Меню

Как выжить пешеходу

01.11.2007 00:00 206 (10841)


Страшная авария недавно потрясла Челябинск. Целая семья — бабушка, мама и двое детей — была сбита автомобилем прямо на пешеходном переходе.

Они переходили дорогу на зелёный свет, когда неожиданно на перекрёсток вылетела «Волга». Пятимесячная девочка погибла на месте трагедии.

Её маму с сотрясением головного мозга, сестру-первоклассницу с переломом голени и бабушку с закрытой черепно-мозговой травмой увезли в больницу.

Также в реанимацию попал 70-летний мужчина, к несчастью оказавшийся на пути безалаберного водителя. Этот случай наглядно продемонстрировал, насколько беззащитны пешеходы перед автомобилем. Как защитить человека в мегаполисе, переживающем транспортный бум?

Очаги аварийности

«С тех пор как я начал водить машину, боюсь даже на время превратиться в пешехода», — признался мой знакомый, имеющий привычку соблюдать правила дорожного движения. Транспорта на дорогах Челябинска с каждым годом  больше.

Ритм жизни убыстряется, дороги расширяются. Человек, идущий пешком, становится заложником автомобильного бума. Причём армия пешеходов — это не какие-то инопланетяне, норовящие создать водителям сплошные проблемы.

Испуганно озираясь, дорогу переходят наши матери, отцы, жёны, мужья и дети.
Как нам сообщили в управлении ГИБДД Челябинской области, за девять месяцев 2007 года на Южном Урале зафиксировано 3899 дорожно-транспортных происшествий. Из них 1009 с участием пешеходов, то есть практически каждое третье.

Сколько боли и горя стоит за этими цифрами, можно только догадываться. Инспектора ГИБДД назвали нам самые опасные для пешеходов места в Челябинске: остановку «ДК «Ровесник» по проспекту Комарова, участок улиц Воровского, Доватора и Худякова, проспект Ленина возле ЮУрГУ, перекрёстки проспекта Победы и улицы Чичерина, Свердловского тракта и улицы Черкасской, улицы Гагарина и улицы Стахановцев, улицы Новороссийской и «меридиана», шоссе Металлургов и улицы Мира, шоссе Металлургов и улицы Сталеваров. Только в этом году в каждом из этих очагов аварийности пострадали по нескольку пешеходов.

Кто виноват

— Конечно, соблюдение правил и водителями, и пешеходами оставляет желать лучшего. Сейчас в связи с уменьшением продолжительности светлого времени суток и ранними сумерками на дорогах увеличивается количество ДТП с участием пешеходов, — говорит старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды управления ГИБДД Челябинской области Андрей СМИРНОВ.

— В тёмное время суток, особенно во время дождя, залепленные жирной грязью стёкла фар пропускают меньше света, а лобовое стекло при встречном разъезде машин становится менее прозрачным и начинает отражать приборную панель.

Водитель видит два больших жёлтых пятна и белую пелену на стекле, а не ситуацию на дороге. В такие моменты пешеходы становятся «невидимками» даже при движении с положенной скоростью.

Инспектора ГИБДД уделяют особое внимание такому нарушению ПДД, как непредставление преимущества пешеходам. Последних тоже пытаются воспитывать — зачастую аварии происходят именно по их вине.

Недавно проводилась акция «Пешеход», во время которой людей, перебегавших дорогу в неположенных местах, штрафовали. И, конечно, напоминали правила: выходить на проезжую часть можно только после того, как пешеходы оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет безопасен.

Наиболее эффективным методом сокращения аварий с участием пешеходов ГИБДД считает разделение потоков. Как только, например, в районе лакокрасочного завода соорудили надземный пешеходный мост, очаг аварийности был локализован.

Необходимость в строительстве надземных и подземных переходов назрела и на многих других крупных автомагистралях Челябинска, например на «меридиане», улице Черкасской, проспекте Ленина и так далее.

Французский опыт

Заботясь о безопасности дорожного движения, не надо изобретать велосипед. Мировой опыт даёт массу удачных примеров, надо только ими правильно воспользоваться.

— Потоки транспорта и пешеходов должны идти в разных уровнях и как можно меньше пересекаться напрямую, — считает директор Уральского филиала Московского автодорожного института Анатолий ВЯЗОВСКИЙ.

— Заинтересованы в этом как водители, так и пешеходы. Посмотрите на площадь перед ЮУрГУ: когда заканчиваются лекции, студенты идут через проспект Ленина сплошным потоком. И перебегают из здания в здание не один раз за день.

