Меню

«Тестевая» смена кабинета

14.09.2007 00:00 172 (10807)


12 сентября правительство Михаила Фрадкова предсказуемо и всё-таки неожиданно ушло в отставку. Президент предложил кандидатом на пост премьер-министра (второго по статусу человека в стране) Виктора Зубкова, главу Росфинмониторинга.

Можно сказать, что коллизия трёхлетней давности с отставкой правительства Михаила Касьянова повторилась в точности, с той лишь разницей, что развязка нынешней перетряски правительства по законам жанра будет обязательно другой.

В своём фирменном стиле, основной доминантой которого выступают закрытость и неожиданность, а то и неоднозначность решения по тому или иному кадровому вопросу, Владимир Путин внёс кандидатуру Виктора Зубкова на утверждение в парламент.

Никто не сомневается, что Госдумой будет утверждён человек, на которого указал президент и которому, кстати, завтра, 15 сентября, исполняется 66 лет.

О Викторе Зубкове, последние несколько лет руководившем одним из самых закрытых ведомств страны — финансовой разведкой, известно немногое.

Он, что называется, питерский, и вся его карьерная судьба так или иначе связана с городом на Неве. Работал на различных руководящих должностях, руководил избирательным штабом санкт-петербургского «Единства» в 2000 году, за год перед этим баллотировался на выборах губернатора северной столицы.

Ещё одна, и, думается, немаловажная и многое объясняющая подробность из личной жизни нынешнего кандидата в премьер-министры: единственная дочь Виктора Зубкова замужем за министром обороны Анатолием Сердюковым, который, таким образом, доводится зятем будущему главе кабинета, а Зубков для него — тесть.

Конечно же, не всё, но многое в современной политической жизни объясняется именно внутрисемейными, карьерными, дружескими и прочими связями и отношениями внутри питерского клана во власти.

В июне 2005 года Виктор Зубков неожиданно предложил Владимиру Путину ввести режим мониторинга счетов определённых лиц «со значительными публичными полномочиями».

В переводе это означает, что президенту предложили взять «под колпак» финансовые потоки причастных к государственному управлению лиц. Главный финансовый разведчик, надо полагать, отлично осведомлён о наиболее уязвимых местах отдельных чиновников, для которых личный и казённый карманы давно перестали разделяться.

Неизвестно, была ли реализована на практике та идея Зубкова, однако в следующем своём послании Владимир Путин вдруг заговорил о «надменной касте» чиновничества в России, которая правит бал и не собирается сдавать своих позиций.

Говорят, что тема борьбы с коррупцией может стать ключевой в выборной кампании следующего президента, как в своё время ключевой темой при избрании Владимира Путина стало завершение войны в Чечне.

К слову, о преемнике. Ожидаемого прихода на пост премьер-министра одного из наиболее раскрученных в последнее время кремлёвских кандидатов — либо Сергея Иванова, либо Дмитрия Медведева — не случилось, и Владимир Путин в очередной раз поставил перед заинтересованными наблюдателями из властных элит вопрос.

Интрига в вопросе преемственности сохраняется и, видимо, будет держаться ещё долго, поддерживая необходимое для успеха операции напряжение на всех уровнях власти.

Это значит, что кандидатом на пост президента от Кремля в любой момент может быть выдвинут мало знакомый широкой публике человек.

Очевидно, что сейчас на многосценарность, многовариантность, на не поддающиеся обычному анализу схемы ухода Владимира Путина с ключевой должности и делается ставка в операции «Преемник».

Единственное объяснение, которое приходит в голову при таком раскладе: президент и его окружение стараются по максимуму исключить как внутреннее, так и внешнее влияние на процесс смены власти в стране.

Происходящее сильно напоминает одну из древнекитайских стратагем, которая гласит, что при определённых обстоятельствах необходимо извлечь «нечто из ничего». Смысл этой древней тактики — запутать внешнее окружение и получить наиболее выгодную позицию при реализации собственного замысла.

Вот и посмотрим, как реализуется президентский замысел в марте 2008 года. А до выборов президента правительство поработает в «тестевом», простите, тестовом режиме.

   Дежурный наблюдатель
   Денис ЛУЗИН