими тротуарами и не самым большим количеством парковочных мест. Проблема с парковками наблюдается и в новых микрорайонах южноуральской столицы. Но здесь причины иные: застройщик, зачастую в попытках сэкономить деньги и время, просто не создает необходимую инфраструктуру для автовладельцев. А потому горожане вынуждены парковать своих железных коней с частичным заездом на тротуары и газоны. Но о таких тонкостях активистам «СтопХама» думать не с руки?

Что касается тех, кто разделяет незаконные действия подобных активистов, то, скорей всего, такая позиция — до первой встречи с ними. Вряд ли кто-то будет счастлив стать объектом агрессии молодых людей. Договориться автовладельцу с такими вряд ли получится, ведь стопхамовцы действуют по принципу «есть наше мнение и неправильное». Это особенно странно, поскольку есть сомнения в том, что часть активистов «СтопХама» досконально знают правила дорожного движения.

- Случаются самые разные жизненные ситуации, - добавил заместитель начальника городской ГИБДД. - Порой водителю требуется оперативная остановка, например для того, чтобы доставить в больницу больного человека. Активисты «СтопХама» жизненные обстоятельства не учитывают, для них главное - запугать водителя, снять это на видеокамеру, а затем выложить в Интернет. Но такие действия неправильны, равнять всех под одну гребенку по меньшей мере неразумно.

Насколько позицию челябинских стопхамовцев можно считать гражданской, пусть каждый решает сам для себя. Но для любого разумного человека выводы лежат на поверхности: полноценная общественная организация должна приносить реальную пользу обществу, не приумножать агрессию, не провоцировать и не создавать конфликтные ситуации, не пытаться запугивать и не преследовать собственные корыстные цели, а работать в диалоге с органами власти, силовыми ведомствами, а самое главное — в рамках действующего законодательства, вне зависимости от плоскости юридического права. В противном случае это не общественная организация, а обычный междусобойчик.

Универсального совета, как реагировать на некорректное поведение подозрительных активистов, пожалуй, нет. Самое главное - не нарушать правила дорожного движения, уважать других водителей и пешеходов, и помнить: зачастую исход конфликта зависит от вашего к нему отношения. И может, стоит придерживаться позиции Марка Твена, который советовал не спорить с глупцами, ведь сначала они опустят вас до своего уровня, а потом задавят опытом.

Знаете ли вы, что:

За нарушение правил остановки и стоянки предусмотрено административное наказание. Если водитель нарушил требование знака, на него будет наложен штраф в сумме полутора тысяч рублей, за парковку на месте для инвалидов материальное наказание предусмотрено в сумме пяти тысяч рублей.

Кроме того, водитель-нарушитель из своего кармана обязан оплатить услуги эвакуатора — 1900 рублей за легковой автомобиль, а также за каждый час пребывания своего железного коня на специализированной стоянке - 37 рублей час.

Комментарии

горшков.JPGАлексей Горшков, заместитель начальника ГИБДД города Челябинска, подполковник полиции:
- Подобные организации, как «СтопХам», могут лишь обратить внимание гражданина на то, что он нарушил правила дорожного движения, и попросить устранить нарушение. Это называется выражением своей гражданской позиции, которая защищена Конституцией Российской Федерации. Но требовать что-либо и уж тем более предпринимать какие-либо действия, да еще с применением психологического и физического воздействия, они не имеют права. Требовать устранить нарушение могут только сотрудники правоохранительных органов, в данном случае - сотрудники дорожно-постовой службы ГИБДД.

