Меню

КТО РАССКАЖЕТ О ВОЙНЕ

22.06.2007 00:00 113 (10748)


Последние дни радуют погодой. После рабочего дня приятно бывает пройтись пешком. И вот, прогуливаясь жарким вечерком по тенистым аллеям парка имени Гагарина, я увидел такую картину: на скамеечке, опираясь на трость, сидел дедушка, а рядом бегал внук.

   Дежурный наблюдатель
   Петр МАЛЕТИН

— Деда, пойдем! Там скоро мультики начнутся.
— Сейчас, родной. Дедушка посидит чуть-чуть, и пойдем.

На груди у дедушки медали, голова вся седая, а глаза светлые. И грустные. Не знаю, о чем он думал, но мне почему-то вспомнилась знаменитая песня Булата Окуджавы к фильму «Белорусский вокзал»: «Когда-нибудь мы вспомним это и не поверится самим...» Она еще в детстве запала мне в душу и до сих пор вызывает щемящее чувство в груди. Как будто бы это не мой дед, а я в мае 1943 года ухожу с родного завода в пылающие под немецким огнем курские леса.

Сегодня исполняется 66 лет  одному из самых трагических дней мировой истории. Мне порой больно слышать упреки от людей старшего возраста, что нынешняя молодежь не знает истории и не помнит героев Великой Отечественной. И пусть эти слова адресованы не лично мне, а моему поколению в целом, но все же...

Мне довелось побывать в США и пообщаться на эту тему со своими американскими сверстниками. Многие из них совершенно искренне считают, что главными событиями Второй мировой были высадка союзнических войск в Нормандии и разгром то ли французов, то ли русских американской армией где-то под Лос-Анджелесом. Они очень удивляются, а иногда и не верят, когда узнают, что США и СССР тогда воевали на одной стороне.

Нужно ли говорить, что в нашей стране любой школьник с ходу сможет назвать даты начала и окончания войны, противоборствующие стороны, ключевые битвы да еще и нескольких полководцев. И в этом нет ничего удивительного. Мы живем в городе, улицы которого сами рассказывают нам историю тех лет, — надо только проявить любопытство. Не нужно объяснять, в честь кого названы улицы Ворошилова, Жукова, или Героев Танкограда.

Но вот на Северо-Западе есть улица менее известного Захаренко. Он был комиссаром 96-й добровольческой танковой бригады, которая первой ушла из Челябинска на фронт в мае 1942-го и участвовала в освобождении Болгарии. Другой челябинский воин, в честь которого названа улица родного города, — Иван Гончаренко. Его танк был первой советской боемашиной, вошедшей в столицу Чехословакии Прагу 8 мая 1945 года. И это далеко не все улицы Челябинска, хранящие отпечаток тех лет.

Я никогда не видел своего деда и почти ничего о нем не знаю. Бабушка почему-то не любит про него рассказывать, обычно ограничиваясь лишь сухим: «Ушел на фронт в 43-м. Не вернулся». От этих скупых слов всю трагедию войны ощущаешь еще глубже.

Накануне 9 Мая в Эстонии демонтировали и перенесли памятник русским воинам-освободителям. И протест против такого кощунства сплотил людей. В моем списке контактов в ICQ в те дни не было ни одного имени, напротив которого не стояло бы красное сердце и надпись: «Никто не забыт, ничто не забыто». А ведь почти все мои собеседники по «аське» люди не старше 25 лет...

Еще недавно весь город пестрел георгиевскими ленточками. Их раздавали на улицах, в учебных заведениях, редакциях газет. И люди повязывали их на машины, сумки, запястья. Ничто так не объединяет россиян, как память о войне. И дело здесь не в ленточках и не в эстонских событиях, а в общей памяти. Война забрала друзей или родственников у каждой семьи в этой стране. Война умерла давно, но память о ее ужасах и ее героях живет и будет жить в сердцах людей еще долго.

...Дедушка посидел, опираясь на трость, поднялся.
— Пойдем, Саша, мультики смотреть. Мама с папой скоро придут.
— Пойдем. А ты, деда, мне про войну расскажешь?
— Расскажу, если будешь рядом со мной идти...
Вот так и в жизни: поколения идут рядом, и старшее рассказывает младшему о войне. Так было и так будет всегда.