Меню

Почём хлеб для народа

04.05.2009 13:50 80 (11213)


Раиса Фёдоровна Кузнецова никак не может привыкнуть к вкусу нового хлеба. Вроде и ассортимент большой, выбрать есть из чего, а всё что-то не то. В результате, перепробовав многие сорта, пенсионерка решила больше не экспериментировать — традиционно берёт горбулку от Первого комбината.

— Остальное по вкусу хуже, — объясняет. — Я держу его в холодильнике, надолго хватает. На мой вопрос, слышала ли она что-нибудь о «Народном хлебе», искренне удивляется: — А что, к нам хлеб даже из Еманжелинска привозят? И где его продают?

Как выяснилось, продают тут же. «Народный хлеб» лежит рядом с хлебом от других производителей, практически на соседней полке. Правда, сразу его и не увидишь. Маленькая бесцветная наклейка, невзрачная упаковка. Единственное преимущество —
цена несколько ниже.

Горбулка из Еманжелинска стоит 5 рублей 74 копейки, уральский подовый — 14 рублей 79 копеек.
Но вот интересно: замечают ли разницу в ценах на хлеб покупатели?

Полчаса наблюдений в хлебном отделе показали — редко кто из покупателей внимательно смотрит на ценники. Если в других отделах люди останавливаются перед прилавком, изучая и сравнивая продукцию, то мимо хлебных полок большинство проходит, практически не задерживаясь. Берут на ходу, как правило, знакомую продукцию.

Лишь одна женщина досконально изучила ассортимент, перебрала все булки и выбрала хлебпромовскую. —  Да, я слышала про «Народный хлеб» и даже как-то покупала его.

Мне понравился, — делится впечатлениями бухгалтер Марина Демченко. — Правда, одно время его не было, когда я приходила в магазин. Да и моему семейству больше нравится хлеб других производителей. Вот его и беру. Сама я практически хлеб не ем.

Несмотря на оптимистичные прогнозы областных властей, «Народный хлеб» так и не стал действительно народным. Ряд средств массовой информации с подачи первого вице-губернатора Андрея Косилова не раз сообщали об успехах хлебного холдинга, в состав которого вошли предприятия Еманжелинска, Коркино, Аши и Южноуральска.

— В области нашлась альтернатива хлебному монополисту. К началу мая «Народный хлеб» появится в 70 процентах торговых сетей области, — заявил год назад Андрей Косилов.

Однако на сегодня ситуация иная. «Народный хлеб» представлен в пяти торговых сетях города, но доля его в общем объёме продаваемой хлебной продукции невелика.

— Потеснить лидеров не удаётся, — признаётся начальник отдела развития пищевой и перерабатывающей промышленности минсельхоза области Анатолий МАЛИШЕВСКИЙ.

— Причин много. Торговые сети предпочитают традиционных поставщиков. Не хватает и производственных мощностей. В Челябинск «Народный хлеб» поступает в небольшом объёме — порядка трёх тонн в сутки на миллионный город.

Продаётся продукция не везде, а только в пяти магазинах: «Дикси», «Пятёрочке», «Губернском», «Магните» и «Патэрсоне». Пытались договориться с «Молнией». Я лично трижды участвовал в переговорах по этому вопросу. Но пока ситуация не сдвинулась с мёртвой точки.

Три тонны в сутки для города-миллионника — что капля в море. А планы были «наполеоновские». В 2005 году объёмы производства за полтора года планировалось довести до 150 тонн, что действительно сделало бы «Народный хлеб» лидером (см. «Как народный хлеб постигла неудача», «Вечерний Челябинск», 22.10.07).

Год назад журнал «Деловой квартал» со ссылкой на слова первого вице-губернатора несколько подкорректировал цифры. На тот момент предприятия холдинга «Народный хлеб» ежедневно производили 100 тонн выпечки, из них только 30 тонн хлеба социальных сортов.

Дополнительные возможности, по словам всё того же Андрея Николаевича, составляли ещё порядка 35 — 40 тонн в сутки:
— В день население области потребляет 170 тонн этого продукта. Поэтому, выйдя на полную мощность, холдинг сможет занять половину рынка.

На сегодняшний день ситуация с конкурентоспособностью продукции «Народного хлеба», мягко говоря, сложная. Со слов Анатолия Малишевского, заводы холдинга успешно функционируют, но в основном в масштабах своего района.

Не оправдались завышенные ставки на ашинское предприятие. Ашинский хлебозавод производит 7,5 тонны хлебной продукции в сутки, которых едва хватает на район.

