Меню

ГИБДД просит помощи?

08.10.2008 00:00 192 (11074)


Эксперты утверждают, что ежегодный прирост продаж автомобилей в крупных городах превысит двадцать процентов. То, что воспринимается сегодня потоком, на самом деле слабые ручейки по сравнению с ближайшим будущим.

Что будет послезавтра

Прогнозы сделаны, никто не подвергает их сомнению — участь наша решена. Цунами из автомобилей обрушится на город. Картины автотранспортного коллапса ужасающи.

Представьте себе улицы и проезды во дворах, заполонённые машинами круглосуточно. Никто никуда не едет. Скорость социальной жизни падает до нуля. Одичание и забвение городских институтов. Деградация деловой сферы.

Что делать, если даже перейти на другую сторону улицы можно будет, только прыгая по капотам. Естественно, драки, руготня, явления ожесточённости всех против всех. Ни «скорая», ни пожарные, ни милиция не приедут.

Помощи ждать с воздуха не приходится. Город стоит в копоти, не видя солнца. Угар от выхлопных газов и бензиновых костров. Даже бежать из города невозможно — никто не позволит вырваться из плена всеобщей пробки.

Мрачная наивная фантастика? На минуточку представьте движение транспорта во многих азиатских странах. И тогда ответите себе правильно. В Пакистане, Индии, Иране проезжими остаются центральные районы столиц, очищенные палками полицейских.

В районах попроще на перекрёстках действует простой закон — кто кого пересигналит и переорёт. Толкотня, друг дружку подрезают, расталкивают. На проезжей части отираются дети, животные, велосипедисты и прочие вяло ползущие объекты.

Это реальность сегодняшнего дня, но это не движение, это возня. Между прочим, некоторые признаки такой азиатчины уже у нас есть.

Как погибает электрон, утративший скорость, так и общественная жизнь, развитие городов не может без быстрого перемещения в пространстве. Наверняка существует некая постоянная величина — показатель взаимосвязи скорости городского транспорта и развития мегаполиса.

С концепцией не опоздать

Нельзя сидеть на крепостной стене в задумчивости, когда крепость осаждают враги. Задумчивость тех, кто принимает решения или инициирует их, поражает.

Если нашему городу светит хоть малейший шанс оторваться от проблем, с которыми встретились столицы, нам следует поторопиться с концепцией развития городского движения и общественного транспорта.

Торопиться нужно во всех направлениях. Кто и как это будет делать? Известны всего два способа. Широкое общественное обсуждение проблемы и привлечение экспертов, аналитиков и практиков для окончательной формулировки задач.

Как пишет в своей статье Яков Гуревич «Время развязывать узлы» («Эксперт Урал»), «ни один город в России не имеет своей транспортной программы».

«В ближайшие три года транспортная ситуация в крупнейших городах как минимум не улучшится, а реально продолжит ухудшаться, — продолжает он.

— С учётом сроков разработки грамотных концепций и поэтапной их реализации первые серьёзные результаты в виде улучшения транспортной ситуации могут быть видны... по прошествии трёх лет, быстрее проблема не может сдвинуться ни за какие деньги».

Вот шанс для Челябинска стать в этом направлении первым.

Битва за инфраструктуру

Мы в Челябинске втянулись в строительство инфраструктуры. Уже преодолено полное бездорожье. Хорошее полотно под колёсами стало привычным. Расширяются дороги, появились изыски — отдельные полосы для поворотов.

Взялись за строительство мостов и развязок. Весь город ждёт с нетерпением окончания строительства путепровода у поворота в Металлургический район. Будущие горизонты — прорыв через Миасс до улицы Свободы.

Но город распят на кресте проспектов Свердловского и Ленина. Срочно нужны оригинальные решения, просто параллельные пути невозможны. И всюду деньги, деньги.

Скажу неприятные вещи. Придёт время, и мы будем вынуждены не только развивать инфраструктуру, но и ограничивать спрос на дороги. Во-первых, для развития общественного транспорта обязательно нужно выделить свободные полосы, по которым нельзя будет ездить машинам без пассажиров.

К тому же общественный транспорт немыслим без чёткого расписания, на что опять-таки требуются свободные полосы дороги. Здесь видится много разных экономических схем.

Решения, связанные с резким увеличением налогов на автотранспортные средства, вряд ли в нашей популистской стране пройдут. У нас не могут пока сделать даже гораздо менее болезненные для граждан платные дороги и платный въезд в города в час пик.

Но со временем придётся. Ещё раз сошлюсь на автора статьи в журнале «Эксперт», который предлагает в контексте сказанного перспективный вид городского транспорта: «Строительство инфраструктуры для личного транспорта существенно дороже, чем для общественного.

Скоростной трамвай, способный перевозить до 30 тысяч пассажиров в час, занимает места столько же, сколько одна полоса автодороги.

При этом по полосе может ехать лишь тысяча автомобилей в час... Инфраструктура для общественного транспорта ещё и приносит доход в виде платы за проезд пассажиров».

