Меню

Клён ты мой упавший

17.07.2008 00:00 133 (11015)


Зачем городу зелень? Каждый, кому этот вопрос был задан, ответил практически одинаково: «Как зачем? Без неё мы не сможем дышать, а значит, и жить». Удивительно — все это понимают, но на деле почему-то получается несколько иначе. Журналисты «Вечёрки» прошлись по городским улицам, оценили клумбы и скверы, выслушали претензии и пожелания горожан и чиновников. Результат получился очень неформальным и личным.

И на тенистой улице…

Уютные аллейки, сплетающиеся над головой ветви, сквозь которые нет-нет да и проскользнёт шальной солнечный лучик. Вереницы яблонь, лип, ив, клёнов… Тихие улочки и тенистые скверы, почти без автомобилей.

Торжество зелёного цвета. Какое счастье, что у нас это ещё есть! Кто откажется прошагать несколько минут в стихии такого умиротворённого великолепия? Это лекарство для нервов, измотанных работой и звуками огромного города.

Оазис рая в моём городе. Крошечный повод для ничем не ограниченного счастья. Прямо здесь и сейчас. Ведь зелень — это одновременно символ тепла, лета, а с другой стороны — это приятная прохлада среди зноя, раскалённого гранита, бетона и асфальта. Благодаря таким уголкам город живёт, за них его любят, их вспоминают, оказавшись вдали.

Было бы ужасно, если бы этого не было. Но, судя по звонкам и письмам наших читателей, всё к тому и идёт: не бывает дня, чтобы кто-то не сообщил о вырубленных деревьях, уничтоженных колёсами машин газонах, закатанных в асфальт детских площадках.

Сейчас городские власти озабочены транспортной проблемой. И правильно. Проблема есть, её надо решать. Нам ведь кроме красавицы рябины и дуба-исполина нужен ещё автомобиль, который домчит нас до офиса и обратно.

А ему, в свою очередь, нужна парковка, да не где-нибудь, а тоже в городской черте. Кто выиграет эту битву? Дерево или машина?

Транспортная проблема будет решаться, в этом никто не сомневается — прогресс диктует свои правила. А с зеленью какого-то радикального и властного решения ждать от тех, кто его принимает, не стоит.

Они живут в коттеджах среди природы или собираются туда перебраться, кто ещё не успел. Думается, осталось совсем немного времени до того момента, когда из городской душегубки газов и давки в пригород побегут в массовом количестве и другие жители, кто посостоятельнее да подальновиднее.

Но и сбежавшие полностью не избавятся от проблемы, ведь работать они приедут в город, детей пришлют учиться туда же. Стало быть, нужно хранить и приумножать то, что у нас есть. Итак, что ж имеем?

Зелёная бухгалтерия

Вместе с начальником городского управления экологии и природопользования Александром Корбутом «Вечёрка» попыталась разобраться в том, что городу полезно, а что нет.

По существующим нормам каждому горожанину для полноценной жизнедеятельности необходимо двадцать квадратов зелёных насаждений.

Данный фактор строго просчитывается при планировке новых районов ещё на уровне составления проекта, а квалифицированные специалисты скрупулезно проверят, чтобы этот показатель был соблюдён.

Кстати, если рядом с домом нет ни одной зелёной былиночки, то никто в такой район и жить-то не поедет. Цена недвижимости стремительно летит вниз.

Так что строят сейчас и продают жильё, учитывая этот фактор наряду со всеми остальными. Но это новые микрорайоны, а что с уже существующими? Уплотнительная застройка, несанкционированные и санкционированные стоянки завоёвывают палисадники стремительно.

Однако Александр Викторович утешил:

— Пока о катастрофичности положения говорить не стоит, в нашем городе на каждого жителя приходится 50 квадратных метров зелени. Это весьма неплохой показатель.

Кроме того, есть у нас такое правило, утверждённое городской думой: вырубил одно дерево — посади три. Естественно, эти требования мы применяем к застройщикам и следим за тем, чтобы незаконной вырубки деревьев не происходило.

Прежде чем застучат топоры и завизжат пилы, территорию должны оценить специалисты, составить акт о необходимости вырубки.

Не секрет, что сегодня средний возраст челябинских деревьев от 50 до 80 лет, для жизни в условиях города это фатальный срок. Старые тополя, вязы и липы становятся угрозой.

