Меню

Приманки для кадров

20.03.2008 00:00 51 (10934)

Газеты пестрят объявлениями о вакансиях: требуются рабочие и директора, продавцы и секретари, водители и начальники подразделений. Причём каждая уважающая себя компания обязательно упоминает о предоставлении работникам соцпакета. Нынче это модное явление. Однако мнения о том, какие блага и льготы для сотрудников имеются в виду, сильно разнятся. «Вечёрка» решила разобраться, чем же богат современный соцпакет.

Самые популярные составляющие соцпакета: оплата проезда, мобильной связи и абонемента в фитнес-клуб.

Что такое соцпакет

Даже в обновлённом несколько лет назад Трудовом кодексе РФ не найти такого понятия. А значит, нет и чётких критериев содержания социального пакета. Поэтому работодатели действуют кто во что горазд.

Государственные конторы считают за доблесть любой набор льгот для сотрудников — от больничного листа до отпуска в 28 дней.

Юристы и кадровые агентства склоняются к мнению, что в соцпакет входят только те компенсации и блага, что не предусмотрены законом.

Ведь и само понятие «соцпакет» появилось как ответ на вызов времени — дефицит квалифицированных кадров и необходимость поддерживать лояльность сотрудников. 

— Одной зарплатой, даже достаточно высокой, хороших работников сейчас уже не прельстишь, — считает координатор проекта «Обзоры заработных плат» челябинского филиала кадрового холдинга «Анкор» Татьяна ПЕТРОВА.

 — За последние три — пять лет соцпакет из экзотического явления превратился в почти обязательное приложение к жалованью.

Крупные компании обеспечивают сотрудникам бесплатные обеды, проезд, оплачивают мобильную связь (корпоративные номера с ограничением, к примеру, до 500 — 1000 рублей в месяц), страхуют жизнь и здоровье, приобщают к здоровому образу жизни (бассейн, фитнес-клуб, база отдыха или санаторий).

— Понимая, что инвестиции в квалифицированные кадры составляют основу долгосрочного успеха, мы формируем команду профессионалов-единомышленников, —рассказывает менеджер по маркетингу и рекламе «Машинный двор — Челябинск» Инга ТРИМУРИЧ.

— Сотрудникам предоставляются скидки на приобретение, ремонт и обслуживание авто, компенсация стоимости услуг сотовой связи, иногородним — компенсация стоимости аренды квартир.

До места работы сотрудники доставляются транспортом предприятия. Непрерывно заботимся о повышении их квалификации, проводим тренинги, действует корпоративный университет.

Должность и стаж стоят дороже

Как правило, наполнение соцпакета зависит от занимаемой должности, стажа работы и ценности специалиста для компании. Чаще всего соцпакет весомее у тех подразделений, которые непосредственно зарабатывают деньги для компании, — у отдела продаж. В иностранных фирмах соцпакет расширяется при переходе сотрудника на более высокую должность.

— Оплата питания и проезда к месту работы для работников низшего звена распространена в компаниях с разветвлённой региональной сетью, например в торговле, — комментирует заместитель директора кадрового центра «Хорошая работа» Юлия ГУСЕВА.

— Менеджерам, работающим с клиентами, обычно предлагается компенсация за использование личного автомобиля и оплата сотовой связи. Всё чаще фирмы и предприятия берут на себя расходы на медосмотры и прививки (от гриппа и клещей) для персонала.

Новым веянием стало дополнительное пенсионное страхование сотрудников, занятия в элитных спортзалах и даже корпоративное обучение… танцам.

Представительства западных компаний приятно удивляют кредитами на покупку жилья, пенсионными вкладами и оплатой отпуска. Российские предприятия более склонны учитывать местную специфику.

К примеру, предоставляют путёвки в лагеря для детей, помощь на погребение семьям умерших сотрудников, обеспечивают работников бытовым топливом, за работу во вредных и опасных условиях труда выдают молоко, оплачивают пенсионерам изготовление и ремонт зубных протезов.

По данным холдинга «Анкор», компенсацию за использование мобильной связи дают от 93 до 98 процентов компаний в зависимости от региона, предоставляют автомобиль либо компенсацию за использование личного транспорта от 57 до 66 процентов организаций. На медстраховку «разорились» от 52 до 64 процентов компаний, оплачивают питание 50 — 64 процента.

Детсад без очереди

Недавно отличился Челябинский цинковый завод. Он расширил соцпакет необычным договором… с мэрией. Сотрудники ОАО «Челябинский цинковый завод» получили возможность в особом порядке устраивать своих детей в детские сады.

Администрация города по запросу завода подбирает места в детских дошкольных образовательных учреждениях, а компания, в свою очередь, берёт на себя все финансовые расходы.

Сейчас, когда всё еще наблюдается дефицит мест в детсадах, подобная мера стала изюминкой соцпакета предприятия. При этом руководство завода обезопасило себя от текучки кадров.

По словам директора ЧЦЗ по работе с персоналом Павла РЫЖЕГО, сотрудник, получивший место в детсаду для своего ребёнка, обязан проработать на предприятии не менее трёх лет.

Страховка и жильё

Солидным можно назвать соцпакет, который включает в себя добровольное медицинское страхование (ДМС). Например, сотрудники многих челябинских банков и страховых компаний лечат зубы, проходят диагностику и получают стационарное лечение за счёт работодателя.

Согласно данным центра аналитических исследований «Анкор», более половины российских компаний включают ДМС в состав соцпакета.

Ну а помощь в решении жилищного вопроса сразу выводит компанию в разряд престижных работодателей. К примеру, «Российские железные дороги» — единственная в стране компания, предоставляющая в пользование своим работникам «служебное» жильё из специализированного жилищного фонда.

Только у ЮУЖД есть 323 отдельные квартиры и 23 жилых дома, где живут простые рабочие — электромеханики, диспетчеры, машинисты локомотивных бригад и так далее.

Впоследствии работник может выкупить служебное жильё в собственность, сообщила нам сотрудник пресс-службы ЮУЖД Наталья ДРАГОМИРЕЦКАЯ.

Кроме того, в прошлом году работникам ЮУЖД предоставила субсидируемые ипотечные кредиты на сумму 315,4 млн рублей, что позволило улучшить жилищные условия 279 семьям работников. 


P.S. И всё же только треть респондентов, согласно опросу на сайте www.staffwell.com, считают социальные льготы ключом к мотивации работника. Лишь 10 процентов опрошенных останутся в компании ради одного соцпакета. А более двух третей россиян, выбирая между высокой зарплатой и соцпакетом, всё же голосуют за конкретную сумму в расчётке.

Алла СКРИПОВА
Фото Вячеслава НИКУЛИНА

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»