Меню

Научим деток родину любить?

28.09.2007 00:00 182 (10817)


На фоне последних перестановок в кабинете министров России, очередного грузинского переполоха и грядущей предвыборной гонки как-то уходят на задний план животрепещущие проблемы многочисленной категории населения — учителей и школьников.

В преддверии профессионального праздника педагогов хотелось бы поразмышлять о школьных стандартах и их реализации. Но самое главное — об учебных пособиях для школьников.
 
Как-то в одном из своих выступлений министр образования и науки Андрей Фурсенко заметил: мол, только 18 процентов нынешних школьных книжек написано и издано без ошибок, поэтому учёным мужам приходится созидать нечто новое и исправлять уже изданное.

Дело, бесспорно, нужное. Время идёт, страна и весь остальной мир планомерно развиваются, а учебники отстают... Неправильно это! Тем более что общегосударственный стандарт вот-вот примут, закон об обязательном общем образовании вот-вот заработает, список учебников вот-вот утвердят, а учителя от этих масштабных перемен вот-вот разбегутся.

Но менять-то школьные пособия надо. Вчитайтесь в этот ляп: «Волосы необходимо содержать в чистоте: если они жирные, мыть их можно один раз в неделю, если сухие и нормальные — один раз в 10 — 14 дней» («Основы безопасности жизнедеятельности» для 11-го класса А.Т. Смирнова, Б.И. Мишина, В.А. Васнева (изд-во «Просвещение»).

Смешно? Ещё как! Сомневаюсь, что сегодняшние выпускницы столь мудрое пособие открывали и уж вряд ли следовали таким полезным рекомендациям. А вот учебники по естественным дисциплинам и вовсе опасны для неокрепшего детского сознания.

Одна моя знакомая мамочка, открыв учебник сына-семиклассника и прочитав пару абзацев, сказала ребёнку: «Деточка, пусть по этому предмету у тебя будет тройка. Понять написанное невозможно, а в жизни тебе такая заумь никогда не пригодится».

Так и закончил парень школу с одной-единственной оценкой «удовлетворительно» среди «отлично и хорошо». Кстати, многие педагоги вовсе не возражают против того, чтобы дети учебниками не пользовались. На литературе достаточно текста классика и собственных выводов, на математике всё нужное для ребёнка появится на доске. Беда только с историками...

Количество часов по этому предмету мизерное, а постичь эту важную науку обязательно нужно. Это раньше всё было просто и понятно: генеральная линия партии и её бессмертные решения. А сейчас?

Современным историкам предстоит не просто изложить события, но и соотнести их с мировыми процессами, научить мальчиков и девочек Родину любить, понимать её уникальность. Легко ли написать такой учебник? Ох как трудно!

Вот напишет кто-нибудь для школьников о новейшей истории России, а на него оппоненты тут же нападут: неправильно показал роль Путина. И начинается учёный переполох, а ведь учебник уже готов к печати, одобрен людьми умными и именитыми.
Так и случилось с пособием «Новейшая история России. 1945 — 2006 гг.» Александра Филиппова и Леонида Полякова.

«Конечно, — сказано в книжке, — особый драматизм и напряжённость советскому периоду сообщали особенности личности Сталина. Но реализация ускоренной модернизации страны требовала соответствующей системы власти и формирования управленческого аппарата, способного реализовать этот курс.

Во многом эти причины поясняют характер осуществлённого Сталиным переворота, ставшего по масштабу «революцией сверху».

Вот и получается, что научат наших детишек супостата любить всей душой и сердцем, подскажут, как забыть мерзость коллективизации и ужас 1937 года, то, что с таким трудом их бабушки, отцы восстановили и вспомнили, подправили и отлакировали, «убедили» в том, что без Беломорканала и Гулага не было бы счастливого детства и заграничных «сникерсов».

А что?! пусть будет Иосиф Виссарионович «одним из наиболее успешных руководителей СССР», а репрессии — путём к подъёму страны после кризиса. Одна мысль греет: из 241 учебника, направленного в прошлом году на экспертизу в Российскую академию наук и Российскую академию образования, положительное заключение получили только 156.

   Дежурный наблюдатель
   Марина КУДРЯШОВА