Меню

Петля для дзюдоиста

03.08.2012 14:27 61 (11571)


Причиной суицида южноуральского призывника стали издевательства

Во вторник, 31 июля, в воинской части № 28331, дислоцирующейся в Верхней Пышме, побывала специальная комиссия. Поводом для визита стало самоубийство одного из призывников.

Солдат-срочник Владимир Слободянников, призванный из Магнитогорска, профессиональный дзюдоист, покончил с собой 18 июля, спустя несколько месяцев после того, как попал на территорию части. Предсмертной записки он не оставил.

Руководство части настаивает на том, что Владимир свел счеты с жизнью из-за проблем в семье, а также из-за того, что некоторое время назад якобы видел во сне погибшего отца. Близкие солдата уверены в другом: призывника даже не довели до самоубийства, а убили. По словам родителей срочника, Владимир, сам будучи не робкого десятка, порой заступался за сослуживцев, которым также «прилетало» от офицерского состава. За некоторое время до смерти срочник успел сообщить своей сестре, что ему грозит опасность. По словам Валентины Слободянниковой, когда Владимир переодевался, к нему подошел один из офицеров и ударил его берцем в челюсть. На вопрос, за что, капитан ответил: «За то, что был в госпитале» — и запер парня в каптерке. Вечером Владимир отправил сообщение сестре и сказал, что его жизни угрожает опасность, а некоторое время спустя парня нашли мертвым.

Эти ли события произошли незадолго до гибели солдата, покажут результаты расследования уголовного дела. Но уже сейчас кое-что известно.

— Уголовное дело возбуждено по статье «Доведение до самоубийства», — прокомментировал ситуацию корреспонденту «Вечерки» уполномоченный по правам человека Челябинской области Алексей Севастьянов. — Это с семидесятипроцентной вероятностью говорит о том, что в части были так называемые неуставные отношения. В ходе следствия подтверждается информация, что погибшего срочника унижали и избивали. Также есть и другая информация: своей сестре солдат прислал несколько sms-сообщений, в которых говорил, что ему угрожает опасность, источник которой — его капитан. Все эти данные должны быть проверены в ходе расследования уголовного дела.

Также Алексей Севастьянов отмечает «привычку» военных объяснять инциденты в армии, в частности суициды, проблемами в семье, а не в части.


Алексей СЕВАСТЬЯНОВ, уполномоченный по правам человека в Челябинской области:

— Основная цель моей поездки в часть — это поддержка солдат-срочников в этой непростой ситуации, а также информирование их о том, что они не останутся один на один со своими проблемами. До их сведения доведено, куда они могут обращаться по поводу возникновения серьезных проблем в армии, в том числе и неуставных отношений.


Более эмоционально по факту гибели солдата-срочника высказывается челябинская правозащитница Валерия Приходкина.

— Во-первых, Владимиру Слободянникову должным образом не оказывалась медицинская помощь, — рассказала Валерия Юрьевна корреспонденту «ВЧ». — Солдат трижды после кроссов падал в обморок, в его медкнижке есть информационный лист скорой медицинской помощи от 29 мая 2012 года, полученный по месту прохождения службы — в городе Верхняя Пышма. Диагноз «гипертоническая болезнь второй ст., криз, синдром позвоночной артерии?» (текст дословно. — Авт.). При этом никто не проверял состояние юноши, занимающегося очень травматичным видом спорта, и не выяснял, какие у него могут быть травмы и заболевания.

Кстати, Владимир Слободянников повесился в тот день, когда прибыл из госпиталя в Екатеринбурге. Туда он попал из-за гнойника на пальце, однако солдата, по сути не годного к службе в армии по состоянию здоровья, отправили обратно в часть, не узнав причину трех обмороков. Во-вторых, во время моего визита в ВЧ № 28331 мне было очень неприятно слушать сослуживцев погибшего солдата. Все они словно открестились от этого мальчика. Заявляли, что с ним никто не дружил, но при этом почему-то точно «знали», что он покончил с собой из-за проблем в семье. Отсутствие логики налицо: он ни с кем не дружил, но со всеми делился своими проблемами? Более правдиво выглядит другое предположение — сослуживцы погибшего выдают ту версию командования, которая поможет части отмыться от этой грязи. Хотя все, в том числе и они, знали Владимира совершенно с другой стороны: он профессионально занимался спортом, добровольно пошел в армию, чтобы не ставить крест на спортивной карьере, недавно получил профессию — окончил кулинарное училище...

Кстати, точно так же было и с рядовым Русланом Айдерхановым, которого нашли повешенным в сентябре прошлого года. Тогда тоже возбудили дело по статье «Доведение до самоубийства», но сослуживцы погибшего точно так же от него «открестились», заявив, что он свел счеты с жизнью из-за проблем дома.