Их старые ветки ломает ветер, они падают на припаркованные рядом авто и проходящих мимо людей. Во всех остальных случаях должна пройти экспертиза.

Если её нет, то за несанкционированный снос зелёных насаждений будет наложено административное взыскание. Провинившийся должен будет платить не только штраф, но и компенсацию за незаконно срубленное дерево.

Полученные денежные средства идут на восстановление зелёного фонда Челябинска. Такой порядок существует в Челябинске не один год, ведь практически каждое городское дерево зарегистрировано и имеет паспорт с личными данными: возраст, вид, состояние и примерная стоимость (точное количество деревьев, к сожалению, никто так и не назвал. — Авт.).

Между прочим, в Уголовном кодексе есть статья, предусматривающая серьёзное наказание. Часть 1 статьи 260 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную рубку деревьев и кустарников в значительном размере — если причинённый ущерб оценивается в сумму от 10 000 до 100 000 рублей.

Санкция по статье — штраф до 40 тысяч рублей или исправительные работы на срок от полугода до года. Но есть и более суровое для предпринимателя наказание — лишение права заниматься определёнными видами деятельности на срок до трёх лет.

Не скрою, что возросшая бдительность населения нам на руку, ведь столь реальное наказание за причинение вреда городской экологии может дать больший воспитательный эффект, нежели практика компенсаций.

Под прицелом бдительности

Эпицентром беспокойства горожан в последние несколько месяцев стали любимые места отдыха — скверы на Алом поле и около оперного театра. Абсолютно все заметили — деревья и кустарники исчезали здесь быстрее, чем боярские бороды во время петровских реформ.

В управлении экологии и природопользования нас утешили: всё происходящее — часть муниципального плана по реконструкции. В сквере на Алом поле взамен старых и отживших своё деревьев высажен десант новичков ценных декоративных пород.

Они уже прижились и адаптировались на новом месте. А вот около оперного театра работы только начаты, но горевать об уничтоженных кустах сирени не стоит.

Они старожилы и за 70 лет своего существования успели нарастить корневую систему, превратившуюся в безобразную шишку, выступающую на 80 сантиметров над землёй.

Александр Корбут заверил, что преображение сквера будет только радовать, ведь здесь очень скоро появятся 130 деревьев красивых и разных: ели, кедровые сосны, не-сколько сортов ив, краснолистные яблони, липы.

Ждать быстрого результата не стоит, поскольку сезон высадки короток: весенний — в мае, осенний — с августа по октябрь.

 — Конечно, — отмечает Александр Викторович, — посадкой можно заняться и сейчас, но тогда нужно очень точно соблюсти правило: время, проведённое саженцем без земли, не должно превышать пяти часов. В противном случае дерево погибнет. К сожалению, в таких условиях возможности работать у нас нет.

Коси, коса

Каждое лето на улицах города раздаётся визг мотокосы, а то зазвенит и коса-литовка. Славно отросшая уже к началу лета сочная травка безжалостно срезается коммунальщиками или сотрудниками ООО «Горзеленстрой».

О том, зачем это делается и куда девается скошенная трава, мы спросили у Марины Валеевой, начальника одного из участков «Горзеленстроя».

— Скашивание травы предусмотрено технологией, — отметила она, — оно должно выполняться каждые 14 дней. Помимо эстетических целей есть ещё и утилитарные.

Овсяница и мятлик, растущие на наших газонах, в уходе нуждаются не меньше, чем их заграничные собратья. Выкосишь травку, польёшь, и она начинает куститься и зеленеть, поскольку укрепляется корневая система, развивается прочный дёрн, трава становится гуще, да и комарам в зелёном бобрике уже не так вольготно размножаться.

Всё это ещё позволяет газонам противостоять безалаберным пешеходам, велосипедистам и автолюбителям. Не на последнем месте, конечно, и эстетические причины. Если траву не скашивать и позволить ей расти пышным цветом, город зарастёт бурьяном, а газоны превратятся в дикие поляны.

Марина Юрьевна подчёркивает, что для нашего города, так же как и для английского предместья, актуально одно правило: газон будет жить сто лет, если его стричь и поливать. Вот и весь секрет красоты.

