Меню

«Неуд» родителям

13.08.2008 00:00 152 (11035)

Отправляя малыша в первый класс, одни мечтают вырастить из него гения, другие обречённо вздыхают: «Ну вот, началось…»

Ещё до первого звонка родители решают логические задачки из серии «сколько яблок на берёзе». А потом берут отпуск, чтобы вместе с ребёнком погрузиться в чистописание и окружающий мир, математику и английский.

А может, не стоит? Ведь тройки в школе не помешали Эйнштейну быть гением. Как правильно подготовить малыша к школе и не превратить учение в мучение, вместе с родителями, психологами и педагогами разбирался журналист «ВЧ».

Первая ошибка

Как-то вечером я набрала номер подруги: «Привет, как дела…» — «Слушай, я тебе перезвоню позже, сейчас только дорисую», — ответила Ольга и повесила трубку.

Вот это да! Сколько её знаю, а дружим лет с пяти, рисованием она никогда не увлекалась. Уже который год Оля главбух в серьёзной фирме, и если уж она и засиживается по вечерам, то обычно с отчётами. А тут… Я даже вспомнила, как она ревела, когда получала тройки за неудачные портреты сказочных героев.

Через полчаса раздался звонок, и сразу всё прояснилось. «Понимаешь, — рассказала подруга, — Павлику в первом классе столько задают, что он ничего не успевает. Сегодня пришёл из школы, и мы весь вечер разбирали счёт.

Как им учительница объясняла, не знаю, а мы тренировались и на спичках, и на яблоках. Сейчас вот уснул. Знаешь, мне его так жалко. Вот и взялась сама за рисование, не хочу, чтобы ребёнку ставили плохие оценки».

Этот разговор случился года три назад и вот вспомнился на днях, когда мы сидели за чашкой чая на кухне. К нам заглянул Павлик. «Ну что, скоро в школу, как настроение?» — спросила я. «Да не очень, — поделилась Ольга. — Стал хуже учиться.

Знаешь, я поняла, ребёнку нужно давать больше самостоятельности. Ведь сколько я сидела с ним в первом классе! Боялась, что он будет хуже других. А когда через год стала уезжать на сессии, ребёнок вообще оказался не готов сам учить уроки.

Муж был занят допоздна на работе, моя мама с Пашки спрашивала меньше. Начались замечания от учителя. А потом ребёнок начал приходить из школы в слезах: «Я ничего не умею». И интерес к учёбе угас».

Похвала дороже денег

Как избежать подобных проблем, я поинтересовалась у детского психолога специализированного центра «Позитив» Юлии ЩЕКА.

«Какие у вас самые яркие воспоминания о школе?» — задала она мне вопрос.

Невольно в голове пронеслись наши драки с мальчишками, споры, как лучше вывести на чистую воду девчонок, которые любили приврать, бойкоты и самая крепкая дружба, педсовет, где физичка назвала меня самой легкомысленной, а отстаивала учительница по литературе. Ещё, пожалуй, влюблённые глаза Мишки на выпускном вечере. Соловьи на рассвете...

— Очень важно, чтобы воспоминания носили личностный характер, — заметила Юлия Викторовна. — Ведь учёба в школе — время, когда ребёнок познаёт мир, это новая ступенька в его социализации, период, когда он должен научиться строить отношения, адаптироваться в разных ситуациях и успешно справляться с трудностями.

В отличие от детского сада в школе за ним не будет поминутного присмотра. Учитель объяснит урок, сводит на обед — и всё. А нос вытирать не будет. Поэтому лучше, если ребёнок будет уметь быстро одеваться, знать, где лежат его вещи, и не бояться задать взрослому вопросы.

Конечно, к самостоятельности стоит приучать постепенно. Особенно при подготовке домашних заданий. Разумеется, не нужно говорить: «Раз учишься в школе, ты уже взрослый, так что давай-ка всё сам». Но и слишком помогать не стоит.