Говорить об увеличении мощностей и повышении рентабельности завода, до сих пор работающего на угле и дровах, по меньшей мере, преждевременно. Как преждевременно говорить и о высоком качестве. И очевидно, что если качество повысится, то повысится и цена.

Большие надежды по-прежнему возлагаются на Коркино, где занимаются производством сушек. Летом 2006 года в газете «Челябинский рабочий» были обнародованы далеко идущие планы областного правительства: «В октябре выпуск бараночных изделий в Коркино должен достигнуть 50 тонн» (заметка «Пропали коркинские «листики», «ЧР», 26.10.06).

По идее, коркинские пекари должны были завалить баранками и сушками не только коркинские магазины, но и челябинские. Реалии жизни оказались далеки от прогнозов.

Сейчас коркинский завод выпускает 8 тонн сушек в сутки на всю область, хотя в одном только Челябинске потребность в этой продукции значительно больше — за сутки покупатель сметает с городских прилавков 10 тонн сушек.

Понятно, что до Челябинска коркинская продукция не доходит. Эту «брешь» закрывает пермская сушка, которая прекрасно устраивает покупателей как по вкусовым качествам, так и по цене.

На данный момент выйти на челябинский рынок удалось только еманжелинским хлебопёкам, но их доля в общей массе продукции невелика. И даже более низкие цены на некоторые виды «Народного хлеба» погоды не делают.

— «Народный хлеб» у нас представлен во всех магазинах, кроме Магнитогорска, — комментирует ситуацию менеджер по закупу сети магазинов «Патэрсон» Юлия ХАРЛАМОВА.

— Регулярно доставляется, неплохой выбор — около 20 видов продукции. По цене он действительно дешевле рубля на полтора-два. Объёмы поставок в сравнении с общей долей хлебобулочных изделий составляют около 10 процентов.

Покупатели всё-таки традиционно отдают предпочтение Первому хлебокомбинату. К тому же его продукцию можно купить практически везде. По себе могу сказать, что хлеб, как правило, покупаю в самый последний момент, когда возвращаюсь с работы домой.

А так как рядом с домом у меня только фирменный магазин Первого хлебокомбината, беру его продукцию. С этим мнением согласны и покупатели. Главная претензия у тех, кто знаком с еманжелинской продукцией, — «Народный хлеб» далеко не всегда и не везде можно купить.

— Я люблю еманжелинский «горчичный», очень вкусный! Но вечером, когда приходишь в магазин после работы, его уже нет, — сожалеет воспитатель Роза Галеева. — Наверное, мало привозят.

 — Ну сэкономлю я на хлебе рублей 10, — рассуждает пенсионер Алексей Хромушин. — Так больше на транспорт потрачу, чтобы за ним съездить. Мне проще около дома в киоске купить — там всегда свежий.

Фирменные отделы и киоски имеют все уважающие себя предприятия. «Народный» же хоть и распространяется пятью крупнейшими торговыми сетями, но по-прежнему остаётся недоступным для массового потребителя.

— Мы вообще не берём на реализацию этот хлеб, — сообщили по секрету в одном из магазинов. Почему? Причина проста — торговцы не видят в этом выгоды.

— А кто вам сказал, что «Народный хлеб» самый дешёвый? — возмутились в «Дикси». — Его цены вполне соответствуют среднестатистическим.

Действительно, не везде «Народный хлеб» имеет преимущество в цене. В некоторых супермаркетах «Уральский подовый» самый дешёвый: у «Хлебпрома» — 14.30 руб., далее следует Первый хлебокомбинат — 15.40 руб.

А еманжелинский каравай стоит все 16 рублей. По какому принципу происходит ценообразование, в магазинах говорить отказываются — коммерческая тайна.

Похоже, вопрос о хлебе для народа оказался неудобным и для областных чиновников, и для торговых сетей. Первым нечем похвастаться, вторым не хочется попасть впросак.

Ведь известно, что «хлебные войны» разгорелись в Челябинске во многом по политическим причинам. Год назад, чтобы запустить новую хлебную марку на челябинский рынок, областная администрация использовала «болевой» приём, намекнув ритейлерам, что сотрудничество с «Народным хлебом» будет играть не последнюю роль при выдаче лицензий на торговлю алкоголем («Урал-пресс-информ», 31.03.08).

С другой стороны, понятно нежелание челябинских сетей представлять на своих прилавках ещё один вид продукции, выгода работы с которым далеко не очевидна. Сейчас на хлебном рынке очередное затишье — до нового раунда конкурентной борьбы.

Виктория ОЛИФЕРЧУК