Меню

Революция в высшей школе

25.10.2007 00:00 201 (10836)


В октябре Госдума приняла закон, устанавливающий многоуровневое высшее образование. Совет Федерации хоть и со второй попытки, но всё-таки поддержал идею перехода на такую систему подготовки студентов.

Это значит, что вузы будут выпускать бакалавров, магистров и специалистов. В чём их отличие? Сколько лет отныне придётся слушать лекции? Какую работу можно найти, имея соответствующую запись в дипломе?

На все эти вопросы «Вечёрка» искала ответы в разных источниках. Оказалось, что, хотя «революция» в высшей школе должна свершиться к 1 сентября 2009 года, не все точки над i ещё расставлены.

Пока более менее ясны лишь сроки обучения в вузах. Раньше студенты получали диплом специалиста через пять лет. Теперь появилась возможность выбора. Кто-то, послушав лекции всего четыре года, станет бакалавром и отправится работать.

Кто-то сможет продолжить учёбу, поступив ещё на два года в магистратуру. В виде исключения, правда, останутся институты с традиционной пятилеткой.

Образование «по-быстрому»

Бакалавриат — это высшее образование первого уровня. Понятно, что оно станет массовым. А вот полноценным ли? Разработчики программы уверяют, что да.

Бакалавров, как следует из документа, станут готовить по «укрупнённым базовым направлениям» без «излишней» специализации.

Это значит, что по окончании вуза таким выпускникам будут предназначены должности рядовых исполнителей на производстве, в социально-экономической сфере и в реальных секторах экономики. Например, линейного менеджера, специалиста по продажам, администратора.

Срок обучения на бакалавра, как уже говорилось, четыре года. Но это на базе общего среднего образования. Выпускники колледжей и техникумов будут учиться три года.

(Как высчитал корреспондент «Вечёрки», из-за реформы высшего образования окончившие средние специальные заведения не станут, как раньше, выигрывать год: до этого они поступали сразу на третий курс вуза, теперь, получается, окажутся только второкурсниками.)

Кто пойдёт в науку

На втором уровне образования — в магистратуре и специалитете — будет происходить профессиональная, углублённая специализация. Учиться ещё два года после бакалавриата станут те, кто захочет максимально углубить свои знания в определённой области, чтобы потом, как говорится, пойти в науку или преподавать.

То есть в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на научно-исследовательскую и требующую аналитических и проектных навыков деятельность. Получается, что в аспирантуру сможет пойти учиться только магистр — бакалавру туда дорога закрыта.

Уже известно, что в магистратуру (как на бюджет, так и на коммерческое отделение) смогут попасть не все — мест там будет в два раза меньше, чем в бакалавриате. При этом придётся сдать экзамены. Однако, несмотря на разделение на бакалавров и магистров, в ряде институтов будет сохранена пяти- и шестилетняя система обучения.

Дипломы специалистов выдадут в институтах силовых ведомств, технических университетах стратегического значения (авиационных, машиностроительных), медицинских вузах. Специалистам тоже разрешат поступать в магистратуру. Но платно, так как это будет для них второе высшее образование.

Вместо «камер хранения» — лего

А теперь главный вопрос: для чего реформируется высшая школа? Для начала приведу слова министра образования и науки Андрея Фурсенко: «То, что сейчас мы реформируем советскую систему образования, — миф. Этой системы, к сожалению, в значительной степени давно нет.

Мы сейчас хотим, напротив, поднять уровень нашего высшего образования, сделать его конкурентоспособным… Мы не должны превращать вузы в «камеры хранения», где народ отсиживается. Мы должны давать образование, с которым человек может найти хорошую работу и достойно жить…

Будущая система будет похожа на лего, когда есть элементы, которые умелый человек может использовать, чтобы всю жизнь наращивать знания. Не переучиваться заново всякий раз, когда нужно получить новую квалификацию, а совершенствоваться, используя полученные умения и опыт как базу. Бакалавриат — один «кубик», магистратура — другой...»

Согласитесь, сказано неплохо. Однако согласно ли с министром академическое сообщество, которому, собственно, и претворять в жизнь реформу?

— В идее готовить профессионалов за четыре года нет ничего необычного, — комментирует ситуацию Татьяна БОГДАНОВА, проректор по информационно-аналитическому обеспечению деятельности образовательного комплекса ЧЮК — ЮУПИ — МПГУ.

— В СССР уже имелся опыт подготовки педагогов таким образом. Неплохих специалистов выпускали, в стране была прекрасная система образования. Двухуровневая система тоже не новость для академического сообщества. По таким стандартам подготовка в Российской Федерации осуществляется с 1992 года. Какой вывод можно сделать?

Всё это очень хорошо. Во-первых, обучение по системе бакалавриата останется полноценным. Во-вторых, после этого появится свобода в перемещении, ведь можно будет поступать в магистратуру в любом городе. Квалификация бакалавра предполагает даже выбор магистровских программ в европейских вузах.

Что вызывает опасения

Действительно, одним из плюсов новой системы образования считается признание российских дипломов в странах Болонской конвенции (таких уже более пятидесяти). Правда, противники законопроекта говорят, что у нас и так идёт утечка мозгов на Запад, в будущем положение может стать ещё хуже. У педагогов высшей школы свои опасения.

— Тревогу вызывают сроки освоения дисциплин, возможность трудоустройства бакалавров, — продолжает челябинский педагог Татьяна Богданова. — Нет ответа на вопрос, как после перехода на двухуровневую систему будут соблюдены интересы работодателей и выпускников. При трудоустройстве существуют определённые квалификационные требования.

Какой уровень образования должен быть, чтобы человек занимался той или иной профессиональной деятельностью? Сможет ли, допустим, бакалавр-юрист работать в судейской коллегии или туда будут брать только магистров-правоведов? В чём отличие педагога, который имеет квалификацию бакалавра, и педагога-магистра?

Много вопросов связано с переходом нашей страны на стандарты нового, третьего поколения. Они предполагают, что 50 процентов учебного времени регламентируются федеральным компонентом, а остальные 50 — региональным, то есть в соответствии с местными особенностями и требованиями работодателей.

Не возникнет ли проблем при переводе студента, к примеру, из владивостокского вуза в челябинский? Если законодательно на сегодняшний день установлены сроки введения двухуровневой системы высшего образования — с 1 сентября 2009 года, то содержание стандартов ещё не утверждено и не опубликовано.

Ведётся колоссальная работа, к которой подключены все вузы, но нет документа, являющегося руководством к действию, нечего пока анализировать.

Так что вопросы есть. Но как с единым государственным экзаменом (который ещё официально не ввели, но который 90 процентов специалистов уже считают большой ошибкой) не должно получиться.

Светлана ШЛЫКОВА