Меню

Смертельный туризм на Южном Урале. Клянемся остаться дикарями?

20.07.2017 17:43 - автор Александр Патритеев.
«Клянемся не бриться, не пить, не курить и остаться дикарями!» Многие из нас наверняка помнят клятву трех друзей из советской комедии «3 + 2». Однако в эти дни Южному Уралу не до комедий. Настоящая трагедия, развернувшаяся на озере в Чесменском районе, унесла жизни семи человек, в том числе четырех детей.
Смертельный туризм на Южном Урале. Клянемся остаться дикарями?


Все обстоятельства случившегося еще предстоит установить следственным органам. Между тем региональные власти заявляют: трагедия произошла вследствие несоблюдения правил безопасности. К сожалению, люди часто ими пренебрегают и предпочитают искать виновных в лице так называемого человеческого фактора, а склонные к мистификациям шепотом вспоминают пресловутый злой рок.

В последние годы на просторах Интернета, в социальных сетях расплодилось множество нелицензированных туристических (в больших кавычках) фирм, которые там же, в соцсетях, организуют экскурсии, набирают желающих и вывозят их, например, в тур выходного дня. Профессионалы, имеющие большой стаж в сфере туризма, проявляют на этот счет озабоченность. И дело даже не в том, что подобные теневые экскурсоводы составляют конкуренцию лицензированным турагентствам и обходят налоговые обязательства, а в том, что в таких случаях элементарная техника безопасности может остаться «за бортом».

Экскурсоводы «вокруг пальца»

– Во-первых, договор с клиентами эти «организаторы» не заключают – обычно дают номер карточки, на которую человек сбрасывает деньги, затем он приходит в условленное место, где его сажают в автобус и везут, – комментирует директор туристской компании «Одиссея», входящей в областную Ассоциацию туристических организаций, Адисон Хакназаров. – Думаю, что и никакой страховки от несчастного случая в данной ситуации не оформляется. А техника безопасности зачастую не соблюдается. Я был свидетелем, когда такой инструктор убежал далеко вперед от группы. Кто-то его догнал, а кто не догнал – значит, не повезло…

Откуда берутся эти «самодельщики» – вопрос отдельный. Часть из них, по мнению экспертов, появилась после курсов экскурсоводов. Кто-то, окончив такие курсы, возможно, не смог устроиться в фирму, поскольку у большинства из них попросту нет экскурсоводов в штате.

– Экскурсоводов много, но профессионалов своего дела гораздо меньше, – замечает А.Хакназаров. – Качественный экскурсовод ценит себя выше. А те вроде окончили курсы, подрабатывать надо, вот и начинают самостоятельно выходить на маршрут, налаживают контакты с перевозчиками. А возможно, кто-то просто съездил на экскурсию и решил, что и сам в состоянии ее организовать. Соответственно, никакие налоги они не платят, а самое главное – если что-то случится, ответственных нет. Отсутствие качества, отсутствие ответственности, безопасности…

Как бы там ни было, от клиентов нет отбоя, потому что банально дешевле. А почему дешевле, горе-туристы понимают, когда уже поздно. Допустим, поедете вы с таким «организатором» в Казань, при хорошем раскладе поселят вас в гостиницу, но вот ездить в центр посмотреть достопримечательности вы будете вынуждены самостоятельно. Ни вам комфортабельного автобуса, ни экскурсовода – берете такси, гуляете, возвращаетесь обратно. Согласитесь, с тем же успехом любой мог бы поехать в Казань сам. А вот доказать, что вас обвели вокруг пальца, не так просто – договора-то между вами и организатором не было и в помине.

А если что-то случится?

– К сожалению, наше законодательство так устроено, что за незаконную предпринимательскую деятельность штраф от 500 рублей до двух тысяч. Причем если к таким «самодельщикам» начинать предъявлять претензии по поводу людей, ответ один: «А это наши друзья едут! Я ведь могу собрать друзей и повезти на экскурсию», – поясняет директор «Одиссеи». – Доказать трудно, что это группа, с которой собрали деньги. Одно время промышляло много автобусников-нелегалов, которые не были зарегистрированы, не имели страховки для пассажиров. Но, к примеру, приходит такой нелегал в школу и предлагает свои услуги. Причем иногда родители и учителя идут на это. А если что-то случится, скажут ли родители педагогу: «Ладно, я прощаю вас, вы же хотели дешевле»? Поэтому, когда ужесточили требования, автобусники или ушли на кого-то работать, или перестали возить школьников. Они же не бросились все поголовно оформлять документы. Кто-то, возможно, и решит «выйти из сумрака»…

– При самодеятельном туризме ответственности ни у кого не возникает, – соглашается со своим коллегой руководитель Ассоциации туристических организаций Челябинской области Людмила Мосина. – То есть риски очень серьезные. Чаще всего туристы с законодательством просто не знакомы – например, с тем, что автобус должен быть застрахован, как, собственно, и все пассажиры, находящиеся в нем. Самое главное – об этих поездках не информируют ни МЧС, ни другие службы. Все это самостоятельно…

Как ни странно, во многих регионах России поднимаются вопросы о необходимости рычагов воздействия на нелицензированный туризм, но дело в том, что представить доказательства в тот же антимонопольный комитет практически нереально. А вот жаловаться на нерадивых организаторов туристы по Южному Уралу приходят зачастую именно в Ассоциацию. Действительно, обращения есть, но при отсутствии соответствующего договора на руках у туриста, без документа, подтверждающего оплату услуги, ничем, к сожалению, помочь нельзя – оснований нет.

