Меню

Рейтинг дешёвых истерик

21.09.2007 00:00 177 (10812)


В последнее время, включая телевизор, вспоминаю бессмертные пушкинские строки: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу». Но, увы, ничего не понимаю.

Долгое время моим самым любимым каналом был канал НТВ: безоговорочно верила всему тому, что там показывали и о чём говорили.

Выдержанный тон, тонкая и мудрая аналитика, глубина, объективность и стильность ведущих... Что же происходит сейчас? Итак, новый телевизионный сезон...

Честно говоря, хватает уже анонсов, чтобы понять: срочно нужен психиатр! Последний выстрел ранее уважаемого мною канала — программа «Ты не поверишь!» Слоган «Истории, которые хочет знать народ» — вовсе не то, что я хочу знать.

Мне совсем неинтересно, кого из артистов обокрали, как лошадь во время свадьбы ударила приму Волочкову по лицу и почему слепая певица Диана Гурцкая родила зрячего малыша.

Дело даже не в том, что все эти сенсации в разных интерпретациях, но с одной и той же картинкой проходили в других программах того же канала. Только соус был иным — скандалы, интриги, расследования.

Круговорот таблоидной информации гарантирует, что одно и то же мы увидим и на всех остальных телевизионных кнопках. На наших экранах разворачивается бесперебойный показ «Чрезвычайных происшествий», «Чистосердечных признаний», «Честных детективов», программ «Максимум», «Главных героев». Словом, русские сенсации.

Подобные передачи-трансформеры смотреть невозможно, потому что они похожи друг на друга, как однояйцевые близнецы: истеричная интонация, вопли, катастрофизм, захлёбывающийся бред.

Вот мистер Полянский орёт об Ашинской железнодорожной катастрофе, выпрыгивает из поезда, пробирается через груды обгоревших тел — его вопль накладывается на стоны пострадавших и плач детей. Что я должна почувствовать, глядя на это?

Боль? Сочувствие? Ужас? Любопытство? Не знаю. Прекрасно помню скупую информацию об аварии, о мальчишках и девчонках, отправившихся отдохнуть и погибших. Я видела место этой трагедии своими глазами...

Мне для того, чтобы проникнуться горем родственников пострадавших, достаточно скупой картинки и корректного комментария. Мне не нужно дешёвой истерики и псевдосухого языка плаката.

Но даже после усердного просмотра любой из подобных передач, на мой  взгляд, остаётся ощущение какой-то путаной недосказанности. Зритель здесь и сейчас хочет получить ответы на вопросы: «Тимошенко — преступница или нет?

Хинштейн — аферист или правдоискатель?» Сидящему у телевизора вовсе не нужны стёб ведущего о сдохших мухах и его кривая ухмылка. Ему хотелось бы интеллигентности и основательности Леонида Парфёнова, а не бездарности расследований о деревенских многожёнцах и свадебных церемониях гомосексуалистов.

Зачем нам вытаращенные глаза и пена?
Может быть, я ошибаюсь и людям действительно интересно всё это? Может, не зря телевизионщики бьются за рейтинг, забывая о разумном и добром?

Может, переодетый мужик Заза Наполи в скоропостижно скончавшейся программе «Сука-любовь» людям ближе, чем Виталий Вульф? Не хочу в это верить, не желаю наблюдать, как местные каналы неуклюже копируют федеральные, возмущаюсь, когда зрителя принимают за дурака и приучают юных к дурновкусию.

В нашей жизни много хорошего и светлого, чистого и вечного, по-настоящему интригующего и требующего объективного расследования. Я не сноб и не ханжа, прекрасно понимаю, что конкурентная борьба между СМИ будет всегда, и готова принять в этом участие.

Но почему запах жареного слаще тонкого аромата вкуса, стиля и интеллекта? Так и хочется вместе с мультяшной героиней сказать твёрдо и уверенно: «А Баба Яга против!»

   Дежурный наблюдатель
   Марина КУДРЯШОВА