Меню

Время собирать камни. Итоги челябинского театрального сезона

20.07.2016 09:08 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Очередной театральный сезон в Челябинске, несмотря на все сложности, завершился вполне достойно – Меньшиков приехал с театром Ермоловой, Хабенский со своим проектом, солисты Большого и Мариинского театров выступили на фестивале Максимовой. Занавес закрыли, артистов отправили на заслуженный отдых до сентября. Время собирать камни…
Время собирать камни. Итоги челябинского театрального сезона
Фото Юрия ЕРМОЛИНА

Числом или уменьем

«Нет ничего более постоянного, чем временное», - когда-то давно заметил один очень умный человек. Временные денежные затруднения, которые культура испытывала последние четверть века, перешли в разряд нормы. Сейчас культурным учреждениям не просто тяжело, приходится бороться за существование. В такой ситуации каждый выживает, как может: кто-то берет числом, а кто-то уменьем, если получится, конечно.

Наиболее стабильно в этот раз отработали Камерный театр и драма. В последней за год сыграли почти шесть премьер (если считать литературный спектакль по «Евгению Онегину»). Страсти, бушевавшие в театре еще два года назад, с уходом главного раздражителя и главного режиссера потухли, метания в поисках репертуара сузились, и даже определились с направлением. Театр явно ориентируется на вкус массового потребителя, и это ему вполне удается. Мелодрама, комедия, мюзикл – излюбленные публикой жанры, привлекающие зрителя в зал, а деньги в кассу. В этом нет ничего дурного даже для академического театра при условии, что исполнение достаточно качественное. Однако запятую поставить можно - на фестиваль такой ширпотреб не повезешь, для этого нужно что-то экстраординарное и креативное. Восклицательный знак под конец сезона коллегам помог поставить театр Ермоловой во главе с народной звездой Олегом Меньшиковым

Камерный театр тоже уверенно держится на плаву и по-прежнему верен себе: он умудряется учитывать приоритеты зрителей и соединять их с собственным интересом, в результате появились музыкальная, но вовсе не поверхностная история «Третья голова» и трепетно любимая публикой комедия (про злосчастного мистера Мокинпотта), но сатирическая и с политической подоплекой. Добавим семейную драму «Тихий шорох уходящих шагов» и обнаруживаем тот самый главный фарватер, по которому Камерный упрямо движется в сторону современной драматургии и не собирается менять курс. Правда, кризис все же подрезал крылья – только три премьеры удалось выпустить за минувший сезон, но за них не стыдно.

В зоне особого внимания

Наиболее часто пребывали в зоне массового внимания в этом сезоне оперный и Молодежный театры. Первый креативил и гастролировал, второй митинговал и выяснял отношения, что не могло не отразиться на творческом процессе. В результате процесс этот (который задолго до злополучного момента уже шел под откос) расстроился окончательно, и труппа занялась поисками виноватых. Искали упорно, посему нашли и наказали, вот только в погоне за «справедливостью» растеряли творческие остатки.

Впрочем, отрицательный результат – тоже результат. Нынешний сезон Молодежки все равно попал в анналы, благодаря коллективному изгнанию директора А. Точилкиной и откровенно слабым постановкам.
Грядущий сезон грозит «молодежному» коллективу юбилеем. Удастся ли театру мобилизовать ресурсы и захочет ли труппа опять напрягать остатки сил и талантов, растраченных за время перманентного кризиса и таковых же военных действий? Это станет известно уже совсем скоро.

В отличие от молодежных коллег академический театр оперы и балета попадал в поле зрения публики и СМИ исключительно по творческим поводам. Выбрав за основу принцип «лучше меньше, да лучше», он выпустил в свет всего лишь две премьеры (не считая новогодней сказки), зато каких! О каждой из них судачили по пол года. «Фауст» явно и по всем параметрам тянет на «Золотую маску», а «Евгений Онегин» в европейской интерпретации, хоть шедевром не назовешь (по мнению пристрастного зрителя), но шоу грандиозное, способное делать кассу как за счет непритязательного, но массового обывателя, так и за счет обремененных властью и златом, но штучных персон.

Балетная труппа подтвердила свою квалификацию во время трехмесячных европейских гастролей, в том числе во Франции, которая, как известно, считается законодательницей классического балета. Оркестр снискал аплодисменты публики не столь взыскательной, но тоже зарубежной, южнокорейской.

Отсутствие балетных премьер было объяснимо: длительные гастроли мешают репетиционному процессу, который, впрочем, и вести-то было некому – Юрий Клевцов хоть и значится худруком челябинского балета, но еще в прошлом году пытался передать его на руки молодому коллеге из Маринки и вернуться в родные московские пенаты. Коллега такую жертву не принял, а усидеть на двух стульях не удалось.

Компенсировать балетный дефицит должен был фестиваль Максимовой. А вот с этого места поподробнее.

Любовь и свобода

Балет по сравнению с оперой всегда пользовался большим интересом у публики – билеты расхватали, как горячие пирожки, неслучайно в этот раз даже дополнительный показ сделали. Три спектакля вошли в афишу фестиваля, две балетных труппы приехали на гастроли.

Открывал фестиваль «Спартак», самый знаменитый балет Хачатуряна и всего СССР. Два года назад челябинцы уже могли лицезреть этот балетный шедевр в постановке мэтра российской хореографии Юрия Григоровича и в исполнении артистов Башкирского театра. На этот раз свою версию привезла в Челябинск труппа из Нижнего Новгорода, с которой работал другой заслуженный балетмейстер Отар Дадишкилиани, так что у балетоманов была возможность сравнить.

