Меню

Правовой консалтинг от компании «Гарант»

08.12.2010 16:33 267 (11401)


Размещение заказа у единственного поставщика и заключение с ним договора осуществляются в силу п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Бюджетная организация решила заключить договор в декабре. Какая дата является последним днем заключения договора?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: при наличии утвержденных лимитов бюджетных обязательств, необходимых для оплаты этих контрактов, доведенных до муниципального заказчика, заключение муниципального контракта (договора) возможно в любой день года.

Обоснование вывода:

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).

В силу ст. 5 Закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд понимаются действия государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов (далее — заказчиков) по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов (далее — контракт) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Поэтому заказ признается размещенным со дня заключения контракта, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, — со дня заключения иных гражданско-правовых договоров (ч. 4 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Нормами самого Закона № 94-ФЗ условия, необходимые для начала процедур размещения заказа, не установлены. Однако необходимо помнить, что данный закон основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона № 94-ФЗ).

В п. 2 ст. 72 и в п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что заключение и оплата бюджетным учреждением муниципальных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение бюджетным учреждением этого требования при заключении муниципальных контрактов является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Таким образом, необходимым условием для размещения заказа и заключения контрактов (договоров) должно быть наличие утвержденных лимитов бюджетных обязательств, необходимых для оплаты заключенных им контрактов, доведенных до заказчика.

Вместе с тем ни Бюджетный кодекс РФ, ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон № 94-ФЗ, ни какой-либо иной закон не ограничивают какие-либо периоды в течение года, на протяжении которых государственные и муниципальные заказчики могут или не могут заключать контракты (договоры).

Таким образом, если размещение заказа осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов соответствующего бюджета, контракт (договор) может быть заключен в любое время, в любой день года.

Обращаем внимание, что ни Бюджетный кодекс РФ, ни Гражданский кодекс РФ, ни какой-либо иной закон также не ставят условием для размещения заказа и заключения контракта перечисление заказчику предназначенных для этого сумм из соответствующего бюджета. Хотя, безусловно, заказчику следует учитывать, что указание на неперечисление денежных средств из бюджета для исполнения контракта не освободит его от ответственности по контракту, если ввиду отсутствия финансирования он не сможет выполнить свои обязательства по нему (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»). Но эта ситуация является только возможной, и такая возможность не делает заключение контракта неправомерным.

Все это равным образом распространяется на контракты и иные гражданско-правовые договоры, заключаемые в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

Аркадий СЕРКОВ,
эксперт службы Правового консалтинга «ГАРАНТ»