Меню

Игры со смертью, или Убрать из друзей

13.03.2017 14:33 - автор Наталья ФИРСАНОВА
«В городе дети кидаются под колеса. А если водитель не успеет затормозить? Это ж какая трагедия будет», - на днях поделилась шокированная коллега. На ее глазах подростки лет четырнадцати, дождавшись красного сигнала светофора, перебегали дорогу прямо перед носом автомобилей. На тротуаре «группа поддержки» снимала отчаянную выходку друзей на смартфон. Видео разместят в социальных сетях и заработают порцию лайков. Очередная игра «на самоуничтожение» недавно появилась в Сети и со скоростью вируса гриппа распространилась по России и за ее пределами. Она, по мнению профессионалов, продолжает цепь «клубов самоубийц», «групп смерти». От скуки или от тоски несовершеннолетние втягиваются в смертельно опасную игру. Сначала куратор предлагает безобидные задания, с каждым шагом усложняя квест, от игрока требуют наносить порезы на теле и подтверждать выполнение фотоотчетом. В финале подросток должен уйти из жизни (или инсценировать самоубийство). «В нашем классе девочка играла в Интернете в группе «китов». Никто об этом не знал, пока запуганный ребенок не оказался по требованию куратора на крыше. Девочку чудом спасли», - рассказывает «Вечерке» мама челябинского шестиклассника.
Игры со смертью, или Убрать из друзей


- Дети просто не могут выйти из игры, - обеспокоена проблемой главный детский психиатр минздрава Челябинской области Татьяна Смирнова. – Если ребенок сомневается, боится, ему угрожают: если сам «не выпилишься» из жизни, пострадают родные - их адреса и контакты известны.

Челябинская область на пороге эпидемии детского и подросткового суицида, предупреждают эксперты. По официальным данным, в прошлом году свели счеты с жизнью 27 юных южноуральцев. Но это верхушка айсберга. Потенциальных жертв в десятки раз больше. По словам специалистов, на один случай завершенного суицида приходится 50 (!) попыток.

Кто виноват


Кто стоит за виртуальными «ужастиками» и подталкивает детей к опасной черте? Председатель Независимого экспертного совета по проблемам национальной безопасности и экстремизма, руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии Константин Путник склоняется к конспирологической версии.

- У истоков этих игр стоят взрослые, которые заинтересованы в ослаблении системы нашей национальной безопасности. Можно предположить, что мы столкнулись с изощренной, жестокой формой информационной войны, которая ведется против наших детей, - полагает эксперт. - На мой взгляд, историка и социолога, в современной России нет позитивного проекта, национальной идеи. Общество живет в идеологическом вакууме, в ситуации тотальной социальной несправедливости, разрушены традиционные ценности, нравственные нормы.

Первыми жертвами становятся подростки. Под руководством поводырей из соцсетей они играют в опасные игры на грани суицида. Победить это явление невозможно, но ограничить его, снизить статистику потерь вполне реально, считает Константин Путник.

Ловушка для отверженных


Подростковый возраст – сам по себе трудный период. По словам Татьяны Смирновой, дети еще не воспринимают всерьез слово «смерть», не осознают, что уход из жизни – не временное явление и живой воды никто не придумал. Они готовы совершить роковой шаг, часто не понимая, какую боль причинят родителям, какой трагедией это обернется для близких людей.

- Нередко подростки, предпринявшие попытки суицида, признаются, что хотели, например, чтобы учительница пожалела их и перестала унижать. При этом даже не задумываются, что про переживания учительницы они не узнают, - рассказывает главный детский психиатр области. – Дело в том, что большинство семей практически не имеет традиций расставания с умершими родственниками и их поминовением. Взрослые стараются оградить детей от этих событий. Конечно, это не значит, что ребенка с малых лет нужно вести на кладбище. Но именно в семье он должен получить первые уроки: что такое жизнь и смерть, добро и зло, что хорошо и что дурно.

Не каждый ребенок попадает в ловушку. В группе риска – дети с эмоциональными проблемами, отверженные, не имеющие доверительных отношений в семье. Именно у них могут возникать суицидальные мысли.

- Неразделенная первая любовь, непонимание родителей, проблемы с успеваемостью, конфликты с преподавателями, трудности в общении с одноклассниками - все играет роль, - объясняет Татьяна Смирнова. - Сейчас в России предлагают вовлечение детей в игры со смертью приравнять к действиям террористов. Но пока заметных шагов в этом направлении не сделано. По действующим законам выявить и наказать тех, кто провоцирует и склоняет детей к суициду, очень сложно. Правовая база отстает от развивающихся в виртуальном пространстве событий.

Защита от «охотников»


Роскомнадзор массово блокирует опасные группы в социальных сетях. Но вместо них появляются новые страницы. Для того чтобы надзорные органы зафиксировали, изучили сомнительный контент, а потом закрыли его, требуется время. А создать группу и заманить в нее новичков – минутное дело. Сегодня во многих городах появляются кибердружины, волонтеры пытаются помочь потенциальным жертвам, но, по мнению специалистов, зачастую они работают вхолостую, потому что правоохранительные органы не особо реагируют на общественников.

Где же искать защиту от охотников за детскими жизнями?


- Единственная подушка безопасности – комфортные отношения в семье, - уверена руководитель Центра психологической диагностики и консультирования, педагог-психолог Жанна Кулькова. - Если в доме нет любви, тепла, подростки попадают в зону риска, становятся легкой добычей ловцов человеческих душ. А это, поверьте, прекрасно обученные люди.

