Меню

Забытый город на площади Ярославского

21.09.2016 09:08 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Как выглядел центр Челябинска в XVIII веке? Можно увидеть своими глазами.
Забытый город на площади Ярославского


Передо мной незнакомый заснеженный городок: высокая церковь, ряды деревянных домиков, углубленный в землю пороховой погреб, тюремный острог за частоколом...

- Здесь изображено место, которое очень хорошо знакомо жителям Челябинска, - подсказывает Татьяна Дудник, куратор выставки «Забытый город: Челябинск XVIII века», открывшейся в Государственном историческом музее Южного Урала. – Первые улицы — это современные Труда и Цвиллинга. Христорождественский собор стоял на Соборной площади (сегодня это площадь Ярославского), а ступени оперного театра сейчас начинаются на месте лавок Гостиного двора...

Кусочек старинного города появился в историческом музее совсем недавно. Ради этого его сотрудникам пришлось стать строителями: научиться делать срубы, крыть крыши дранкой и тесом и даже, как настоящим поселенцам, самостоятельно заготавливать древесину... Не верите? Все так и было — только с поправкой на размер.

Река Мiясъ и другие испытания

Центр Челябинска 1770-х годов разместился в экспозиции «Детский музей». Конечно, он появился не случайно — это подарок к юбилею города.

- Признаться, незадолго до этого мы побывали в Петербурге и видели совершенно потрясающий макет «Петровская акватория»: Петербург и пригороды XVIII века, - рассказывает Татьяна Дудник. – Поэтому, когда возник вопрос о новой выставке, мы подумали: почему бы не сделать к юбилею макет центральной части Челябинска XVIII века?
Надо сказать, петербуржцам во многом было проще: о Северной столице известно гораздо больше, чем о Челябинске того же периода. Для наших историков отсутствие подробной информации о жизни челябинцев стало одной из самых серьезных проблем.

- Документы того периода разбросаны по столичным и провинциальным архивам. Даже в Челябинском архиве есть невыявленные документы, - объясняет куратор. - А то, что найдено, нужно суметь прочитать. Документы написаны скорописью, а чтение скорописи XVIII века — отдельное удовольствие и в прямом смысле, и в переносном.
Оценить это удовольствие могут, кстати, и посетители выставки. Специально для них на стенах висят увеличенные копии старинных карт и планов.

- Во время экскурсии мы даем школьникам распечатку участка карты «Тракт полковника Тевкелева» в современной графике и предлагаем разобраться, где что находится. Это хорошая возможность прикоснуться к языку, почувствовать его. В экспозиции размещены и копии некоторых документов. Так что наши посетители могут представить, как трудно историку работать с документами XVIII века — и как интересно.

Два амбара, две завозни, колокольни... две

Построили Челябинск XVIII века ударными темпами — за полтора месяца. В детском музее буквально не осталось ни одного сотрудника, который не приложил бы руку к возведению города: делали срубы, ставили частоколы, вставляли крошечные кусочки слюды в оконные переплеты...

Лес для строительства действительно заготовили самостоятельно. Шершневское лесничество выделило музею участок, где сотрудники срезали лишние молодые деревца. Из них получились отличные бревна для срубов.
Этнограф Андрей Рыбалко нарисовал каждую постройку будущего города в разных проекциях, чтобы «строители» могли понять, какой она должна получиться. Зданий в центре города немало: торговые ряды, ратуша, дом воеводы и многочисленные хозяйственные постройки...

- У воеводы всех строений было по паре: два амбара, два погреба, две завозни. Бани — и то две, - смеются сотрудники музея, показывая мне макет. - Не знаем, почему так, но мы воспроизвели все в соответствии с данными документа. Правда, мы не смогли поставить две «галдареи» - никто не знает, что это такое и как они должны выглядеть. Мы думаем, что на самом деле подразумеваются «галереи», то есть летние домики. Но какими их могли построить на Урале? Может быть, выясним со временем...

О статусе Челябинска в 1770-е говорят многочисленные административные здания. Ведь в ту пору наш город был центром Исетской провинции – территории гораздо большей, чем нынешняя Челябинская область.
А настоящая гордость города и изюминка макета — Христорождественский собор. В реальности он был построен из кирпича, так что для макета выбрали соответствующий материал — глину. Макет выполнили художники-керамисты Лариса Балханова и Юрий Чемерис.

- Макет колокольни выполнен в двух вариантах: из глины и из дерева. В 70-е годы колокольня еще была деревянной: у жителей города не хватало денег на то, чтобы ее достроить, - объясняет Татьяна Дудник. - Видите, крыша тоже деревянная. При первой же возможности ее перекрыли листовым железом, а колокольню достроили.