После того как мотокосой пройдутся по мураве, её вывозят на городскую свалку. Никому и в голову не приходит отправлять её на корм жвачным животным, ведь возле наших дорог травушка собирает в себя всю таблицу Менделеева. А вот об уходе за клумбами и скверами стоит сказать отдельно.

Городские цветы

Только-только сходит снег, и в скверах и на клумбах появляются женщины, которые с космической скоростью (три тысячи росточков в час) высаживают цветочную рассаду, а потом поливают её и пропалывают.

При этом утирают слёзы бессилия. Сегодня цветы высажены, а завтра яркая клумба уже исполосована шинами велосипедов, истоптана ногами… Горожане с какой-то тупой жестокостью вырывают и выкапывают только что высаженные ростки, дабы украсить ими свои дачные участки.

Марина Валеева отмечает, что очень часто к специалистам, работающим на клумбах, подходят люди и просят поделиться рассадой, мотивируя так: «Дайте, пожалуйста, мне на кладбище».

А получив отказ, демонстрируют вандальный размах. Результат: выкопанные луковицы тюльпанов, вырванные анютины глазки и петуньи, а ведь они вряд ли приживутся. Цветы как дети — гибнут от жестокости.

В ведении «Горзеленстроя» почти все цветники, клумбы и скверы в центре города. В сезон они требуют пристального к себе внимания и заботы. Этим летом они уже украсились ярким нарядом: 745 тысяч цветов на 10,5 тысячи квадратных метрах городского пространства радуют глаз.

Осталось высадить всего ничего — ещё три тысячи росточков, так что можно совершенно точно сказать, что у нашего миллионника каждое лето есть не один миллион цветов.

Ведь кроме «Горзеленстроя» ноготки и бархатцы высаживают и управляющие компании, и жильцы домов, и предприниматели. Правда, объёмы работ у них разные, и не всегда на арендованной бизнесом земле сохраняется клумба или газон. Чаще всего предпочтение отдаётся стоянке. Так что изобилия красок становится меньше, как, впрочем, и тенистых аллей.

От этого ещё обиднее. Мы сами не умеем ценить хрупкую красоту: на Алом поле, у памятника Курчатову, у Вечного огня скейты и велосипеды «убивают» не только цветы, но и   конструкции бордюров и памятников, скамейки гибнут от напора подростков столь же быстро, как и цветы.

Страдают от пренебрежения и варварства в нашем городе не только нежная резеда, но и мощные деревья. Их ветки рубят, чтобы разместить на них растяжки, а рядом с корнями вкапываются рекламные щиты.

Липы, вязы и тополя умирают стоя, а мы замечаем их смерть только тогда, когда их начинают вырубать. Кстати, в этом году «Горзеленстрой» вырубил 150 аварийных деревьев, 300 высадил, ещё тысяча ждёт сезона высадки.

Развязка на улице Черкасской, улицы Барбюса и Косарева осенью будут засажены декоративными породами, которые при бережном к ним отношении простоят 50 — 80 лет.

По вертикали

Все заметили, что не так давно ограда сквера на Алом поле украсилась вазонами с яркими петуньями, но непогода и шаловливые руки горожан нововведение уничтожили быстро.

Очень скоро цветы поменяют на другие, не менее красивые и яркие. Так что давайте любоваться на них визуально. Так, как это принято во всех странах мира.

Расскажи об удивительном

Оказывается, в нашем городе на улице Мамина поселился необычный житель — каштан. Привередливый южный обитатель у нас не только растёт, но и цветёт. «

Вечёрка» очень надеется на то, что челябинка, привёзшая и взлелеявшая его, поделится с нами секретами «приручения» экзотического красавца. Ведь для нашего сурового города каштан — чудо.

Любопытно

Британские учёные из Манчестерского университета утверждают, что озеленение городских территорий и создание парков способны привести к понижению температуры городов на несколько градусов Цельсия, а это может оказаться важным в свете глобального потепления.

Растительность понижает температуру за счёт воды, которую она забирает из земли и испаряет листьями. Что интересно, для того чтобы озеленить и охладить город, вовсе не обязательно разбивать новые парки и занимать важные для мегаполиса квадратные метры. Вполне достаточно озеленить крыши домов, как это делают, например, в Германии.

Марина КУДРЯШОВА
Фото Вячеслава НИКУЛИНА