Истории оказались, действительно, разные. В версии Григоровича фанфарами звучала тема борьбы за свободу, Спартак – вождь, а любовь к Фригии дополняет облик героя. Дадишкилиани со своими артистами рисует другой сюжет, который явно тяготеет к мелодраме. Батальные сцены сведены к минимуму, битва грохочет где-то там, за кулисами, Спартак и Красс не бьются в поединке, как у Григоровича, мало того противники почти не встречаются. Возможно, это связано с отсутствием необходимого для столь масштабной постановки мужского состава кордебалета, в связи с чем в первом акте даже женскую часть труппы пришлось переодеть.

Конфликт переносится в сферу личных интересов: куртизанка Эгина становится практически главным действующим лицом – в нее влюблен полководец Красс и пленный раб Гармодий. Куртизанка погибает не потому, что заманила повстанцев в ловушку, а от того, что бросила раба и вернулась к Крассу, последний жестоко страдает от потери любовницы и мстит бунтовщикам за ее гибель. Таким образом постановщик ретуширует политическую подоплеку и переносит конфликт на межличностный уровень. В балете преобладают лирические сцены, а пара Эгина-Гармодий становится самой яркой и успешно соперничает с главным дуэтом Фригия-Спартак.

Что ж, подобный разворот дела показался неожиданным, но интересным. Правда, образ главного героя, как носителя идеи, на фоне столь бурных страстей, потерялся и померк, показался несколько схематичным и отстраненным в своей правильности.

A54T4065.jpg

Знакомый маршрут

Башкирская балетная труппа на этот раз привезла на фестиваль «Бахчисарайский фонтан». Уфимцы еще два года назад завоевали любовь челябинской публики эмоциональностью, статными, техничными солистами, бурным восточным темпераментом. В этот раз они не разочаровали зрителей: спектакль получился красивый, яркий, зрелищный, настоящая восточная сказка с печальным финалом. К слову, гости из Уфы выполнили не только эстетическую, но и просветительскую миссию – в репертуаре челябинского театра балет Асафьева не значится. Так что, как говорится, кто не успел, тот опоздал.

Финальный гала-концерт объединил местные резервы и приезжие таланты из Москвы, Питера и Перми и вызвал смешанные чувства. Во-первых, в концерте мало что изменилось за последние три года, за исключением пары-тройки номеров и участия приезжих солистов. Последние, надо отметить, оказалис в этот раз на высоте. Это в какой-то степени примирило пристрастного зрителя с заезженной программой.

Артемий Беляков из Большого театра в гран-па из «Дон Кихота» был возмутительно хорош, срывая овации публики при каждом выходе. Премьер Мариинского театра Владимир Шкляров просто убил наповал современной композицией «101»: динамик сухо перечислял позиции танца, которые на сцене демонстрировал танцовщик. Слова вытягивались, замедлялись, подбегали, замолкали, создавая паузы и ритм, а набор па превращался в цельный танец, причем вполне осмысленный, эмоциональный и весьма зрелищный.
Именно этого – цельного, выразительного танца и не хватало большинству местных исполнителей. По большей части они показывали комплекс движений, кто-то лучше, кто-то хуже в силу своих данных, зачастую не особо ориентируясь на музыкальную партитуру. Были, правда, приятные исключения. Запомнился «Сладкий плод» - новый номер в современном стиле, неплохо выглядел дуэт Одиллии и Зигфрида из «Лебединого озера», лучшим номером на местном уровне, на взгляд пристрастного зрителя, остается рахманиновская «Элегия» - Предеина по-прежнему, несмотря ни на что, удерживает звание примы челябинского балета.

Фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» стал финальной точкой театрального сезона в Челябинске. Форум проходил в восьмой раз. На суд публики было представлено три спектакля: «Спартак», «Бахчисарайский фонтан» и «Анюта», а также гала-концерт. В общей сложности фестиваль посетило около пяти тысяч зрителей.

Без будущего

Подводя итоги. Фестиваль Максимовой стал итоговым для всего театрального сезона. Когда два года назад фестиваль возрождали, надежды питали самые радужные. Но как известно, хочешь насмешить бога, расскажи о своих планах. За два года многое изменилось – поменялось руководство города и области, случился очередной кризис из-за санкций и обвала рубля, к тому ж общество все больше ориентируется на золотого тельца, другие «ценности» его интересуют все меньше, а государство проповедует непротивление злу насилием, и ничего с этим не поделаешь, плетью обуха не перешибешь. И то, что фестиваль все-таки состоялся, пусть в таком скромном варианте, уже радует.

Сейчас надежды деятелей культуры воспряли в связи с идеей организации попечительских советов при театрах. На попечение минкульт отдает оперный, драматический и Молодежный. В опере и драме даже уже прошли предварительные встречи, правда, все закончилось на словах – даже с составом не определились. Потенциальные благодетели не слишком радостно восприняли пожелание губернатора – в лучшие-то времена лишних денег на культуру не было, а тут прекрасная отговорка – кризис.

Оптимисты кивают в стороны Москвы – попечительский совет Большого действует уже больше десятка лет, его возглавляет первый зампред Госдумы, а в составе Роман Абрамович, Ольга Голодец. Провинциальным театрам трудно тягаться со столичным авторитетом и столичными же деньгами, но самое главное другое: нет понимания, что без культуры нет будущего, да и страны тоже не будет. Говорят об этом все и повсеместно, но все заканчивается пустым сотрясением воздуха.

A54T4268.jpg