Меню

Сюрпризы Сабантуя. Продолжение

15.07.2016 14:03 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Сабантуй любят и ждут не только мусульмане. В нашей многонациональной стране этот праздник давно стал общим. Огромная поляна под Троицком полыхала яркими национальными красками: зеленые халаты башкир, цветастые русские сарафаны, белоснежные хиджабы, украинские венки с разноцветными лентами. 15 тысяч гостей дружно пили квас и кумыс, ели шашлык и плов, поддерживали силачей и выбирали лучшего джигита.
Сюрпризы Сабантуя. Продолжение
Фото автора и Юрия ЕРМОЛИНА

100-летняя тюбетейка и коса до пояса

На центральной улице Сабантуя по обе стороны выстроились 12 юрт: каждая со своим убранством и накрытым столом. Гостей встречали радушно: поили, кормили, рассказывали легенды, показывали обряды. Хозяева старались внести какую-то свою особинку.

- Аргаяшский район приготовил целую коллекцию костюмов, привез порядка 16 нарядов, - рассказывает директор областного Дома дружбы народов Юлия Лапидус. – И юрта была не такая, как у всех , а деревянная, а по двору гуляли живые куры, гуси, цыплята. Очень живописная картинка получилась. Юрта из Чебаркуля была украшена медвежьей шкурой. Ашинский район впервые принимал участие в конкурсе юрт и хочу сказать, что первый «блин» был удачным. Ашинцы привезли с собой сундучок памяти, с которым их земляк прошел всю войну до самого Берлина, теперь этот раритет бережно хранят внуки.

тюбетейки.JPG

Всех желающих хозяева потчевали национальными блюдами: чак-чаком и бешбармаком теперь уже никого не удивишь, угощали вареньем из ревеня, красным творогом, куырылганом и прочими вкусностями.
С десяток конкурсов провел на Сабантуе Дом дружбы: дегустировали и выбирали самое вкусное блюдо, самую нарядную юрту и даже самую длинную косу.

- Этот конкурс мы проводим достаточно давно, в этот раз принимали участие в основном девчонки 10-15 лет, хотя прежде участвовали и мамы, и бабушки, но вероятно из-за жары состав получился исключительно детский. Самой маленькой участнице было три годика, - улыбается организатор конкурса, худрук Дома дружбы Ольга Мохова.
Победительницу выбирал народ. Девчонки демонстрировали роскошные «гривы» и «хвосты», а также на скорость заплетали их в косы, а зрители выкрикивали номер участницы, которая, по их мнению, обладает самой красивой шевелюрой. Победительницами признали сестер Хисамовых из Троицка.

- У Леночки оказались самые длинные волосы – больше метра, у Эльвиры чуть-чуть покороче, она заняла второе место, - уточнила Ольга Георгиевна.

Впервые в этот раз провели конкурс тюбетеек. Начинание пришлось по вкусу - народ сразу откликнулся и принес целых 30 вышитых, расписных головных уборов. Правда, большинство оказалось уже современными, но встречались и редкие экземпляры.

- Было несколько старинных, доставшихся в наследство от предков: третье место досталось тюбетейке, которой 62 года, второе – раритету в 82 года, а гран-при увезла с собой в Красноармейский район Гафифа Изамгулова, которая представил на конкурс 100-летнюю домашнюю реликвию! – поясняет Юлия Лапидус.

A54T8490.jpg

Яичница с подвохом

Главной достопримечательностью нынешнего праздника стал не национальный чак-чак, а вполне интернациональное блюдо – гигантская яичница, о которой за две недели объявили все СМИ. Шутка ли: организаторы пообещали разбить пять тысяч яиц, тем самым замахнувшись на рекорд России. Так что Куриная слобода стала центром притяжения всеобщего внимания.

В 14.00 здесь начал собираться народ, угли уже пылали, ребята установили блоки, на которые нужно было водрузить огромную сковороду. Тем временем целая команда боролась с огромным противнем: приподняв один край, на металлический лист плеснули водой – она зашипела и почти сразу же испарилась, ничего удивительного - на солнце были все +40. На отдельном столе приготовили ингредиенты: четыре литра подсолнечного масла, четыре ведра с яйцами (которые кололи несколько часов кряду) и целый кило соли.

- Готовить яичницу будут профессиональные повара, - важно вещала ведущая.
- Но ведь яичницу может пожарить любой: даже мужчина или ребенок с этим справится, что сложного? – провоцировали профессионалов журналисты.

- Самое сложное, чтобы блюдо не пригорело. Это же не плита, где можно убавить газ и контролировать температуру, - со знанием дела заявляет повар Дмитрий Прокопьев, надевая матерчатые перчатки.
- Сколько яиц разбили? Это все-таки будет яичница или омлет? Как солить будете? – посыпались вопросы со всех сторон, но повара уже подхватили противень и потрусили к костру.

мега-яичница.jpg

Меняем яичницу на омлет

Стоять рядом с раскаленными углями было просто невозможно, но народ напирал сзади, желая воочию лицезреть рекорд. И без того разгоряченный солнцем и огнем воздух довел до предела накал страстей, бушевавших в публике. Повара задерживались, и нетерпение нарастало.