«Все вдруг»

Есть такая команда на флоте, когда все корабли эскадры должны одновременно выполнить одинаковый манёвр. Поясню. Пробка, по общему признанию исследователей, — это проблема несогласованных действий участников движения в разных частях пробки.

Практически единственным ориентиром для водителя является скорость движения машины впереди. А если пробка растянута на километр или несколько? И сигнал о том, что можно ехать быстрее, из начала в пробки в хвост идёт очень медленно (примерно 10 — 20 км в час).

Московская газета «Пробка» (уже дошло и до этого) и участники «круглых столов» в Интернет дошли до футуристических идей, от которых не стоит отмахиваться. Они предлагают разные решения этой проблемы.

Но одно из них привлекает. «Если представить, что управление каждой машиной передано единой системе, которая бы одновременно изменяла скорость всех машин на этом участке дороги, то пробки рассасывались бы практически мгновенно и очень редко бы возникали.

Изменялась бы скорость движения НА ВСЕХ УЧАСТКАХ трассы, а движение не останавливалось бы в одном месте. «Мозг» этой единой системы учитывает количество машин и определяет оптимальную скорость».

«Мозг», надо полагать, центральный компьютерный пост и система городских видеокамер. Как донести эту информацию до каждого водителя в нужный момент?

Предлагают установить информационные табло через каждые 100 — 200 м, которые показывают рекомендуемую скорость движения на этом участке дороги.

Учитывая, что на них может дополнительно находиться неактивная реклама, вопрос финансирования антипробковой системы почти снимается. Наконец, реально разработать и внедрить антипробковый прибор для индивидуальной установки на автомобиль.

Это проще, чем бортовой компьютер, но уже уровень мобильной связи. Кстати, очередной повод внедрения информационных технологий может быть экономически оправданным и даже прибыльным.

Банк узких мест

К нам в редакцию пришло письмо, в котором ГИБДД сообщает, что «в управление дорожного хозяйства администрации города госавтоинспекция постоянно направляет предложения по улучшению условий движения транспорта и пешеходов».

Надо ли говорить, что направлять предложения и бороться за организацию движения — не одно и то же. Предлагаю всем миром помочь ГИБДД собрать банк данных о том, что могло бы существенно улучшить ситуацию.

Нужна планомерная, скрупулёзная, ответственная и научная организация дорожного движения. Без данных, связанных с жизнью, не обойтись.

Включая меры по улучшению дорог как таковых, организации работы светофоров, обеспечению безопасности движения, меры по оперативному реагированию на аварии и экстренные ситуации, по оптимизации пропускной способности загруженных направлений.

Скажу банальность: нужно наконец-то выгнать на дороги и перекрёстки всех сотрудников ГИБДД как регулировщиков. Чтобы бесконечные пробки не возникали по причине глупости и хамства водителей, выезжающих на занятый перекрёсток и забивающих полосы поворота.

В этот момент самое время перейти на ручное регулирование. Один сотрудник ГАИ, сдерживающий въезд на занятый перекрёсток, может «разрулить» ситуацию или по крайней мере не дать замкнуться движению в мёртвый замок.

Спрашивается, куда они вдруг все исчезают? На сегодняшний день самая эффективная мера против пробок, применяемая автовластями, — это максимальное изъятие водительских удостоверений и лишение водительских прав за совершение административных правонарушений.

Такое «прореживание» может быть весьма эффективно, особенно с учётом изменений Административного кодекса, ужесточившего санкции за нарушение ПДД. Да простят меня все водители, но от дураков на дорогах просто беда. Это наш с вами уровень культуры.

Первый взнос

Важно понимать одно — не ширина улицы определяет скорость потока, а отсутствие узких мест. Эффект бутылочного горлышка каждому известен со школьных лет.

Его никто не отменял. Проезжая под мостами в Ленинском районе, в районе железнодорожного вокзала, можете полюбоваться на этот эффект.

Итак, кладу в банк узких мест (в более широком смысле) свой первый взнос. За последнее время пешеходный переход («зебра» и знаки) возле остановки ЮУрГУ в сторону парка стал камнем преткновения для проезда по проспекту Ленина.

Студенты струятся бесконечно, их очень много, а транспорт стоит. Между тем здесь место проезда большого числа автобусов, троллейбусов, маршруток. Нужен светофор, чтобы уравнять шансы для автомобилей и пешеходов.

Второй взнос. Часто приходится во время поездок по городу на автомобиле разыскивать нужный адрес. С дороги разглядеть нумерацию домов зачастую невозможно либо из-за деревьев, либо из-за плачевного состояния самой нумерации.

Особенно в районе Северо-Запада, где сам чёрт ногу сломит. Нужно всегородское решение. Может быть, столбики с номерами у дороги, как это принято за границей, или что-то другое. А так многие ищут, притормаживают наше городское движение.

Так что присылайте в адрес редакции всё, что поможет решить проблему. «Вечерний Челябинск» будет следить за развитием событий и по мере сил участвовать в решении накопившихся на дорогах проблем.

Сергей ТАРАН
Фото Вячеслава НИКУЛИНА