Меню

Последний полёт

23.05.2008 00:00 95 (10978)

4 мая в Калачёво во время тренировочного полёта разбился самолёт P-96 Golf-100. На борту находились два лётчика — инструктор Александр Амелин и курсант Максим Михайловский. Оба погибли. Нашему корреспонденту удалось найти человека, который за 20 минут до трагедии летал на этом самолёте.

Жизнь по правилам

Максим Михайловский был способным курсантом. Лётное мастерство усваивал без особых проблем. К полётам всегда подходил серьёзно, тщательно к ним готовился. В обычной жизни был очень отзывчивым и жизнерадостным человеком. Именно таким его запомнили знакомые.

Заместитель начальника Челябинского областного аэроклуба РОСТО Александр Григорьевич Амелин жил по строгим правилам. Бывший военный лётчик серьёзно относился к выполнению полётов и обучению курсантов. Технику знал бесподобно. Как можно было разбиться с его знаниями и опытом, одному Богу известно.

— С Александром Григорьевичем были знакомы с февраля прошлого года, я был его учеником, — вспоминает Эдуард КАЛИНИН.

— Вместе мы провели в воздухе больше 30 часов. Амелин отличался большим терпением при обучении курсантов. И со мной ему пришлось повозиться. Могу сказать, что Амелин никогда не нарушал правил. К законам в авиации относился с большой строгостью.

У него была поговорка: «Нарушишь — прокурор за всё спросит». Кроме того, у Александра Григорьевича был огромный опыт пилотирования разных типов самолётов, он профессионально знал все стороны лётной профессии.

В жизни Эдуард — генеральный директор компании «Интерсвязь». По выходным — лётчик-курсант. За 20 минут до авиакатастрофы он вместе с Александром Амелиным отлетал на P-96 Golf-100 три круга. Полёт прошёл штатно. Никаких проблем ни в воздухе, ни при посадке не возникло.

— Самолёт был исправен! Перед полётом его проверяет авиатехник, осматривают и курсант, и инструктор, — продолжает Эдуард. — Соответственно, перед своим полётом я тоже самолёт осмотрел и провёл все предполётные проверки. Поэтому я могу утверждать, что самолёт был исправен.

Погода была отличная. Видимость, как говорится, была миллион на миллион, штиль. Это идеальные условия, поэтому и можно говорить о нереалистичности случившегося.

Загадочная катастрофа

Авиакатастрофа произошла в 19.50 по местному времени. После взлёта при выполнении разворота самолёт потерял скорость и упал. При ударе о землю он загорелся. В настоящий момент ведётся расследование. Пока одна из версий трагедии звучит как ошибка пилотов при выполнении упражнения «Имитация отказа двигателя».

Вот тут-то и возникает первая за-гвоздка. Дело в том, что это одно из стандартных упражнений, которое курсант должен выполнить для получения допуска к самостоятельным полётам. И Михайловский, и тем более Амелин выполняли его много раз.

— Это упражнение предназначено для того, чтобы пилот сумел безопасно приземлиться в случае поломки двигателя в полёте, — объясняет Эдуард. — Лётчик должен найти площадку для посадки, выполнить расчёт на посадку, учитывая высоту, скорость, аэродинамическое качество самолёта и ветер, а затем приземлиться.

Аэродинамическое качество у P-96 Golf-100 — около десяти. Грубо говоря, с высоты одного километра по горизонтали он может пролететь десять километров без использования двигателя.

Самолёт P-96 Golf-100 относится к классу прогулочных. Он не предназначен для выполнения фигур сложного и высшего пилотажа, зато он идеально подходит для обучения. Им легко управлять, его тяжело свалить в штопор.

— Пилот жив, пока есть скорость и высота, — делится Эдуард. — Когда теряешь скорость, происходит сваливание на крыло. Но в горизонтальном полёте P-96 Golf-100 мог летать и при 75 километрах в час. В процессе полёта, и тем более при выполнении такого сложного упражнения, лётчик постоянно контролирует скорость. Этому курсантов учат в первую очередь.

В этом-то и заключается вторая загвоздка. Каким образом курсант, который уже имел лётный опыт, и лётчик-инструктор могли допустить ошибку на лёгком в управлении самолёте, остаётся загадкой.

Есть и ещё одна странность трагедии. Дело в том, что P-96 Golf-100 имеет полностью механически спаренное управление. Иными словами, управление самолётом контролирует инструктор. Соответственно, и ошибиться нужно было вдвоём.

— По правилам и фактически так и было всегда: инструктор держит руку на рычаге управления самолётом, а ноги — на педалях, — резюмирует Эдуард. — Я бы не мог допустить, что курсант в воздухе потерял контроль за скоростью и углом крена и из-за этого самолёт рухнул.

 Потому что, во-первых, нужно было растеряться сразу двоим, а это невозможно. А во-вторых, эти люди всегда были собранными и очень ответственными.

Что же действительно произошло на борту P-96 Golf-100, так и останется загадкой, потому что самолёты этого класса не оборудуют средствами речевой записи и нельзя узнать последние слова пилотов. Предварительное заключение комиссии о причине катастрофы — потеря скорости при выполнении манёвра.

7 мая Максима Михайловского и Александра Амелина проводили в последний путь… Как говорят лётчики, пусть земля им будет небом.

Василий ТРУНОВ
Фото Эдуарда КАЛИНИНА

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»