Меню

Весенний призыв что будет с дедовщиной?

13.03.2008 00:00 46 (10929)


Совсем немного времени остаётся до 1 апреля. Правда, начиная с этого дня определённой категории россиян станет не до смеха. Начнётся очередной призыв в армию, который во многом будет отличаться от предыдущих. И дело не только в том, что срок службы солдат сокращается до одного года.

Хотя именно это, как утверждают некоторые аналитики, должно привести к увеличению числа новобранцев и вспышке неуставных взаимоотношений. Произойдёт ли так на самом деле? Чего ждать от весенней призывной кампании южноуральцам? На эти вопросы мы попытались ответить.

В армию — сразу после экзаменов

Главное новшество, которое ожидает призывников и которое не всех радует, — увеличение срока весенней кампании. Если раньше новобранцев отправляли в армию с 1 апреля по 30 июня, то теперь призывные комиссии будут работать до 15 июля. А это значит, что «обрить наголо» успеют выпускников техникумов и вузов.

 Официальных документов по поводу продления призыва пока ещё нет. Однако офицеры военкоматов не сомневаются, что так всё и будет.

В связи с сокращением срока службы до одного года в военные части должны призвать большее количество новобранцев. Это, согласитесь, логично.

Опять же приказами пока не подтверждено, но молва ходит, что служить отправятся в полтора, а то и два раза больше россиян, чем раньше.

Если в прошлом году солдатские сапоги надели чуть меньше семи тысяч южноуральцев, нетрудно подсчитать, сколько попадёт в армию ныне.

А так как здоровых парней становится всё меньше и меньше, остаётся единственный резерв — выпускники вузов и техникумов, которые из-за государственных экзаменов и защиты дипломов получали отсрочку от призыва.

Теперь они сразу после «госов» отправятся осваивать азы другого дела — военного. Если учесть, что тенденция последних двух лет — призыв в армию большего количества умных и образованных парней, ничего в этом новшестве удивительного нет. Нашу армию из рабоче-крестьянской хотят превратить в интеллигентную и интеллектуальную…

Обращу внимание ещё на один момент, связанный с отсрочками. Некоторые из них в этом году отменяются. Например, призывники, имеющие беременных жён и малолетних детей, в армию отправятся в любом случае.

Однако при этом их супруги будут получать от государства компенсацию на содержание ребятишек (надо полагать, что таким образом общество пытается решить демографическую проблему). Освобождёнными от службы останутся лишь парни, которые воспитывают детей-инвалидов в возрасте до трёх лет.

Отдельные казармы для новобранцев

Таким образом, получается, что весной этого года в армию призовут больше новобранцев, чем обычно. Вот раздолье-то для старослужащих будет!

Дембелям, которые топтали солдатские сапоги два года, станет обидно, что пришедшее им на смену пополнение послужит меньше, и «деды» начнут лютовать.

— Это будет первый год, когда в частях сойдутся три категории молодых людей: призванные на два года, на полтора и на год, — отметил в одном из интервью главный военный прокурор страны Сергей ФРИДИНСКИЙ.

— Все они достаточно далеки друг от друга по многим своим понятиям, опыту, периоду прохождения службы. Поэтому можно ожидать осложнения отношений между старичками и новичками.

Радует, что подобные мысли пришли в голову и другим высокопоставленным офицерам. Говорят, в недрах Минобороны и Генштаба зреет документ, который будет обязывать селить в казармах новобранцев отдельно от старослужащих.

— Если командиры смогут выискать такие возможности, может быть, так и будет, — прокомментировал ситуацию по просьбе «Вечёрки» работник отделения морально-психологической и информационной работы военкомата Челябинской области Александр ЧЕРНЫШЕВ.

— Правда, всё это мы уже проходили. В начале восьмидесятых годов батальоны формировали в зависимости от срока службы солдат. В одном собирали будущих дембелей, в другом — новобранцев, в третьем — тех, кто в армии уже год.

