Меню

Евгений САВЧЕНКО: «Не люблю слово «проблема»

25.05.2017 14:29 - автор Андрей ВАГАНОВ.
Министр общественной безопасности Челябинской области генерал-лейтенант полиции в отставке Евгений Савченко был гостем редакции нашей газеты. Как всегда, разговор касался острых тем: лесных пожаров, систем видеонаблюдения, межнациональных отношений…
Евгений САВЧЕНКО: «Не люблю слово «проблема»


Чем занимается министерство?

– Один из наиболее часто задаваемых вопросов – «Чем занимается ваше министерство?». Отвечаю: круг вопросов, которые находятся в нашем ведении, очень широк. Это и противопожарная безопасность, и организация работы спасателей, и внедрение единой системы 112, и вопросы гражданской обороны. Во всех этих областях у регионов имеются определенные полномочия, которые необходимо реализовать. Поясню на конкретном примере: существует противопожарная служба МЧС и областная противопожарная служба, отряды которой базируются в малых городах или населенных пунктах и борются с огнем там, куда огнеборцы федерального подчинения просто не успевают доехать в нормативное время. Так и получается: МЧС в основном ликвидирует пожары в крупных городах, на промышленных объектах, а наши пожарные спасают леса, села… В законодательстве точно прописано, кто и где должен тушить пламя, но на деле, как правило, вызывают тот отряд, что ближе.

То же самое и со спасателями: областной отряд ищет потерявшихся в лесу, приходит на помощь терпящим бедствие в горах или на дороге, а спасатели МЧС «специализируются» на помощи пострадавшим от наводнений, техногенных катастроф.

Кроме того, в ведении нашего министерства находится, например, содержание систем оповещения о чрезвычайных ситуациях. Мы занимаемся также межведомственным взаимодействием – например, обеспечением работы антинаркотической, антитеррористической комиссий.

О пожарах

– В самую «горячую» пору, когда сразу же после таяния снега наступила почти летняя жара, сотрудники нашей региональной противопожарной службы за неделю совершали более 700 (!) вызовов. К сожалению, даже после объявления особого противопожарного режима мы наблюдали открытый огонь: некоторые хозяйства, несмотря на запрет, продолжали сжигать сухую траву, потому что это самый дешевый способ очистки земли, борьбы с сорняками. Вопрос контроля проведения противопожарных мероприятий – опашки полей, дорог и так далее – требует постоянного внимания.

Кроме того, к сожалению, более 30% автопарка специальной техники областных огнеборцев уже выработало свой срок службы. Пока благодаря усилиям самих пожарных технику удается поддерживать в рабочем состоянии. Но необходимо обновление парка – и над этим мы сейчас работаем.

Вообще, хочется сказать, что авторитет наших огнеборцев очень высок, ведь в условиях сельского бездорожья и отдаленности от больших городов именно они первыми приходят на помощь. Потому на них смотрят как на героев!
Аналогичная ситуация со спасателями. Кстати, мы продолжаем работать над тем, чтобы и сотрудники региональных спасательных отрядов могли выходить на пенсию раньше – как и сотрудники МЧС. Пока они такой льготы лишены.

О чрезвычайных ситуациях

– В силу известных причин я не могу назвать точное количество объектов гражданской обороны. Но одно могу сказать точно: в случае чрезвычайной ситуации (война, стихийное бедствие, техногенная катастрофа) разработаны детальные планы эвакуации населения. Это как раз входит в компетенцию нашего министерства. Что же касается самих режимных объектов (бомбоубежища и т. д.), то они находятся в ведении федеральных структур. В прессе в свое время мелькали сообщения о нецелевом использовании таких объектов. Насколько я знаю, в этой области поработали правоохранительные органы, ситуация изменилась.

Кроме того, соответствующие выводы были сделаны после одной из самых известных нештатных ситуаций – падения челябинского метеорита. Были разработаны новые схемы построения системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Кстати, эти системы защищены от любых хакерских атак: они не имеют выхода во внешние компьютерные сети. А на случай выхода из строя электроснабжения предусмотрены различные варианты – вплоть до оповещения голосом.

О системе «Безопасный город»

– У нас крайне поверхностное представление о таких системах. Зачастую их воспринимают только как видеонаблюдение с целью наказания за нарушение правил дорожного движения. Однако в нашем городе, например, установлено уже более сотни камер, никак не связанных с дорогами, – они помогают охране общественной безопасности в местах досуга людей: парках, скверах, на площадях. А в Миассе благодаря внедрению такой системы (правда, не по всему городу) снизился уровень уличной преступности.

Кстати, и сами посты видеонаблюдения за дорожной ситуацией будут «переформатированы» – разработаны новые правила партнерства с организациями-подрядчиками. Появятся посты не только на оживленных городских магистралях, но и на загородных трассах – это будут мобильные комплексы.

Эффект от внедрения таких систем есть: наблюдается явное снижение количества ДТП, водители стали реже нарушать правила. Даже пресловутый заезд за стоп-линию стали совершать меньше.

О наркоманах

– Я член антинаркотической комиссии и бывший руководитель наркоконтроля, и потому знаю о ситуации, которая сегодня сложилась в области. К сожалению, количество летальных исходов от передозировок не уменьшается. На мой взгляд, это вызвано продолжающейся волной потребления синтетических наркотиков. В этой ситуации очень важны скоординированные действия различных ведомств: и правоохранительных органов, и систем образования и здравоохранения. К сожалению, иногда случается обратное – так, приказ Минздрава о том, что употребляющие наркотики должны вставать на учет только в добровольном порядке, очень усложнил работу по профилактике наркомании (раньше был и добровольный, и принудительный учет).

Очень важно обеспечить полезную занятость молодежи, потому что исследования показали, что основной потребитель наркотиков – это именно молодой человек. Сталкиваясь с жизненными трудностями, он выбирает путь ухода от действительности. И потому важна не просто занятость, а такие мероприятия, которые воспитывают самостоятельность, умение работать над собой и строить свою жизнь.

О грядущих мероприятиях

– Предполагаемый саммит ШОС и БРИКС, который планируется провести в Челябинске, естественно, ставит новые задачи по обеспечению безопасности в городе. Здесь не все так просто – например, меняющиеся требования законодательства. Так, еще недавно Ледовая арена «Трактор» была просто образцовой в этом отношении. Но требования поменялись – и теперь к чемпионату мира среди юниоров, который пройдет у нас в 2018 году, надо принимать ряд мер, чтобы соответствовать новым стандартам.

О межнациональных отношениях

– Сегодня все исследователи общественного мнения сходятся в том, что никаких предпосылок межнациональных конфликтов на территории региона нет. Исторически сложилась ситуация, когда представители разных национальностей и конфессий проживают рядом. Однако нельзя забывать, что теперь мы приграничный регион и почти рядом с нами работают сильные центры, занятые подготовкой экстремистов и даже террористов. В эпоху Интернета они могут распространять влияние без учета границ.

Потому экстремизм у нас не всегда «привозной» – мы знаем о сторонниках радикальных организаций, которые отнюдь не являются приезжими, мигрантами. Вообще экстремизм не имеет ни национальности, ни религии. И это надо обязательно учитывать в профилактической работе.

О нелюбви к слову «проблема»

– Мне очень не нравится это слово. Работа в правоохранительных органах приучила к взаимодействию с самыми различными структурами. И потому я считаю, что любая трудная ситуация – это прежде всего задача. И, как и у любой задачи, у нее есть способы и сроки решения.

Фото Вячеслава НИКУЛИНА.