Меню

Нас обманывают ценники

10.07.2008 00:00 128 (11011)

«Ситуация, с которой я столкнулась на днях в одном из крупных супермаркетов Челябинска, наверняка многим покажется знакомой. Окидывая привычным взглядом полки с многочисленными коробочками и пакетиками, я обратила внимание на один товар, цена которого показалась подозрительно низкой. На кассе выяснилось, что приобретённый продукт стоит на пять рублей дороже».

Вот такие письма приходят к нам в редакцию. Корреспондент «ВЧ» решил разобраться в ситуации и провёл собственное расследование.

Отговорки продавцов

Итак, я отправилась в один из супермаркетов Челябинска. Для начала решила приобрести пельмени — как-никак дома пригодятся.

Однако возле морозильной камеры оказалось такое огромное количество ценников, что разобраться в них было невозможно. Также я взяла хлеб с отрубями за 11 рублей 90 копеек, порошок «Миф» (450 граммов) за 29 рублей и прочее.

В конце концов продукты, которые оказались в моей потребительской корзине, при расчёте на кассе стоили гораздо дороже, чем на ценниках.

Хлеб подозрительным образом подрос в цене на два рубля, порошок стал стоить почти сорок рублей, а 350-граммовая пачка пельменей (не поверите!) — 78 рублей 80 копеек. Когда я попыталась что-либо возразить, мне заявили: «Не хотите — не берите».

Чтобы как-то прояснить ситуацию, корреспондент «ВЧ» в течение двух дней пытался дозвониться до руководства сети супермаркетов, в одном из которых и были зафиксированы многочисленные нарушения, но его труды не увенчались успехом.

В администрации самого магазина, где приобретались товары, от комментария воздержались.

Однако самая любимая отговорка продавцов на претензии покупателей, не желающих мириться с ценовыми разногласиями, — это то, что в спешке сотрудники магазина просто не успели убрать старые ценники.

Между тем такая нерасторопность есть не что иное, как прямое нарушение прав потребителя. Согласно статье 10 Закона о защите прав потребителей (информация о товарах, работах, услугах) магазин должен своевременно предоставлять покупателю всю информацию о товарах, «обеспечивающую возможность правильного выбора».

Покупатель не виноват в оплошностях сотрудников и имеет полное право не принимать никаких объяснений.

Претензии покупателей

Самое интересное, что во многих супермаркетах ценники очень оригинальные: наименование товара и настоящая цена написаны мелким шрифтом, а цена с пятипроцентной скидкой — крупным. На кассе всё это выясняется, и кассиры с невозмутимым видом сообщают: «Там мелким шрифтом цена написана».

— Я хожу в магазин с определённой суммой денег, чтобы точно знать, сколько могу потратить, —рассказывает домохозяйка Наталья.

— И всегда всё рассчитываю. Конечно, у меня есть дисконтная карта, товары могу приобрести с пятипроцентной скидкой, но как продавцы обманывают пожилых людей, которые плохо видят и не всё понимают, просто диву даёшься.

Я сама как-то набрала продуктов, а на оставшиеся деньги решила приобрести кетчуп. Однако на кассе его стоимость увеличилась на пять рублей.

Мне пояснили, что на ценнике старая цена, а на самом деле он стоит дороже. Мало того что я осталась без кетчупа, так меня ещё попросили поставить его на место.

Ещё одна покупательница Марина с возмущением поведала, что недавно в одном из магазинов решила приобрести ребёнку шоколадку. В витрине она стоила 13 рублей, на кассе цена выросла до 15. Когда Марина попробовала возмутиться, её послали куда подальше.

Ко всему прочему в супермаркетах нередко товар уценяют: приобретая дешёвый кефир, необходимо посмотреть, на сколько дней он просрочен. Однако если он окажется свежим, то будьте уверены, что и цена на кассе изменится.

Так, наш читатель Андрей Владимирович, приобретая кефир за 25 рублей, в итоге заплатил за него 30. Сотрудникам магазина удалось убедить его, что наличие двух ценников на один и тот же продукт одной марки только разного качества — часть их ценовой политики.

Однако на фоне всеобщей неразберихи с ценниками эта история скорее исключение, подтверждающее общее правило. То, что на пути от прилавка до кассы товар частенько вырастает в цене, — это факт.

Происходит ли это намеренно или в силу тривиальной халатности продавцов, но расплачиваться в прямом смысле слова приходится покупателю.

Отстаивайте свои права

В былые времена расхождение цен «при входе и выходе» в магазин квалифицировалось как уголовное деяние. Сейчас за «обсчёт и обвес» в тюрьму не сажают, а вот к административной ответственности привлекают.

Наложить на магазин взыскание за злостное нарушение прав потребителей может территориальный отдел Роспотребнадзора, но только на основании правильно собранной доказательной базы, а именно заявления от покупателя, чека на товар, письменного ответа на предъявленную претензию от руководства магазина.

Если Роспотребнадзор отказывает потребителю в удовлетворении жалобы, остаётся последняя инстанция, где искать правду, — это суд (статьи 14.7 и 14.8 Административного кодекса РФ «Обман потребителя» и «Нарушение иных прав потребителя»).

Правда, в этом случае доказательную базу придётся расширять и «подшить» к делу ещё свидетельские показания и, чтобы уж совсем не к чему было придраться, фото злополучного ценника.

Тогда шансов выиграть судебный процесс будет более чем достаточно, только вряд ли отсуженные у магазина копейки покроют хотя бы часть судебных издержек.

Поэтому лучше всего решать проблему «не отходя от кассы» и постараться убедить сотрудников магазина, что судебная тяжба невыгодна им в такой же степени, что и вам.

— Магазин просто обязан продать покупателю товар по цене, указанной в ценнике, —комментирует начальник отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Челябинской области Наталья Кирсанова.

— Даже если вы уже вышли из магазина и только после этого обнаружили, что купили товар дороже, чем он был заявлен на ценнике, смело возвращайтесь и требуйте у старшего продавца вернуть разницу.

Удовлетворить вашу претензию должны по первому требованию. Если этого не происходит, покупатель может оставить запись в книге жалоб или составить заявление на имя администрации магазина, чтобы в письменном виде зафиксировать факт нарушения своих прав.

На рассмотрение жалобы покупателя у магазина есть срок не более десяти дней. Обращаться в отдел по защите прав потребителя нужно как можно скорее: ценники в магазинах меняются довольно часто.

P.S. Кстати, о кефире. Согласно всё тому же закону, если в магазине выставлены два ценника на один и тот же товар, но разного качества, магазин обязан предоставить данный продукт в соответствии с обоими ценниками. Допустим, покупатель потребовал у продавца кефир не первой свежести, так как его устраивает стоимость продукта на ценнике. Если магазин не в состоянии удовлетворить взыскательный вкус покупателя, то в присутствии последнего менеджер зала должен немедленно снять ценник с витрины.

А как у них

Цифры, указанные на ценниках, выставленных в магазинах самообслуживания США, также часто не соответствуют действительности. У кассира высвечивается другая цена — не та, что указана в торговом зале.

Расхождение приводит к тому, что 7,2 процента покупателей отказываются от покупки. Наиболее эффективное решение проблемы американцы видят в установке электронных ценников, которые гарантируют стопроцентный контроль точности цены.

Правда, в сети крупных супермаркетов США в каждом втором ряду стоят электронные терминалы, как на кассе. Покупатель может сам проверить стоимость товара, если цена вызвала сомнения.

Елена ТИТОВА
Фото Виктора БАСКОВА

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»