Меню

Поэты под пиратским флагом

23.09.2016 13:47 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Артиллерийский огонь стихов, картечь музыкальных вставок и хитрая атака необычными шумами — так под черным знаменем «Дебаркадера» прошел по городу поэтический фестиваль «InВерсия»
Поэты под пиратским флагом
Фото Александра ГЛЕБОВА и Юрия ЕРМОЛИНА, предоставлены Государственным историческим музеем Южного Урала

- Мы пираты, - замечает кто-то из участников перед началом фестиваля.
- Почему?
- Так ведь под черным флагом...
Действительно, челябинские поэты и гости города собрались под черным флагом «Дебаркадера» на площадке Государственного исторического музея Южного Урала. Поэтическая программа проводится в рамках фестиваля современного искусства впервые, но с большим размахом. Гости приехали из 26 городов мира. Правда, участие в «InВерсии» принимают не только поэты, к ним присоединились музыканты, фотографы, художники...

Стихофотография 15х15

Капитанов на корабле двое: организовали «InВерсию» и собрали участников на одной палубе поэты Константин Рубинский и Наталия Санникова. Но матросы «Дебаркадера» - люди инициативные, так что многие из них стали кураторами разнообразных площадок. Например, московский поэт Екатерина Соколова возглавила проект «Проявитель», в ходе которого 15 поэтов пытались написать стихи к фотографиям, а 15 фотографов — сделать снимки к стихам. Как отбирался материал для этой задумки — отдельная история. Наталии Санниковой пришлось снимать на телефон работы участников фотофеста и отправлять куратору на оценку. А та в ответ жаловалась, что на третьем этапе слишком мало конкурсантов и хочется увидеть больше фотоматериалов...

Поэт и художник из Москвы Андрей Черкасов вооружил участников черными маркерами:
- Проект «Блэкаут-поэзия» позволяет из одного текста создать другой с помощью черного маркера: одни слова вымарываются, другие подчеркиваются. В результате получается некий «артефакт», - рассказал куратор. - А художественный проект «Воплощение» вообще не имеет отношения к поэзии, но каким-то пиратским образом просочился в программу...

Впрочем, в чисто литературных мероприятиях недостатка нет: для посетителей открыты презентации сборников, лекции известных филологов и, конечно, поэтические читки. Примечательно, что наряду с «профессиональным» туром прошли и молодежные, для тех, кто еще делает первые шаги в поэзии.

- Блок чтения молодых поэтов не так часто встречается на профессиональных литературных фестивалях. Обычно считается, что молодежь придет на мероприятия и как-нибудь сама поучится, - обращает внимание Наталия Санникова. - Но нам захотелось, чтобы начинающие авторы смогли оказаться на одной сцене с признанными поэтами, не только услышать их, но и быть услышанными.

Непечатные подробности

«Все на «Дебаркадер»!» - созывают организаторы нашу пиратскую команду перед началом очередного события. Фраза «Свистать всех вниз!» подошла бы не меньше. Мы спускаемся в музейный подвал — темный трюм фестиваля, где стены скрыты черной тканью и авангардными плакатами. Вопреки мрачным тонам подземелья настроение у всех приподнятое. Поэт Александр Петрушкин многообещающе заявляет, что принес помидоры — кидаться в товарищей по перу. Ведущая, московский поэт Дана Курская, и вовсе намерена «хамить каждому, кто выйдет к микрофону». На самом деле до оскорблений не доходит, но все участники получают свою долю шуточек и подколов. Публика веселится. Одно слово — слэм.

Слово «слэм» для челябинцев уже не ново — знаем, что так называется поэтический конкурс, на котором оценивают качество текстов и умение их преподнести, а победителя определяет публика. Но слэм со звучным названием «Пряник непечатный» способен удивить даже искушенных зрителей: он оказался наполовину анонимным. Как такое возможно, если автор на сцене и видят его все? Очень просто: участники обменялись подборками стихов. Исполнителя видят все, а имя автора — секрет. Кстати, очень полезный ход, чтобы обеспечить беспристрастность публики: нельзя «накрутить» баллы, если не знаешь, чьи стихи были прочитаны... Правда, без «помарок» не обошлось. Некоторые поэты предложили для слэма те же стихи, которые звучали на читке пару часов назад. В результате публика легко их узнала, а значит, прелесть анонимности исчезла. К счастью, демаскировка коснулась не всех.

