Меню

Когда курорты оздоровит закон?

23.10.2013 11:58 82 (11693)


«Вечерка» не раз писала о состоянии южноуральских санаториев и курортов, о природных памятниках и территориях, обладающих большим лечебным потенциалом. При этом многие из них стали мишенью для желающих урвать «кусочек природы» в личное пользование. Призывы остановить расхищение этих территорий и здравниц без законодательной базы не давали эффекта. И вот заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак предложил внести проект федерального закона, предусматривающего изменения в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Очень неоднозначный законопроект вызвал серьезное обсуждение.

Научно-теоретическую оценку социальной значимости этого федерального закона предложил для «Вечерки» доктор медицинских наук, почетный гражданин Челябинской области Валерий Иванович Сорокун.

Содержание преамбулы федерального закона свидетельствует о том, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов РФ, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

В ней с предельной точностью дано понятие о природных лечебных ресурсах — национальном достоянии народов РФ. При этом крайне важно отметить, что природные лечебные ресурсы — это природные объекты и условия, сосредоточенные на определенных территориях, местностях.

Функционирующие лечебно-оздоровительные территории названы курортами. Процесс функционирования, использования природных лечебных ресурсов курортов, как справедливо отмечено в преамбуле закона, имеет свои особенности в использовании и защите.

Ответственно заявлено: не может быть использования природных лечебных ресурсов без их защиты, без процесса обязательного рационального использования.

Ценность природных лечебных ресурсов, являющихся первоисточником здоровья людей, определяет необходимость их особой охраны, и они закономерно отнесены к особо охраняемым природным объектам и территориям.

Все так, как должно быть. В законодательстве РФ имеется Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в котором законодательно определено все, что связано с бережным отношением к природным лечебным ресурсам, их использованием и защитой.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты — объекты общенационального достояния — отнесены к категории особо охраняемых природных территорий.

При этом особая охрана функционирующих лечебно-оздоровительных территорий курортов предполагает требование к их экологической защите и организации безопасного лечебно-оздоровительного процесса.

Предлагаемое исключение курортов и лечебно-оздоровительных местностей из состава особо охраняемых природных территорий абсурдно и категорически неприемлемо.

В обращении заместителя председателя правительства РФ Д. Козака термин «особо охраняемые природные территории» заменен термином «особо охраняемые территории». Как это расценивать? Особо охраняемые природные территории далеко не идентичны иным, прочим территориям с особым режимом охраны.

Исключение лечебно-оздоровительных местностей и курортов из состава особо охраняемых природных территорий ставит под угрозу функционирование курортов, гарантированные конституцией РФ возможности оздоровления граждан на основе использования природных лечебных ресурсов. К сожалению, это не домыслы и предположения.

Недопустимые, незаконные факты продаж земель федеральных курортов, общекурортной инфраструктуры, преднамеренного банкротства здравниц — государственных унитарных предприятий — уже не единичны. И, к сожалению, это то, что преподносится как «сложившаяся практика использования соответствующих территорий».

Разрушительные процессы в курортной сфере свидетельствуют о грубейших нарушениях, в том числе и законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях, каковыми являются курорты.

Так, вместо того чтобы дать правовые оценки коррупционным процессам на курортах страны, выявить и привлечь к ответственности действующих лиц, настойчиво предлагается исключить курорты из состава особо охраняемых природных территорий и тем самым разграбление курортов вывести из правового поля РФ об особо охраняемых природных территориях.

Важным положением Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» является порядок и особенности функционирования отдельного курорта, определенные в положении о данном курорте. Они являются неотъемлемой составляющей статуса конкретного курорта, определяемого соответствующим органом государственной власти. Положение о курорте фиксирует полномочия государственных и иных структур, обеспечивающих функционирование курорта, его развитие, охрану природных лечебных ресурсов, организацию оздоровления граждан на курорте. Предлагаемая отмена положения о курорте необъяснима.

Не подлежит вразумительному восприятию и предложение авторов «проекта» исключить лечебно-оздоровительные местности и курорты как объекты при разрешении споров в судебном порядке.

Предусмотренное проектом исключение второго абзаца пункта 1-го статьи 9-й главы III Федерального закона № 26-ФЗ свидетельствует о намерении распространить право собственности на природные лечебные ресурсы на владельцев-землепользователей, землевладельцев, что подтверждается последующими статьями проекта.

Преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» раскрывает сущность понятия «особо охраняемые природные территории», отмечая, что при этом особую социальную ценность представляют природные комплексы и объекты, имеющие рекреационное и оздоровительное значение.

При этом подчеркивается, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Российская Федерация — социальное государство, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Законодательное обеспечение использования природных лечебных ресурсов в рекреационных и оздоровительных целях — высший государственный приоритет.