Здесь просто необходима надземная галерея. Таких пешеходных мостов очень много в Дубае — одном из самых автомобилизированных городов ОАЭ. В России хорошим примером может служить МКАД в Москве, со всех сторон «облепленный» крытыми переходами.

Кроме того, Анатолий Ефимович призывает к жёсткому контролю всех участников движения. Наш менталитет таков, что соблюдать правила будем только под угрозой наказания. Глядишь, когда-нибудь это перерастёт и в общую культуру.

— Интересный опыт регулирования движения я наблюдал во Франции, — замечает Анатолий Вязовский. — Там нет жёлтого сигнала. А после зелёного на всех направлениях несколько секунд горит красный.

За это время те, кто не успел (пешеходы и машины), заканчивают движение. И только потом начинает двигаться другой поток. Это тоже выход из положения там, где нет возможности развести транспортные потоки.

Кстати, такой светофор есть на пересечении улиц Энгельса и Сони Кривой. Правда, наши водители норовят проскочить на красный свет… А ещё во Франции на широких дорогах есть разделительный бульвар.

Причём с помощью разметки и ограждения меняется траектория движения пешехода. Перейдя первую часть дороги, он должен несколько шагов сделать влево или вправо по этому бульвару. И только потом продолжить путь. Так исключается внезапное появление пешехода на дороге.

Комплексное решение

Впервые в этом году на ремонт и реконструкцию городских дорог выделено более двух миллиардов рублей. Начата реализация масштабных проектов, которые напрямую повлияют на безопасность дорожного движения в городе.

— Активно идёт строительство двухуровневой развязки при въезде в Металлургический район. Свердловский тракт эстакадой пройдёт над улицей Черкасской, а для пешеходов предусмотрены подземные переходы, — рассказывает начальник отдела по безопасности дорожного движения управления дорожного хозяйства администрации Челябинска Валерий ТЕМНИКОВ.

— Возводится двухуровневая развязка в районе улицы Гагарина, Копейского шоссе и автодороги «меридиан». Она снимет проблемы с въездом в Ленинский район.

Идёт проектирование ещё одного грандиозного проекта — двухуровневой развязки на пересечении улиц Братьев Кашириных и Кирова. Отмечу, что каждая развязка предполагает обустройство пешеходных переходов.

Подходит к завершению реконструкция моста через реку Миасс по улице Кирова: 13 ноября здесь пойдут трамваи, а в декабре мост будет полностью запущен в эксплуатацию.

Кроме того, в этом году реконструкции с расширением подверглись десятки перекрёстков. Продолжилось строительство кольцевых и объездных дорог, благодаря которым машины будут попадать из района в район без заезда в центр города.

Многое, конечно, зависит от финансирования. Но главное, по словам Валерия Михайловича, есть чёткая стратегия развития дорожно-уличной сети и комплексный подход к решению проблем.

— Только на программу безопасности дорожного движения в этом году выделено 21,9 миллиона рублей, — говорит Валерий Темников. — В городе как никогда много разметки, которая дисциплинирует водителей и помогает пешеходам.

Установлено больше десяти новых и реконструировано 13 старых светофоров. Причём все они имеют обратный отсчёт времени и звуковые сигналы для слепых и слабовидящих людей.

Только в августе — сентябре установлено семь «лежачих полицейских» — перед школами № 3, 13, 89, 93, 103, 50 и на остановке «Трубный институт».

Конечно, это не панацея, но в местах массового потока пешеходов искусственные дорожные неровности необходимы. Внедряем более качественные дорожные знаки и указатели.

Например, знак «Дети» выполняется на алмазной плёнке и виден уже метров за 500. На дорогах делаются островки безопасности, на остановках общественного транспорта — въездные карманы и ограждения. Принята программа по безопасности дорожного движения на 2008 — 2010 годы.

Кстати

Рекорд по количеству «лежачих полицейских» принадлежит Мехико: на 9000 километров дороги приходятся 630 тысяч искусственных дорожных неровностей. В Англии используются резиновые «лежачие полицейские».

Встроенный датчик давления определяет скорость приближающегося автомобиля. При слишком быстрой езде «полицай» наполняется воздухом и выпирает над дорогой.

Если же машина заблаговременно притормаживает, ИДН сдувается, и по нему спокойно едут даже машины с низким дорожным просветом.

Англичане применяют также трёхмерную дорожную разметку. Она создаёт видимость неровностей — на самом деле их нет. Зато водители в таких местах всегда сбрасывают скорость. 

Алла СКРИПОВА
фото Сергея Арсеньева