Меню

Базы отдыха по-уральски

26.07.2007 00:00 136 (10771)


Почему в южноуральских санаториях и на базах отдыха сервис оставляет желать лучшего, цены нереальные и при этом нет свободных мест? Возможен ли приличный отдых без загранпаспорта и как его организовать, чтобы не было мучительно больно за напрасно растраченный отпуск? «Вечерка» попыталась в этом разобраться.

Главней всего — погода

Южноуральские базы зарабатывают лишь летом. А оно в наших краях только один месяц из трех соответствует общепринятым представлениям о летней погоде. Вчера, например, в Анталье было плюс 37, а в Челябинской области столбик термометра едва доползал до плюс 15 градусов. Да и постоянные дожди всячески препятствуют активному отдыху.

Зимой базы заполняются отдыхающими только в новогодние праздники. Поэтому в периоды повышенного спроса стоимость путевки включает сто-, а то и двестипроцентную накрутку. Все остальное время они продаются по себестоимости. Так, например, сейчас на базе «Красный камень» номер на двоих, включающий два обеда, в классе люкс стоит 3900, в эконом — 1600. Зимой (в непраздничный период) можно отдохнуть в тех же условиях чуть ли не за 500 рублей в сутки. Но желающих мало.

В тесноте, да не в обиде

Зато сейчас на базу не прорваться ни с какими (ну почти) деньгами. Все места от люксов в многоэтажных корпусах до деревянных однокомнатных сарайчиков заняты как минимум на неделю вперед. Где-то все расписано уже до конца лета. Спрос значительно превышает предложение. Оттого и цены растут.

— Все базы отдыха и санатории Челябинской области могут одновременно разместить только 20 тысяч желающих. Например, база «Красный камень» принимает 80 человек сразу, «Солнечная долина» — 60. Ничего нового не строится, — рассказывает начальник отдела по туризму главного управления по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области Александр Филиппов.

Те, кому не хватило места под крышей, едут к озерам со своими палатками. Многие базы и дикарей заставляют платить по 100 — 300 рублей, но опытные туристы знают, с какой стороны подъехать, чтобы остаться незамеченными. Таким образом в самый жаркий период вокруг озер становится весьма многолюдно, даже тесно. Больше всего этому радуются насекомые.

Экстрим для иностранцев

Кусачие мошки, комары и клещи настолько прочно вошли в нашу летнюю жизнь, что порой удивляешься, как до сих пор организмы челябинцев не выработали иммунитет к укусам наших самых меньших братьев. Если и не физически, то морально мы к таким испытаниям готовы. Чего не скажешь о гостях нашего края.

— Насекомые — одна из самых серьезных проблем туристического бизнеса на Южном Урале. По западным меркам ездить на такие «курорты» просто запрещено. Может, нам развивать экстремальный отдых? — шутитпредседатель совета директоров компании «Сусанин» Анатолий Гуревич.

Юмор юмором, а между тем гостивший в наших краях на прошлой неделе канадский эксперт по туризму Брэд Атчинсон не очень лестно отзывался о наших базах. В его стране комаров нет. Хотя путешественник и вооружился всяческими отпугивающими кровососов бальзамами, был безжалостно покусан и испытал настоящий шок.

 Помимо комаров чужеземца огорчили невежливые таможенники, отсутствие англоязычных карт местности, плохой сервис и заоблачные цены. Вывод иностранного специалиста был таким: нашему туристическому бизнесу нужен четкий маркетинговый план развития.

Длинный рубль никому не нужен

Что касается дальнейшего развития баз отдыха, то оно невозможно без помощи властей в создании транспортной инфраструктуры (дороги, ведущие к озерам, находятся в ужасном состоянии), а также в электро- и газификации. Но помогать невыгодно, ведь налоги от нашего туристического бизнеса — это копейки по сравнению, например, с тем, как пополняют государственные бюджеты гостиницы приокеанских курортов. Второй вариант — обратиться за помощью к бизнесу.


— Я побывал не на одном экономическом форуме. Как берут слово депутаты, так это слово о туризме. Выступают бизнесмены — говорят о заводах по производству пивных банок. Туристический бизнес — это длинные деньги. Самая хорошая гостиница в центре Челябинска окупается пять — восемь лет.

 В прошлом году горнолыжный центр «Завьялиха» впервые приблизился к нулю по самоокупаемости. О прибыли и речи пока не идет. Отдых в горах Австрии вместе с перелетом дешевле, чем в родной области. Был случай: для базы отдыха в Аше в течение четырех лет не могли только землю получить. Инвесторам неинтересно столько ждать, — комментирует Александр Филиппов.

Где культура?

Когда представителям местных баз отдыха высказывают недовольство культурой обслуживания, те... соглашаются и разводят руками. Они рады любому персоналу — выбирать зачастую не приходится. Люди с высшим образованием в официанты не пойдут. Да и молодежи без образования на всех не хватает.

 18 лет назад рожали очень мало — вот теперь и расхлебываем. Впрочем, перед тем как предъявить претензии, вспомните, как вы себя вели на базе отдыха. Почему-то многие отдыхающие считают, что, заплатив, например, 40 рублей (сбор на вывоз мусора) при входе в национальный парк Зюраткуль, имеют право кидать обертки от еды где попало.

Наша гордость

И все же у отдыха на Урале много плюсов. Замечательная природа, целительный воздух соснового бора, рыбные озера... А еще через наши территории проходят единственная сухопутная граница между Европой и Азией и самая длинная в мире железная дорога (транссибирская магистраль протяженностью почти девять с половиной тысяч километров).

У нас есть загадочный Аркаим. На Увильдах делают процедуру «молдинг маск» (омоложение кожи при помощи эксклюзивного раствора). За границу можно съездить один-два раза в год, а на местные базы хоть каждые выходные. Главное — заранее забронировать место.

Если отдыхать с умом, можно значительно сэкономить. Я, например, проведя половину отпуска, взятого летом, в трудах квартирного ремонта, собираюсь отдохнуть зимой на одной из местных баз. Тогда и цены ниже, и дожди планов не испортят. Главное — чтобы минус сорок не было. Уже мечтаю о коньках, лыжах, бане и искрящемся озере в квадрате окна гостиничной комнаты.

Подготовила
Ирина МАКСИМОВА.