Что касается грамотных, квалифицированных экскурсоводов…

– Система подготовки и переподготовки экскурсоводов сегодня тоже является достаточно серьезной задачей. Потому что быть экскурсоводом – это не просто владеть информацией, но обладать методологией ее изложения, – рассказывает Людмила Мосина. – Мы своих экскурсоводов отправляем в Санкт-Петербург на повышение квалификации, но не все фирмы могут это себе позволить. При центре развития туризма министерства культуры были организованы такие курсы, и они осуществили подготовку, после чего сформировался так называемый пул экскурсоводов. В любом случае, нам нужно на достойном уровне осуществлять эту подготовку, подкрепляя ее документами. Чтобы не просто корочку об окончании курсов выдавали, а определенный диплом.

И снова о кластерах

Понимая, что немного отклоняемся от темы, мы все же не могли не воспользоваться случаем, чтобы спросить Людмилу Мосину о новых туристических маршрутах, которые сегодня разрабатываются на территории Челябинской области, о кластерах, создание которых планируется. Ведь если проштудировать Интернет, можно заметить, что и 5 – 10 лет назад примерно о том же говорили в региональном правительстве.

– Людмила Михайловна, а воз и через пять лет будет там? Или есть какие-то подвижки?

– За последние четыре года сдвиги произошли достаточно большие. Действительно, перешли от изложения информации к каким-то действиям. Но одним моментом все равно не решить проблем. Их накопилось много, в основном связанных с земельными вопросами. Где-то они решаются, где-то пока что нет. По крайней мере, предоставлен механизм для ускорения решения этих вопросов. По поводу кластеров. То, что их нужно создавать, это однозначно. Челябинская область стремилась попасть в федеральную программу и получить дополнительные средства на инфраструктуру к этим объектам. Пока не доказали. В любом случае, в 2018 году попытка будет возобновлена.

Но что хочется добавить: именно в создании туристических кластеров у нас оживилась деятельность муниципалитетов. Главы стали заинтересованными в развитии, поняли, что город должен быть чистым, памятники должны быть отремонтированы, и все, что от них зависит, сейчас делают. Нюансов еще много, но отношение к туризму изменилось. Пожалуй, большой проблемой остается продвижение нашего турпродукта. Идут жаркие обсуждения, какие виды деятельности мы будем продвигать: промышленный туризм, экологический туризм или все-таки делать упор на отдых, лечение и оздоровление, то есть на туризм рекреационный…

– Почему «или – или»? Нельзя в совокупности?

– Безусловно. Но необходимо определиться в приоритетах. Для иностранных туристов интересен промышленный туризм. Но если Челябинскую область так воспринимают, почему бы не показать ее совершенно с другой стороны? А среди российских туристов нам нужно продвигать рекреационный туризм. Технологии предоставления услуг в санаториях, заложенные еще в СССР, на территории России сохранились лучше всего, и многие санатории стараются эти традиции соблюсти. В самом деле, санаторно-курортное оздоровление в нашей стране сегодня самое эффективное. Неслучайно к нам приезжают «бывшие» русские, проживающие сейчас за рубежом, именно на санаторно-курортное лечение. Это касается и Сочи, и Минвод, и, в том числе, Южного Урала…

Кстати, об иностранных туристах в Челябинской области.

– Как-то мне довелось проводить экскурсию для семьи из Австралии, – вспоминает Адисон Хакназаров. – Я им показывал Ильменский заповедник, Златоуст и Зюраткуль. Они были в восторге. Но когда я спросил: «Насколько вам понравилось? Будут ли из Австралии к нам приезжать?», они ответили: «Нет. У вас нет туалетов вдоль дороги». То есть нужна инфраструктура для туристических объектов. К сожалению, ее не хватает…

Здесь остается добавить, что инфраструктура не в последнюю очередь важна и в плане обеспечения безопасности туризма. Так как – клянемся остаться дикарями или?..

Знаете ли вы, что:

По информации руководителя Ассоциации туристических организации Челябинской области Людмилы Мосиной, значительный рост экскурсионной деятельности в регионе был отмечен в 2016 году. Люди стали больше путешествовать по России из-за отсутствия доступа в некоторые зарубежные страны. Как следствие, «экскурсионка» выросла практически на 40% по сравнению с 2015 годом. В 2017 году поток внутреннего туризма несколько снизился, в основном это касается отдыха на море. Между тем с каждым годом «экскурсионка» прирастает новыми туристами.