Как известно, от этой идеи отказались. Кто, если не старослужащие, научит призывников выполнять устав и обращаться с техникой? Боевая служба такова, что требует передачи опыта.

А спасёт ли новшество от неуставных отношений, ещё большой вопрос. Во-первых, и в среде равных друг другу мужчин время от времени возникают конфликты.

В армию приходят разные по характеру, социальному положению, воспитанию и поведению парни. Во-вторых, полностью изолировать новобранцев от старослужащих в воинских частях не получится.

Они все вместе будут ходить в столовую, встречаться на плацу. Нет, дедовщину только с помощью расселения призывников по разным казармам не победить.

В этом деле всё зависит только от командиров частей, от того, насколько они люди думающие, учитывающие психологию молодых людей.

Единственный способ борьбы

Сразу же вспомнились слова генерал-майора в запасе, бывшего начальника Челябинского гарнизона и танкового училища Валентина ЛУКЬЯНОВА. Недавно в беседе с корреспондентом «Вечёрки» он поведал о единственно возможном способе борьбы с дедовщиной.

— До добра не доводит лишь отсутствие контроля со стороны командного состава, —сказал он.

— Для избавления от неуставных отношений между солдатами не нужны никакие вмешательства в армейскую среду — ни установление видеокамер в туалетах, ни дежурства мам в казармах, ни упразднение военных судов.

(Именно такие методы борьбы с дедовщиной предлагали читатели «ВЧ». — Авт.) Государству только и нужно, что позаботиться о командирах и замполитах.

Первых в армии называют папами, вторых — мамами совсем не случайно. Если у них не будет болеть голова по поводу жилищных и денежных проблем, они станут думать и заботиться о своих солдатах. Это их дети, офицеры за них в ответе.

Как бы там ни было, у многих сейчас возникает другой вопрос. Если с вводом одногодичного срока службы устраняется первопричина дедовщины — сам факт наличия старослужащих, то максимум через год неуставные отношения должны окончательно исчезнуть?

Увы, этого не произойдёт. Политолог, директор Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей АРБАТОВ считает, что всё будет развиваться по несколько иному сценарию, не поменяв при этом своей сути.

Старослужащих, скорее всего, заменит доминирующая группа солдат, объединённых по землячествам, национальным признакам или уголовным кланам.

Кстати, правозащитники утверждают, что от дедовщины можно откупиться. Мол, во многих частях уже выработан своеобразный тариф. 500 — 800 рублей в месяц должен платить новобранец, чтоб деды его не били. Но это так, к слову…

Кому верить

Хотя однозначного ответа на вопрос, ужесточится ли в этом году в армии дедовщина, нет, общественность пытаются успокоить.

Например, министр обороны России Анатолий СЕРДЮКОВ недавно заявил, что количество фактов неуставных отношений в войсках уменьшается.

Согласно озвученным данным, в 2007 году по сравнению с аналогичным периодом 2006 года общее число преступлений и происшествий в армии уменьшилось на 20,7 процента.

С этими цифрами, правда, не согласны правозащитники. Фонд «Право матери» подсчитал, что за минувший год российская армия потеряла фактически целую дивизию — порядка трёх тысяч бойцов.

Из них около половины покончили с собой, каждый пятый умер от опасных заболеваний (от острой сердечной недостаточности, пневмонии и туберкулёза, кровоизлияния или во время операции), а многие были убиты или вовсе пропали без вести.

— Это говорит о том, что число солдатских смертей в армии не уменьшается, — констатировала факты председатель Фонда «Право матери» Вероника МАРЧЕНКО, с которой, как известно, тесно сотрудничает председатель Ассоциации солдатских матерей Челябинской области Людмила Зинченко.

Для нас, южноуральцев, статистика ещё печальней. Приволжско-Уральский военный округ, по данным правозащитников, занимает первое место по количеству обращений в связи с гибелью солдат. Но о плохом в преддверии очередного призыва в армию думать не хочется…

Светлана ШЛЫКОВА