Лучше всего делать так, чтобы какие-то задания ребёнок делал сам. И постепенно давать их больше, не забывая похвалить ребёнка, когда он сделал всё хорошо. При этом лучше избегать денежного поощрения.

Допустим, получил пятёрку — вот тебе сто рублей. Ни в коем случае этого не стоит делать. Такой подход может привести в тупик. Аппетиты ребёнка будут расти, а в один прекрасный момент он может вообще сказать: «Не дашь мне денег — вообще ничего делать не буду».

Об этом можно подумать, когда ваш школьник будет в подростковом возрасте. А пока ребёнок учится в начальной школе, это лучше делать только в особых случаях, как, например, победа в конкурсе или олимпиаде.

Тогда можно подарить дорогую игрушку или купить его любимый торт к семейному ужину. Когда ребёнка хвалишь, у него растёт самооценка. Это дороже любых денег.

Сон на «пятёрку»

И всё-таки любому родителю хочется, чтобы у любимого чада всё было легко и просто, а в дневнике красовались только отличные оценки.

Нелегко это для первоклассника, ведь ещё вчера он проводил время в играх, а сегодня нужно сосредоточенно слушать учителя. А тут машина за окном проезжает — загляделся… и прослушал все объяснения.

Научить ребёнка внимательно слушать учителя порой самое сложное. Как это сделать лучше, рассказывает Елена ЕМЕЛЬЯНОВА, учитель начальных классов средней школы № 89:

— Лучше всего к этому привыкают дети, у которых ещё до школы был режим дня. Когда в садике всё расписано по минутам: в восемь — завтрак, через полчаса — музыка, потом лечебная физкультура, танцы…

А вот тем, кто готовился к школе дома, часто болел, будет труднее. Как правило, эти дети более чувствительные и ранимые. Им сложнее воспринимать однообразные занятия. Например, выполнять уроки по чистописанию. Здесь родителям стоит набраться терпения.

И ещё один важный момент. Если вы увидели, что ребёнку дискомфортно, лучше обсудить проблему с учителем, но так, чтобы малыш об этом не знал. Если разрушить авторитет педагога в глазах ребёнка, это может всерьёз помешать учёбе.

Учитель ваш союзник и может помочь адаптироваться ребёнку, подружиться с близкими к нему по темпераменту и характеру детьми. Самое лучшее с такими детьми — чередовать занятия и отдых: десять минут позанимались, переключились на что-нибудь другое.

И родителям стоить помнить, что лучший отдых будет не у экрана компьютера или телевизора, а сон и прогулки на свежем воздухе. Понаблюдайте за ребёнком первые дни. Ведь биоритм у всех разный.

Одним детям после школы нужен сон, другим — подвижные игры, одни хотят сразу покушать, а у других аппетит приходит через час-другой. Понимая это, можно процесс учёбы построить идеально.

Главное — не довести ребёнка до стресса. У меня в практике был случай, когда мальчика после школы пытались уложить спать, а ему не хотелось отдыхать в это время. В результате — слёзы.

И уроки лучше учить с перерывом в пять — десять минут: позанимались, сделайте перерыв, потом вернитесь к занятиям. Но в целом у первоклассника уроки не должны занимать более получаса.

И не стоит торопиться нагружать ребёнка по полной программе, стремиться отдать его сразу в колледж или лицей, где нагрузка, как правило, больше, чем в обычной школе. Пусть погружается в атмосферу учёбы постепенно.

К концу начальной школы уже видны способности детей, их сила воли, целеустремлённость. Вот тогда и стоит подумать об углублённом изучении того или иного предмета.

Отправляя ребёнка в первый класс, помните, что цель начальной школы — не столько научить считать и писать, сколько воспринять сам процесс учёбы. Если это получится, ребёнок потом не будет зубрить или получать «неуды».

Елизавета БАШКАТОВА

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»