Отмечу, что Госавтоинспекция охотно сотрудничает с общественными организациями, у нас работает отдел пропаганды, через который ведется взаимодействие. Например, в Челябинске действует дружинники, которые прошли обучение, у них имеются соответствующие удостоверения, и они регулярно участвуют в наших рейдах. Такое сотрудничество уже давно налажено и приносит свои результаты. Что касается «СтопХама», то его активисты ни разу не выходили к нам с предложением о взаимодействии. Кроме того, они никак не обозначают места проведения своих акций, чтобы сотрудники ДПС могли присутствовать на них. Если бы молодые люди из «СтопХама» действительно хотели навести порядок на дороге, они бы это делали в рамках действующих нормативных актов и при сотрудничестве с Госавтоинпекцией. Но, судя по поведению самих активистов, складывается впечатление, что их главная задача — заработать популярность, накрутить себе просмотры в социальных сетях. Только от их действий толку нет.

Что касается претензии от «СтопХама» в адрес ГИБДД по поводу отсутствия борьбы с нарушителями правил дорожного движения, то хочу обратить внимание: в центре города работают эвакуаторы, которые ежедневно увозят на специализированную стоянку автомобили водителей-нарушителей. Все оформляется документально, более того, ведется статистика. И могу с полной уверенностью заявить, что водитель, машину, которого хоть раз эвакуировали, уже никогда не нарушит правила парковки, поскольку он не только теряет много времени, чтобы вернуть свой автомобиль, но и тратит солидную сумму денег, что сильно может ударить по карману.
От себя могу посоветовать автовладельцам, которые пострадали от действий челябинского «СтопХама», создать судебный прецедент. Но самое главное — не надо нарушать правила дорожного движения.


ппов.jpgНиколай Попов, юрист:
- С юридической точки зрения все довольно просто. Российская Федерация - это правовое государство, а значит, закон является высшим общественным регулятором, перед которым все равны. Так вот закон определяет, что за охраной общественного порядка следят специальные органы, в частности полиция. Для сотрудников данных органов устанавливаются регламенты и требования, которые они обязаны соблюдать. Кроме того, этим занимаются люди, получившие специальное образование, в рамках которого разъясняется, что такое права граждан и соблюдение законности при исполнении служебных обязанностей. Следует отметить, что сотрудники полиции всегда находятся под надзором служб собственной безопасности и иных контролирующих органов. Из этого следует, что правоохранительная система - это сложная структура, призванная защищать правопорядок, в том числе принудительными мерами. В случае когда на себя берут правоохранительные функции граждане, не имеющие на это специальных полномочий, установленных законом, ничего плохого в этом нет до того момента, пока не нарушается закон Российской Федерации.

Что касается «СтопХама», то обращаю внимание: когда молодой человек берет устройство для видеосъемки, все меняется, так как он должен знать нормы статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина». Если лицо, берущее на себя функции правоохранителя, клеит на стекло стикер, который трудно смывается, это является причинением вреда и квалифицируется по статье 1064 Гражданского кодекса, согласно которой «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».
Если же гражданин под предлогом сохранения общественного порядка сам грубо нарушает общественный порядок, оскорбляет, угрожает, применяет оружие или совершает какие-либо насильственные действия, то это уже хулиганство, которое наказывается лишением свободы до пяти лет (статья 213 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Что делать при появлении самозванных правоохранителей?
Во-первых, вызывать полицию. Во-вторых, вести видеосъемку событий, стараясь не снимать отдельно взятых личностей, чтобы не нарушать статью 152.1 Гражданского кодекса. В-третьих, постараться устранить допущенное нарушение, если оно не вызвано серьезными обстоятельствами (доставление больного, поломка ТС и т.д.). В-четвертых, если наклейка все же размещена, зафиксируйте это на видео, дождитесь наряда полиции и обращайтесь в суд за компенсацией.

Если же лица, допустившие нарушение ваших прав, скрылись с места до прибытия полиции, постарайтесь запомнить номер их автомобиля. Если же установить личности охраняющих правопорядок по своей инициативе не удалось, то привлечь их к ответственности будет практически невозможно до момента, пока не будет размещено видео, - в этом случае появляется шанс найти их по IP-адресу.