Кроме того, эксперты советуют с раннего возраста, покупая ребенку первый смартфон, объяснять, что в доступных мобильных приложениях есть не только информационные, развивающие, но и опасные функции. И конечно, родители должны быть в курсе интернет-активности их детей.

- Если ребенок настроен оптимистично, увлечен интересным делом, знает, что его любят, у него есть друзья, дом, где его ждут, он не будет подменять реальную жизнь виртуальной игрой, - добавляет Татьяна Смирнова.

Тимуровская альтернатива


К сожалению, родители порой недооценивают угрозы, исходящие из соцсетей. Дети сидят дома, уткнувшись в гаджеты, не дружат с уличными компаниями, и взрослые успокаиваются. А вот чем чадо занимается на просторах Интернета, их не интересует. Для многих родителей и педагогов увлечение детей различными «группами смерти» в соцсетях нередко становится сюрпризом, и, даже узнав об этом, часто относятся благодушно, поясняет Константин Путник.

- При желании детей можно защитить от опасностей в Сети, ограничив доступ к определенным ресурсам, - говорит главный детский психиатр регионального минздарва. – Но, как рассказал нам представитель одного из крупных интернет-провайдеров в Челябинске, всего 0,5 процента абонентов обратились за подключением такой услуги.

А если подросток уже обмолвился о намерениях уйти из жизни и, более того, пытался это сделать, ему нужна неотложная помощь психотерапевта или психиатра. Но чаще всего родители не торопятся вести ребенка к специалисту.

- Многие занимают страусиную позицию, боясь навредить ребенку или показать свою родительскую несостоятельность, - поясняет Жанна Кулькова. – Но проблема только наращивается. Заинтересованные мамы и папы, которые дорожат психологической безопасностью своего ребенка, в случае суицидального риска обращаются к специалистам, чтобы разобраться в причинах и, самое главное, предотвратить беду.

На первый взгляд, самый простой способ обезопасить несовершеннолетних от опасных игр в Сети – забрать у детей смартфоны и прочие гаджеты. Однако эксперты категорически против подобных запретов. Детям нужна достойная альтернатива, убеждены специалисты. Это может быть экстремальный спорт, творчество и другие позитивные занятия.

- Ребенок должен быть занят реальным делом. Почему, например, не вспомнить тимуровское движение, когда дети тайком делают добрые дела, помогают конкретным людям, - предлагает альтернативный вариант Константин Путник. – А что наши дети знают о пионерах-героях – о Володе Дубинине, Лёне Голикове, Лизе Чайкиной? А ведь на таких примерах воспитывались поколения школьников. И пора дегероизировать модели суицидального поведения, хватит превращать самоубийц в кумиров. Добровольный уход из жизни - это проявление слабости, безответственности.

Будем внимательны


Признаки суицидального поведения:

- тревожно-возбужденное поведение, внешне похожее на подъем, однако с проявлениями суеты, спешки;

- затяжные нарушения сна, ночные кошмары;

-​ депрессивное состояние, апатия;

- выраженное чувство вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе (этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

- резкое снижение успеваемости, безразличия к школьным оценкам;

-​ прямые и косвенные заявления о нежелании жить.

Свежие шрамы, изрезанные запястья у подростков – тревожный знак. Это повод сходить с ребенком на консультацию к врачу-психотерапевту или детскому психиатру.

- Не пытайтесь решить проблему самостоятельно, - предупреждает председатель Независимого экспертного совета по проблемам национальной безопасности и экстремизма, руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии Константин Путник. - Многие родители боятся обращаться за помощью к специалисту. Ведь это, по их мнению, клеймо на всю жизнь. Но вот что удивительно: взрослые не опасаются, что могут навсегда потерять ребенка.

Куда обращаться за помощью


Алгоритм действий от главного детского психиатра минздрава Челябинской области Татьяны Смирновой.

Первый шаг. Убедите ребенка позвонить по телефону психологической помощи или телефону доверия, со службой психологической помощи следует связаться взрослому.

Телефон доверия областного минздрава: 269-77-77, работает по будням с 17 до 8 часов.

Одновременно требуется консультация школьного или медицинского психолога (в детской поликлинике, в частном медицинском или психологическом центре).

Второй шаг. При отсутствии эффекта немедленно проконсультироваться с детским врачом-психотерапевтом – в детской поликлинике по месту жительства или в частном медицинском или психологическом центре.

Третий шаг. При отсутствии эффекта психотерапевтической работы или нарастании (усложнении) симптоматики необходима срочная консультация детского (подросткового) врача-психиатра в детской поликлинике своего района или города.

Для подростков Челябинска – в детском диспансере Областной клинической специализированной психоневрологической больница № 1: ул. Кузнецова 2а, телефон регистратуры 269-73-54.

При активных суицидальных высказываниях, действиях детей и подростков (до 18 лет) вызывать соматическую скорую помощь или психиатрическую бригаду скорой помощи для решения вопроса госпитализации.

При госпитализации ребенка (подростка) после незавершенной суицидальной попытки требуется консультация врача-психиатра (при согласии родителей, опекунов или других законных представителей ребенка до 15 лет или самого подростка).

Следует знать!


В настоящее время представители радикальных религиозных организаций, спекулируя на суицидальных наклонностях подростков, осуществляют скрытую вербовочную деятельность. Дети могут быть использованы в качестве шахидов.