Меню

Российская перемаркировка

17.01.2008 00:00 8 (10891)


Несколько лет тому назад в силу вошёл закон, по которому средства массовой информации не имеют права в своём наименовании использовать название государства. Те СМИ, которые уже были зарегистрированы с подобными, ставшими ныне запретными словами, продолжали работать, а на новые регистрирующиеся СМИ было наложено табу. С наступлением нового года под раздачу попали и коммерческие организации. Раньше они честно платили государству определённую пошлину и спокойно работали во славу свою и отечества. А что теперь?

Суть перемен

Вполне очевидно, что огромному числу фирм придётся тратить финансовые и юридические ресурсы на то, чтобы доказать своим партнёрам, особенно зарубежным, что изменение названия компании говорит не о её неблагонадёжности или шаткости экономического положения, а об изменившейся законодательной ситуации в стране.

Вступившая в силу с нового года IV часть Гражданского кодекса может заставить поменять название десятки тысяч компаний. Впервые с 1927 года будут регулироваться фирменные названия отдельным законом.

Шок это вызвало не только у предпринимателей, но и у юристов. Правда, в нашем городе бизнесмены не особенно паникуют просто потому, что с нововведениями пока не ознакомились.

Некоторые даже радостно выдохнули, гордясь своей прозорливостью. Например, в компании «Российский пластик» нам сообщили, что подобное название осталось только на вывеске да в Интернете, а во всех учредительных документах уже давно стоит другое — «Уралвторресурс».

Платить пошлину в казну в компании изначально посчитали делом убыточным, но не снимать же в самом деле готовую вывеску.

Итак, с 1 января в названия компаний нельзя включать:

1) полные или сокращённые официальные наименования Российской Федерации (за исключением АО, в которых более 75 процентов акций принадлежит государству), иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) официальные наименования федеральных и региональных органов государственной власти;

3) наименования международных организаций;

4) полные или сокращённые наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменные наименования, не соответствующие этим правилам, должны приводиться в соответствие при первом  после 1 января 2008 года изменении учредительных документов компании. Регистрирующий орган вправе предъ-явить в суд иск с требованием изменить фирменное наименование.

Зона риска для тёзок

В IV главе ГК появился и запрет на использование одинаковых названий компаниями, занимающимися аналогичной деятельностью.

Раньше налоговые инспекции регистрировали под одинаковым названием компании разной организационной формы — например, ООО и ЗАО — даже просто при разном ИНН.

В результате в нашей стране существует, например, около 400 компаний «Берёзка» и более 2300 организаций, содержащих это слово в названии.

Теперь право сохранить названия получат те, чьи данные были занесены в Единый государственный реестр юридических лиц раньше других.

Нормы ГК в отношении фирменных наименований специально были сделаны жёсткими, иначе их никто не стал бы соблюдать. Правда, строгость закона смягчается тем, что запретить «неправильное» название можно только через суд.

Но уже сегодня существует риск, что новые требования к фирменным наименованиям позволят налоговым инспекторам создавать сложности для нелюбимых компаний. Получить комментарии в Федеральной налоговой службе на эту тему, увы, пока трудно.

Реакция — недоумение

«Вечёрка» попробовала дозвониться в те фирмы Челябинска, где в названии есть слово «российский» либо производное от него.

Оказалось, что многочисленные «Роснефтьсервисы», «Рос-арматуры», «Росмясо» и прочие просто-напросто зарегистрированы в Москве, поэтому местных сотрудников проблемы возможного ребрендинга волнуют мало.

Но собеседники тем не менее посетовали, что присутствие их фирмы на рынке насчитывает не один год, поэтому к названиям привыкли потребители.

Это означает, что смена имени повлечёт не только незапланированные траты, но и потерю некоторых важных клиентов. Так что не позавидуешь. Зато рядовые граждане, узнав о новости, веселились от души. Ещё бы!

К примеру, ну чем не бизнес организация конкурсов красоты под названием «Мисс Россия». «Теперь их организацией займутся, видимо, госорганы», — посмеиваются злопыхатели и предлагают сменить брендовое название на что-то более отвечающее сути происходящего. Собственно говоря, а почему бы не посмеяться, когда старое отменили, а новое ещё абсолютно не ясно?

Русским можно не беспокоиться

Трудно даже представить, сколько в нашем городе работает компаний, название которых содержит слово «русский». Поначалу, не разобравшись в тонкостях национального бизнес-вопроса, корреспондент «Вечёрки» (не нарочно) напугала именно их.

На ненамеренную провокацию не поддалось только юридическое бюро «Русская правда». По телефону бодро и основательно отчеканили: «Закон обратной силы не имеет.

Те, кто уже был зарегистрирован под определённым брендом, под ним и останутся». Повезло и многочисленным турфирмам, в чьём названии есть разрешённое слово.

Тем же, кто включил в название «кусочек» России или любой другой страны, придётся меняться. Из списка туристических фирм, содержащихся в Едином федеральном реестре туроператоров Уральского региона, можно выделить компании «Роскурорт», «Ростур», «Российские здравницы».

Ребрендинг, пусть и вынужденный, скорее всего, заставит туристические фирмы формировать свой собственный имидж в соответствии с последними тенденциями и запросами рынка.

Но сложившееся положение вещей стало для них весьма неприятным сюрпризом. Например, ООО «Росюгкурорт» (Сочи), имеющее свой филиал в нашем городе, очень обрадовалось тому, что постоянные клиенты ещё не успели забыть старого названия организации — «Санатории сочинского курорта» (ССК), а потому большого потрясения для любителей отдыхать в России от переименований не будет.

Зато разнообразные «Русские транзиты», «Русские бюро путешествий» в этом году могут вздохнуть свободно: их не заденет ветер перемен.

Примечателен тот факт, что среди российских турфирм существует своеобразный список слов, особенно часто использующихся в названиях.

Это бренды, основанные на словах «тур», «трэвел», «вояж», «мир», «плюс» и некоторых других. По прогнозам экспертов туристического права, можно ожидать судебного ажиотажа между компаниями-тёзками. Однако на сегодняшний день таких прецедентов не было.

Российские «дочки» международных корпораций, такие, как Bacardi Rus, ЗАО «Перно Рикар Русь», московское представительство французской компании Sopexa Russie, Maxxium Russia или украинская «Союз-Виктан Россия», могут пострадать не меньше.

Их список можно продолжить, но не в его длине суть. Вряд ли у столь известных и авторитетных во всём мире компаний возникнут какие-то проблемы.

Настораживает другое — сама возможность двойного толкования нового закона. Ведь официальные органы, отвечающие за его выполнение, от комментариев пока отказываются.

Марина КУДРЯШОВА
РИСУНОК ЛЮДМИЛЫ МАНУРИНОЙ