Наконец, ряды расступились, и огромная сковородка нависла над костром.
- Сейчас здесь мы установим рекорд! – заверещали динамики.
Пары минут хватило, чтобы металл раскалился, на него полилось янтарное масло.
- Расступись! – повара тащили большие белые ведра с яйцами и с четырех краев ухнули их на сковородку. Тысячи желтков запрыгали по волнам.

- Пять тысяч? – засомневались скептики. – Маловато будет.
- Не пропустите, мы готовим мега-яичницу из трех тысяч яиц, - взревел микрофон, как бы оправдываясь. С такими правками ни о каком рекорде уже не могло быть и речи, цифра оказалась практически в два раза меньше заявленной, впрочем, уходить все равно никто не собирался. Привлекала масштабность действа и обещанная раздача бесплатного угощения.

В центре сковородки на глазах потрясенной публики вздулось большое белое пятно – яйца «схватились» моментально, зато по краям никак не хотели поджариться. Повара приподняли края жаровни, и начали разгонять яичное море: оно перетекало из одного угла в другой, желтки попадали в ДТП, разбивались, потихоньку трансформируясь из яичницы в омлет. А середина уже откровенно горела и по виду, и по запаху, портя аппетит многочисленным потребителям шашлыков.

После тщетных попыток спасти профессиональную честь, пришлось-таки пожертвовать внешним видом, перемешать яйца, чтобы элементарно дожарить. Впрочем, это изначально было неизбежно, странно, что профессионалы, подозревая такой исход дела, так к нему и не подготовились.
К финалу часть публики, не выдержав ароматов, ретировалась, наиболее стойкие все-таки дождались окончания эксперимента, получили за стойкость свой омлет, говорят, даже хвалили.

Без воды и не туды, и не сюды

Оставшееся время пришлось потратить на поиски воды: за четыре часа пребывания на солнце запасы живительной влаги в моей сумке иссякли, а пить хотелось очень. Маленький стаканчик бузы за 25 целковых явно не вдохновлял, а вот холодный квас в самый раз. Очередь продвигалась мучительно медленно, но народ стоял насмерть.
- Не стойте, квас заканчивается! Идите дальше, там еще три точки, - надрывалась продавщица.
- Мы сходили, нет ничего, - хмуро отмахивались очередники.
- Не может этого быть! – спорила квасная хозяйка.
- Там все закончилось, - веско вставил свое слово молодой полицейский. – Вы не отвлекайтесь.

Из крана все больше шла пена, но народ надеялся до последнего. Да, пара-тройка цистерн с питьевой водой были бы кстати, и облегчили праздничную жизнь многим гостям. Как выяснилось позже, вода все-таки действительно была, но о местонахождении знали далеко не все, даже полицейские.

Ярмарочные ряды радовали изобилием: восточные сладости, мед, кумыс, халва с десяток разновидностей, сувениры, украшения, платки, сумки – все окутано дымом костров и мангалов, на которых без устали жарят шашлыки и плов. Несмотря на жару мясо расхватывают на лету: народ терпеливо дожидается очередной порции, потом долго ищет орудие труда в виде одноразовых ножей и вилок, которые закончились быстро и внезапно. А потом еще ищет место, где бы пристроиться на обед: стул и стол при большом желании найти было можно, а вот защиты от палящего солнца не было. Кстати, мечта журналиста - бараний шашлык в этот раз имелся в наличии, правда, баранина попадалась жирноватая, да и дожидаться, когда поспеет заказ, не было времени.

шашылк.jpg

Капля дегтя

На взгляд пристрастного зрителя показалось, что игровые площадки по большей части пустовали: бег в мешках, с коромыслами, перетягивание палки если и случились, то скоропостижно. В кефир за монеткой кто-то слазил, но в качестве показательных выступлений для губернатора, большого количества охотников кисломолочной маски для лица не нашлось.

Желающих побалансировать на бревне, к концу которого привязан резвый барашек, тоже оказалось мало, хотя бревнышко, в связи с полным отсутствием резвого животного, приобрело гораздо большую устойчивость и безопасность. Несколько ребятишек оседлали его, на том усердие публики истощилось.

бревно.jpg

И даже на столб в этот раз никто не полез: народ резко охладел к народным забавам то ли от жары, то ли от усталости, то ли от стеснения. Впрочем, если бы нашелся какой-нибудь заводила, все выглядело иначе – нынешняя публика ох, как тяжела на подъем, ее надо завести, раззадорить. А если народного заводилы нет? Не беда, есть профессиональные аниматоры, которые должны тормошить публику.

В общем, зрелища быстро закончились: скачки промелькнули во мгновенье ока, желающие даже не успели перебраться с одного конца поля на другой. Похоже, жара сморила всех – и артистов, и джигитов, и публику.
Зато борцы отработали честно: пять весовых категорий, пять победителей, в числе которых три южноуральца (что не может не радовать) и абсолютный чемпион, лучший батыр Сабантуя – Егор Оспинников из Аргаяшского района. Ему по традиции и достался живой приз – барашек, а также любовь и уважением зрителей.

скачки2.jpg

После обеда почти все игровые площадки уже пустовали, кто-то еще висел на турнике. Может, организаторам стоит подумать над тем, чтобы игры и состязания проводить пораньше, по холодку, пока солнце не вошло в зенит?
В результате акценты сместились в сторону торговли, и праздник все больше напоминал обычную ярмарку. Закупив по ходу пару сувениров, отправляемся домой, чтобы успеть проскочить по свободной трассе.

A54T8249.jpg