Меню

Месяц финансового страха

17.08.2007 00:00 152 (10787)


Ровно девять лет назад в этот день страна узнала, что такое дефолт. Очень хорошо запомнилось то время, потому что в августе 1998 года все российские граждане наяву пережили нечто из времен Веймарской республики или Великой депрессии в США, когда зарплату из-за галопирующей инфляции приходилось выдавать два раза в день.

Знаю людей, которые, занимаясь бизнесом, потеряли все. Взятый накануне 17 августа кредит в долларах через неделю невозможно было отдать, потому что курс валюты рос как на дрожжах. Предпринимателям приходилось продавать квартиры, машины, имущество, рушился бизнес, который удалось создать и раскрутить в начале лихих 90-х.

Из-за финансовых проблем распадались семьи, люди теряли работу, вчерашние друзья начинали «кидать» друг друга. Каждый спасал самого себя и собственные деньги. Впрочем, знаю и тех, кто пережил кризис практически без потерь или даже приумножил капитал. Были и такие.

Большинство же просто было вынуждено в очередной раз потуже затянуть пояса и запастись терпением, зачастую отказываясь от самого необходимого. В те дни казалось, что страна навсегда погрузилась в пучину экономического кризиса и нестабильности, что наше место на мировой арене отныне в ряду банановых республик.

Сегодня, по прошествии девяти лет, конечно же, все выглядит совершенно иначе. В том августе, хочется верить, мы навсегда распрощались с идеей безоглядной ориентации на Запад, избавились от опасных иллюзий и логических ловушек, в которые сами себя загнали после краха СССР.

Именно после дефолта многим стало ясно, что не все можно купить на доходы от продажи нефти и газа и не все в мире готовы с радостью видеть в России сильное и независимое государство. Напомню, что дежурной темой для средств массовой информации в те дни стало обсуждение необходимости вернуть 17-миллиардовый долларовый кредит западным странам в 1999-м и последующих годах.

А денег-то в казне как раз не было. Стройный хор наших «доброжелателей» как внутри страны, так и за ее пределами дружно предрекал России неминуемое банкротство и распад государства. Сейчас, когда золотовалютные запасы страны находятся на пике, прежние прогнозы воспринимаются с улыбкой. Но тогда было не до смеха, россияне готовились к новым потрясениям.

За годы, прошедшие со времен августовского кризиса, последующей сначала девальвации, а затем и укрепления рубля, в сознании российских граждан произошел важный психологический перелом. Если раньше доллар рассматривался как самое надежное средство вложения обесценивающихся денег, то сегодня это уже не так.

На безусловный авторитет не тянет даже валюта объединенной Европы. Желающие сберечь деньги россияне все больше и больше прибегают к цивилизованным формам сохранения капитала, вкладываясь в недвижимость, в паевые инвестиционные фонды, ценные бумаги... И это можно только приветствовать, потому что таким образом мы инвестируем в собственную страну и ее активы, а не кредитуем американское казначейство.

Наверное, «черный август» был для нашей страны и ее граждан одним из самых важных уроков построения капитализма. В том смысле, что любую мощную национальную экономику в мире всегда создавало и строило само общество, а не «специалисты» из финансовых институтов типа Всемирного банка или Международного валютного фонда.

А еще с тех самых пор народ подсознательно ждет финансового подвоха именно в августе, хотя все последующие годы после кризиса для этого не было никаких оснований. Как нет их и сегодня.

   Дежурный наблюдатель
   Денис ЛУЗИН