Неуклюжие попытки подвергнуть огульной обструкции два федеральных закона, обеспечивающих практическую реализацию государственной политики в сфере курортного дела, однозначно неприемлемы.

Трудно себе представить, что здравомыслящий человек мог лишить в одночасье лечебно-оздоро-вительные местности и курорты, природные лечебные ресурсы оздоровительных и лечебных характеристик в то время, когда неопровержимым, фундаментальным положением мировой науки является признание естественной природной среды первоисточником жизненных сил всего живого на земле.

А мы вынуждены констатировать факт внесения этой бредовой идеи в Государственную Думу, узаконить разграбление курортного фонда России — общенационального достояния народа РФ, бесцеремонно исключив из федерального закона об особо охраняемых природных территориях целый раздел (раздел VIII).

Нельзя не обратить внимание и на примеры изощренного законо-творчества, результатом чего явилось понятие «зоны санаторно-курортного назначения».

Тот факт, что санаторно-курортные организации наделяются земельным участком в соответствии с нормативами их застройки, не упоминается. В этой связи необходимо напомнить, что организация лечебной помощи в санаторно-курортных условиях возможна в тех случаях, когда здравницы располагают таковыми условиями на отведенных и закрепленных актами землепользования территориях.

Предлагаемое внесение изменения в Лесной кодекс РФ в пункте «д» части 2-й статьи 102-й заменой слов «лечебно-оздоровительных местностей и курортов» словами «природных лечебных ресурсов» недопустимо, оно влечет к необоснованной отмене у лесов на территории курортов и лечебно-оздоровительных местностей защитного статуса. Но защитные и особо защитные участки лесов с особым правовым режимом — основа ландшафтно-географических и природных условий курортов в целом.

Внесение изменений в Водный кодекс РФ (статья 44) в предлагаемой редакции совершенно недопустимо. Это свидетельство стремления узаконить безудержное строительство всего и вся на курортах в ущерб рациональному использованию природных лечебных ресурсов. Любое строительство в ущерб природным лечебным ресурсам бессмысленно.

Возникает закономерный воп-рос: на каком основании предлагается внести в Земельный кодекс изменения, касающиеся лечебно-оздоровительных местностей и курортов? При этом курорты — функционирующие лечебно-оздоровительные территории — фактически лишают законодательного обеспечения в процессе рационального природопользования, уравнивая понятия курорты и земли, обладающие природными лечебными ресурсами.

Не возникает сомнения в том, что осуществляется намерение лишения курортов жизнеспособности, иначе — полного их уничтожения. Это уже абсолютно очевидно.

С какой целью это делается? Ответ на этот вопрос содержится в статье 96-й пункте 4 предлагаемого проекта. Оказывается, земельные участки природных лечебных ресурсов (читай — курортов) уже находятся у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, и они уже не изымаются.

Непонятно, как это вдруг природные лечебные ресурсы, земли курортов стали объектами частной собственности? Это как расценивать? Как «сложившееся использование соответствующих территорий» или как преступное разграбление общенационального достояния?

Это и есть тот главный вопрос, который следует задать инициаторам предлагаемого проекта и получить у них ответ, прежде чем принять его на рассмотрение в Государственную Думу. Кроме того, как воспринимать сам факт, саму возможность откровенного и циничного посягательства со стороны вице-премьера Д. Козака на достояние народов РФ, безудержное стремление узаконить это вероломство?

Заключительный, 6-й пункт 13-й статьи проекта настоящего федерального закона в комментариях не нуждается. В нем сосредоточена вся суть проекта, его предназначение.

Запредельная лжеистинность, стремление преподнести проект закона как совершенствование законодательства РФ о природных лечебных ресурсах несостоятельны. С чем можно поздравить авторов предлагаемого проекта.



Анализ предлагаемых поправок, изменений и дополнений свидетельствует об их деструктивной направленности на процессы функционирования курортов, они призваны придать разрушительным процессам, стремительно нарастающим в курортной сфере, узаконенный характер.

Это продажа земель курортов и объектов общекурортной инфраструктуры, общенационального достояния российского народа в частную собственность, преднамеренное банкротство санаториев с последующей распродажей в конечном итоге — лишение граждан РФ конституционных гарантий на оздоровление использованием природных лечебных ресурсов и медицинской помощи в санаторно-курортных условиях.

Субъективные права и свободы граждан неотъемлемы. Они являются высшей ценностью и гарантируются Конституцией РФ и практически реализуются через законодательство РФ.

Предлагаемый законопроект содержит положения, ущемляющие возможности граждан на использование природных лечебных ресурсов, оздоровление и лечение в санаторно-курортных условиях, и как результат, инициаторы законопроекта предпринимают попытку ограничить гражданам России доступ к правосудию посредством обращения к судебной защите по обжалованию разрушительных процессов в курортной сфере.

В силу вышеизложенного данный законопроект надлежит оценивать как антиконституционный и неприемлемый.