+++IMG_1140.jpg

Один заснеженный момент

- А правда, что на макете изображен момент Пугачевского бунта, когда город был в осаде? - задаю вопрос, который вертится на языке уже давно.
- Изобразить на макете период бунта — задача сложная. Все постройки, которые вы видите, появились до восстания и существовали после него, - улыбается Татьяна. - При реконструкции использовался план Челябинска 1768 года и архивные документы разного времени. Но мы и правда постарались привязать макет ко времени Пугачевского бунта. Именно поэтому наш город засыпан снегом: наиболее важные события под Челябинском происходили зимой, в декабре - январе 1773 - 1774 года.

- А почему именно Пугачевское восстание? - допытываюсь я.
- В школе на уроках истории обычно приходится слушать о событиях, которые разворачивались где-то далеко, в столицах. И когда речь заходит о Пугачевском восстании, тоже по большей части кажется, будто это совсем не касалось наших мест. Сам Пугачев действительно не был под Челябинском. Но время Пугачевского бунта в нашем городе настолько насыщено драматичными событиями, что можно снимать остросюжетный фильм! Об этом рассказывает, например, книга нашего коллеги Гаяза Самигулова «Из истории Челябинска. Крепость и провинциальный город».

Впрочем, тут слово берет сам Гаяз Хамитович. Глядя на припорошенный искусственным снегом макет, мы представляем, как в настоящем Челябинске завывала пурга, а горожане с тревогой поглядывали в сторону нынешнего ЧМЗ. Отряд под командованием полковника пугачевской армии Грязнова окружил город, а в поселке Першино расположилась его штаб-квартира.

- «Армия» Грязнова состояла из крестьян, рабочих кыштымских и каслинских заводов и башкир, - рассказывает Гаяз Самигулов. - У них было оружие и даже пушки: рабочие Каслинского завода пришли под знамена Пугачева не с пустыми руками, а с подарочком. Между тем у города было не так много защитников...

++IMG_1405.jpg

Выдать воеводу Веревкина!

Тогда, зимой 1774 года, воевода Исетской провинции Веревкин мерил шагами богатую горницу (где, наверное, тоже всех предметов было по паре) и думал о вещах совсем не радостных. В Челябинске стояла всего-навсего рота солдат, да двести рекрутов, да еще больше тысячи крестьян, набранных во «временные казаки» — необученных, практически без оружия. Воевода то и дело писал письма с просьбой прислать войска для защиты города. Солдаты шли, но все мимо — на помощь Оренбургу. В конце концов Веревкин отчаялся и своей волей задержал в Челябинске команду артиллеристов. Этот шаг позже стал для него спасительным.

- Часть казаков сочувствовала Пугачеву. В январе они взбунтовались. 5 января после заутрени, когда воевода выходил из церкви, его захватили и поволокли сперва в собственный дом, а затем вместе с помощниками — в войсковую казачью избу, - рассказывает Гаяз Самигулов. Слежу за развитием истории по макету. - В это же время другая часть казаков захватила орудия артиллерийской команды. Это было несложно: пушки стояли там же, у собора, под охраной одного часового. Что поделаешь, никто не ждал нападения внутри города...

Казалось, победа на стороне бунтовщиков: орудия захвачены, воевода тоже... Но глава артиллерийской команды поручик Пушкарев оказался не промах и вовремя поднял своих солдат. Не успели казаки опомниться, как орудия отбили обратно. Пушки выкатили, нацелили на казачью избу прямой наводкой и потребовали выдать воеводу Веревкина. Казаки предпочли сдаться. Так провалилась попытка челябинского бунта.

Позже Челябинск все же будет сдан. Власти не смогут выбить бунтовщиков из Першино, и когда войска соберутся уходить, вместе с ними разрешат уехать всем желающим. Покинут город чиновники и зажиточные купцы. Многие казаки, кстати, тоже не захотят остаться с пугачевцами. Общее число уехавших челябинцев выяснить невозможно: судя по документам, вслед за войсками ушли 192 купца и ремесленника, 162 казака, 11 офицеров, 207 рекрутов и 1350 «временных казаков», но в соответствии с традицией того времени в документах учитывались только лица мужского пола.

Город вернется под руку государыни-императрицы в апреле. Жизнь вновь пойдет своим чередом... Каким? Об этом может рассказать выставка «Забытый город». В витринах собраны инструменты, найденные при раскопках в Челябинске. Некоторые из них археологи обнаружили буквально за пару дней до открытия выставки. Здесь можно рассмотреть кусочки слюды и выяснить, как их закрепляли в окнах, узнать, как выглядела старинная керамика, и немножко испугаться лошадиного черепа, с которым тоже связана очень интересная (хотя и совсем не страшная) история... Подходящая обстановка, чтобы вспоминать забытый город, не так ли?

Выставка «Забытый город» будет работать до 25 ноября.