Меню

В Новом художественном готовят «Грозу» и растят «Человека»

01.09.2016 12:00 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Весть о постановке «Грозы» заставила удивиться пристрастного зрителя. Зачем театру понадобилось это «избитое» школой и режиссерами произведение? Ну, понятно: Молодежный театр, который пытается иллюстрировать школьную программу, логичен интерес экспериментаторов типа Льва Эренбурга, работавшего с магнитогорской драмой. Новый художественный театр проповедует букву автора во главе угла. Но Островский не Чехов, о загадку которого сломали зубы не один десяток даже маститых режиссеров. У Островского все внятно и расставлено по полочкам – это белое, а это черное, чего ж вам боле?
В Новом художественном готовят «Грозу» и растят «Человека»

Простой спектакль

– Это произведение уже давно живет со мной. Есть такие авторы, которые идут с тобой по жизни, и просто наступает момент соприкосновения, – пожимает плечами художественный руководитель НХТ Евгений Гельфонд, а увидев мой недовольный взгляд, добавляет: – Тема-то вполне современная – мы все бежим по жизни, грешим, убеждаем себя и окружающих, что это ради светлого будущего, все время откладываем душевные разборки на потом. И вдруг находится Катерина, которая понимает, что на потом нельзя откладывать, иначе потом не будет никакого светлого будущего. Ее поступок – это совершенно трезвое, взвешенное решение ситуации. И для меня очень важно вскрыть эту ситуацию, этот текст, а не придумывать сверх того, что написал автор.

Как и в пьесе Островского, «Гроза» в театре зрела давно и напряженно, «синоптики» обещают, что она разрядится в октябре, аккурат на начало сезона, который стартует 10 октября.

+++Е.Гельфонд.JPG– «Гроза» будет простым спектаклем. Мы особо не гонимся ни за изобразительной стороной, ни за постановочной. Мне кажется, самое главное здесь – то, что происходит между людьми. Еще Таиров писал о том, что в этой пьесе не нужно никаких внешних выразительных средств, только человек перед человеком. Важен диалог между людьми, на этом надо делать акцент, а не разбрасываться. Во многих постановках «Грозы» превалирует трактовка, навороты. Какие-то отдельные сцены вдруг и почему-то окутываются какой-то мистикой, а смысл между тем пропадает. Поэтому в своей работе мы очень подробно работали над текстом.

– Но ведь в принципе любое режиссерское решение – это уже определенная трактовка авторского текста. Классика многозначна: один видит в ней один аспект, а другое обращает внимание на что-то иное. На то она и классика
– Да, но я хочу получить подтверждение у автора, пусть режиссер меня убедит в своей правоте, – упрямо качает головой постановщик. – Конечно, я понимаю, что абсолютно субъективен, как и любой другой режиссер. И совершенно четко уверен, что я прав, потому что, как мне кажется, подтверждение тому как раз имеется
Удастся ли НХТ убедить в своей правоте публику, станет известно после 10 октября.



Отработать на пятерочку

Вторая премьера нового сезона станет полной противоположностью первой: театр возьмется за Эдуардо де Филиппо.

– Я давно хотел, что ребята поработали с итальянской драматургией, – признается худрук.
Выбрали одну из первых пьес итальянского комедиографа, которая к тому же принесла ему известность, – «Рождество в доме Купьелло».

– Если все получится, то премьеру сыграем как раз к Рождеству, – обещает Гельфонд.
Параллельно с освоением итальянской драматургии ХХ века коллектив будет внедрять в репертуар жанр моноспектакля, который давно и достаточно успешно осваивали артисты.

– Моноспектакли сейчас востребованы как актерами, так и театрами – последний фестиваль «Камерата» стал тому очередным подтверждением, – объясняет позицию собеседник. – Самостоятельные актерские работы были у Александра Майера, у Александра Балицкого. Думаю, пора переходить к плановым постановкам. К тому же в театре есть артисты, на которых зрители ходят адресно.

Режиссер Римма Щукина будет делать моноспектакль по пьесе Нины Мазур «Медея», созданной на основе античного мифа. Пьеса никогда в России не ставилась, значит, грядет всероссийская премьера. К тому же в театре есть актриса, которая могла бы освоить этот непростой материал. Ставку сделали на Ксению Бойко. Ее работы не проходят незамеченными ни на фестивале «Сцена», ни на конкурсе Милосердова.

– Это актриса, которой есть что сказать зрителю. Думаю, она сможет находиться с публикой с глазу на глаз, – резюмировал руководитель труппы.

Другому человеку театра, у которого накопилось и накипело то, что можно высказать зрителю, худрук поручил целую постановку.

– Евгения Зензина приступает к большой режиссерской работе. Она будет ставить пьесу Владимира Гуркина «Прибайкальская кадриль» – это совершенно в стилистике нашего театра, к тому же идеально распределяется на наших актеров, – поясняет Гельфонд. – Я предложил Жене несколько пьес на выбор и, честно говоря, рад, что наши предпочтения совпали, и она выбрала Гуркина. Женя давно тяготеет к постановочной работе. Каждый год у нее выходит один-два спектакля, последний – «Малахитовая шкатулка».