фвйзуров.jpgАлександр Файрузов, автожурналист:
- Весьма скептично отношусь к ребятам из «СтопХама», поскольку они работают исключительно на камеру, на свою популярность. Да и потом, думаю, многие согласятся с мнением, что когда идет речь об общественниках, то в их лице хочется видеть положительный образ, который своим поведением, своей жизнью подает пример всему обществу. В случае со «СтопХамом» о положительном примере речи не идет. От них, наоборот, исходит хамство, грубое и вульгарное поведение. Свою позицию они объясняют просто: если мне хамят, то и я имею право хамить и грубить в ответ. Кто ж таких будет слушать и уважать? Заботы об обществе в их действиях нет ни капли, они преследуют исключительно личный интерес.

При этом у стопхамовцев нет абсолютно никакой юридической грамотности, они не знают элементарной разницы между понятиями «стоянка» и «остановка».

Удивляет и то, что юрист «СтопХама» Лев Воропаев также не знает нормы Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Как юрист, он должен в первую очередь отстаивать правильность формулировок и их соблюдения, однако Воропаев утверждает, что в действиях активистов «СтопХама» нет абсолютно никаких нарушений. Это притом что ни одна общественная организация не имеет права требовать прекращения правонарушения и уж тем более предпринимать какие-либо действия. Это задача сотрудников правоохранительных органов, к которым активисты и должны обращаться при виде того или иного нарушения.
Что касается отсутствия исков в суд в адрес «СтопХама», то объяснение здесь элементарное: люди просто не хотят тратить огромное количество времени и денег, но, думаю, если стопхамовцы нарвутся однажды на грамотного и принципиального автовладельца, который зафиксирует порчу имущества, вызовет эвакуатор для своего автомобиля, чтобы отвезти его на автомойку (зачастую наклейки самостоятельно снять не представляется возможным), а затем через суд потребует взыскания всех потерь с активистов «СтопХама», ситуация резко поменяется, поскольку будет создан прецедент.

Кроме того, хочу обратить внимание, что, когда человек садится за руль, мир для него меняется. Каждый автовладелец хорошо знает, что парковок в городе катастрофически не хватает. Если бы парковочных мест было достаточно, то и подобных нарушений не существовало.

А еще считаю, что ребята их челябинского «СтопХама» неудачно выбирают места для своих рейдов. Может, стоит провести свой рейд, например, у птичьего рынка в Тракторозаводском районе, а еще лучше - у здания Главного управления МВД России по Челябинской области, у резиденции губернатора и около администрации города. Надо быть смелее в своих действиях.

бруй.jpgАлексей Бруй, председатель Челябинского регионального отделения движения автомобилистов «Свобода выбора»:
- Глубоко убежден, что каждый должен заниматься своим делом. В случае "Стапхама" - это работа на публику, на привлечении внимания к себе, все это очень похоже на детские игры. Видимо, молодые люди в детстве не наигрались и сейчас пытаются наверстать упущенное. Ну и определенные личности пытаются извлечь из этого политические дивиденды, правда не слишком успешно.

Я обычный автомобилист, я не святой как и все автомобилисты у нас в городе и проблему знаю очень хорошо. Главная проблема-то в том, что вопрос парковок в городе гораздо глубже и многограннее. Если мы говорим о парковках, то автоматически переходим к вопросам строительства дорог-связок между районами, к работе городского транспорта, к уборке дорог и ко многим другим вопросам. А есть ли у нас в городе общая концепции организации движения и парковок в частности? Я этого не вижу. Город ведь как единый организм, здесь не подойти к вопросам раздельно. Я очень боюсь когда у нас начнут обильно вводить платные парковки, это удобный и легкий инструмент для администрации, но будет ли проработана инфраструктура для нормального функционирования без серьезного ущерба для нас, автомобилистов? Необходимо искать пути выхода из сложившейся ситуации, а не устраивать шоу. А главное помнить: закон для людей, а не люди для закона.