Роберт Стуруа со второй попытки

В общем и целом НХТ обязуется выдать на гора пять (включая новогоднюю сказку) полноценных спектаклей. Это довольно смелая заявка, с учетом того, что на театр на всех парах надвигается юбилейный, пятый по счету театральный форум «CHELоВЕК ТЕАТРА».

Как и обещали организаторы, фестиваль постепенно переходит на круглогодичную форму работы. Почин был заложен еще в прошлом сезоне, уже тогда речь шла о проведении мастер-классов и приглашении к нам, в арт-провинцию, режиссера мирового уровня Роберта Стуруа.

– Да, идея была давняя, – качает головой Евгений. – Но сейчас мы получили материальную поддержку от городской думы. И можем привезти в Челябинск сразу несколько гостей. Вместе со Стуруа приедет актер театра Руставели и театральные критики. Утром в первый день будет проходить секционная работа, пройдут мастер-классы по актерскому мастерству. Нина Мазур, вице-президент Международного форума монотеатра, разберет тенденции европейского театра. Хотелось бы и про русский театр поговорить, вторую кандидатуру пока подбираем. Вечером состоится трехчасовой мастер-класс Стуруа. Тема – «Мой Шекспир». Это будет лекция и видеопрезентация, а на второй день организуем круглый стол, мэтр ответит на вопросы, возможно, состоится дискуссия.

Захар Прилепин и «Содружество» с Таганки

Вторая часть форума – непосредственно сам фестиваль – пройдет традиционно по весне, в начале марта.
– В первую очередь планируем расширить географию, было бы интересно пригласить зарубежные коллективы. Сейчас это более реально, чем в прошлом году. Мы получили поддержку городской думы. Мы уже начали сбор заявок, в числе желающих есть знакомые коллективы из Литвы, Сербии, но и новые – из Испании, Хорватии, Ирана, Индии. Мне бы очень хотелось, к примеру, чтобы как минимум три страны представляли восточный театр.
– Сколько всего заявок уже поступило к вам?

– Пока немного, порядка 40 заявок, но это только начало. Думаю, их будет гораздо больше.
– Кто станет приглашенной звездой?

– Ожидается приезд на фестиваль Захара Прилепина. Мы послали ему приглашение, поскольку в афише будет спектакль, поставленный по его рассказам. Знаю, что он очень активно откликается на подобные просьбы. И будет известный коллектив – «Содружество актеров Таганки», который привезет спектакль «Братья Карамазовы».

– География фестиваля расширится, а площадки будете расширять? В прошлом году не всем хватало мест.
– Традиционно нашими партнерами остаются Камерный и театр драмы, но, возможно, добавится дополнительная площадка.

– В прошлый раз была озвучена идея о проведении показов в области…
– Я не отказываюсь от идеи несколько спектаклей вывезти и показать в области – в Златоусте, Верхнем Уфалее, чтобы как можно больше зрителей смогли узнать о фестивале, посмотреть хорошие работы. Сейчас ведем переговоры.

Переезд отменяется

В общем и целом грядущий сезон предстоит быть…
– ...Рабочим, – прогнозирует худрук. – Работы добавилось в связи с уходом из жизни Артура Каримова, сейчас мы активно занимаемся вводами, ведь на Артуре держалась значительная часть репертуара. Я всегда считал, что незаменимых людей нет, но с уходом Артура в репертуаре образовалась брешь. Возможно, некоторые спектакли уйдут из репертуара. В какие-то мы спешно делаем вводы. Ребятам я сразу сказал: идите другой дорогой, не повторяйте рисунок Артура, ищите свое. И они стараются. Дмитрий Фоминых сделал великолепную заявку на роль капитана Лебядкина: внешний рисунок другой, но общий смысл сохранился, и это смотрится по-другому, но тоже здорово.

– Как работаете над пополнением труппы? Увидят ли зрители талантливую молодежь?
– К сожалению, у меня нет возможности набирать курс в институте и работать со студентами. Катастрофически не хватает времени. Спасибо Елене Васильевне Калужских, заведующей кафедрой, – она пошла нам навстречу. Я ей предложил свой вариант. Мы были на показе, предложили нескольким студентам попробовать позаниматься у нас тренинговой работой. Мне важно, чтобы артисты пришли в наш театр как в дом, с понимаем, что это за театр и как он работает. Год они позанимаются, а на третьем курсе пусть полноценно поработают в театре. Мне кажется, такая система более продуктивна, чем просто выбирать выпускников по дипломной работе на последнем курсе. Хочется, чтобы выбор был вполне осознанным: ребята смогут решить, подходит ли им этот коллектив или нет. Просто так проситься в любой театр, лишь бы пристроиться, – это неправильно.

– Последний вопрос: прошли слухи, что вы переезжаете в театр ЧТЗ, это правда?
– Пока я не вижу возможности работать в театре ЧТЗ. Здание не приспособлено для нашей работы. Переделывать зал под наши потребности – это удовольствием затратное. К тому же у нас все-таки экспериментальная площадка, а там сцена типично классическая, для такой площадки нужен хороший свет, звук, новое оборудование, а это не один миллион рублей. Поэтому я не считаю переезд хорошей идеей. Мы по-прежнему ждем наших зрителей на старой площадке – проспект Ленина, 19.

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»