Оценки в необычном слэме делятся на двоих: балл за исполнение достается самому чтецу, за текст — автору. Поэтому победителей должно быть двое, в разных номинациях. Однако слэм не только самый веселый поэтический конкурс, но и самый непредсказуемый. В номинации «Лучшие тексты» безусловным победителем стал Илья Ненко, но в лидеры по качеству прочтения выбились два поэта - Янис Грантс и Руслан Комадей. Число баллов — равное. Между тем главный приз — «непечатный» пряник — один на номинацию... Впрочем, «виновники» решили проблему сами - пообещали разломать пряник о колено и поделить по-братски.

+++Фото-Юрия-Ермолина.jpg

Правильный шум

Пора пошуметь, решили на второй день «InВерсии» поэты при полном одобрении слушателей. Шумы заготовлены заранее. Хотя при таких условиях это уже не шумы... «Нешумами» назвали организаторы свой музыкально-поэтический проект. Каждый его участник постарался прислушаться к миру и записать звуки, которые подходят к его стихам. У кого-то это — шум тихого дождя, у кого-то — гроза, у кого-то — шорох виниловой пластинки... Затем над проектом потрудились музыканты - к каждому шуму создали инструментальное оформление. А последний этап — экспромт! Стихи, шумы и музыка впервые встречаются прямо перед публикой. Легко ли будет поэтам читать в унисон с незнакомыми композициями? Понравится ли эта читка слушателям?

Первым выступает Андрей Черкасов с большим блоком стихов.
- Свой шум я записал на диктофон, когда ехал на работу. Это звуки городского движения, голоса, объявление остановок в транспорте, - объясняет поэт. - Это не случайно: именно по дороге на работу или с работы я обычно пишу стихи.

После читки — 10 секунд полной тишины. Публика не хлопает — публика в трансе. Наконец мы приходим в себя и запоздало понимаем, что выступление окончено, а автора пора наградить аплодисментами. На следующие шумы и стихи настроиться уже легче. Правда, порой бросается в глаза несогласованность: путаются композиции, поэт с музыкантом пытаются и не могут на ходу договориться жестами... Возможно, некоторым дуэтам небольшая репетиция пошла бы на пользу. Но если зрители решили, что «Нешумы» пройдут без ярких неожиданностей, — их разубедил Константин Рубинский (в этом мероприятии он выступил в качестве участника). Свои три стихотворения поэт прочел с выразительной жестикуляцией, яркой мимикой и... совершенно беззвучно.

- Сейчас я ничем не могу это доказать, но мысль о немом прочтении возникла минут за пятнадцать до прихода моей очереди, - ответил поэт на мои вопросы. - К этому моменту уже было прочитано очень много стихов, кое-что повторялось по два раза. Поэтому мне подумалось: а почему бы напоследок не оставить поэзию в тишине, в покое, не растворить ее в музыке?

«Нешумы» - не соревнование, так что победителей здесь не оказалось... кроме, разве что, слушателей. Ведь мы выиграли впечатления от проекта, который в новинку не только Челябинску...

- Я, наверное, больше всего волновалась из-за «Нешумов», - призналась Наталья Санникова после мероприятия. - И теперь поражена тем, насколько все хорошо получилось. Честно говоря, я не верила, что это возможно...
Остается только сказать то же самое в отношении всей «InВерсии»: все удивительно хорошо получилось. Будем надеяться, пираты от поэзии не в последний раз появляются под флагом «Дебаркадера»!

Комментарии

«Нешумы» глазами участников:

Андрей Черкасов (Москва):
- Для меня это не первый опыт чтения под электронную и немного «расфокусированную» музыку. Так что в принципе чего-то очень нового я не узнал. Но есть и кое-что нестандартное: обычно такие проекты не предполагают взаимодействие поэта и музыканта. А здесь есть общий фундамент — те шумы, которые записали читающие авторы.

Екатерина Симонова (Екатеринбург):
- Конечно, мне понравилось! Интересно, необычно и... сложно. Но я всегда подписываюсь на такие проекты, потому что мне любопытно, как другой человек увидит мои тексты. Такое немного эгоистическое желание... Поэтому, кстати, я стараюсь не ставить каких-то конкретных задач - все, кроме текста, определяет вторая сторона. Так что к музыкальному оформлению я не имею никакого отношения! Я даже забыла, что за звуки записала...

Константин Рубинский (Челябинск):
- Я решил прочесть три стихотворения о невозможности музыки. Для них подобраны три подходящих звука: игра на гитаре, у которой зажаты струны, на отключенном электропианино и на флейте, в которую забывают дуть.

Нина Александрова (Екатеринбург):
- Мы с музыкантом Данилой Матросовым уже работали вместе, но сегодняшнее выступление прошло не очень гладко. Думаю, будем доделывать свой дуэт.

Как подбирались звуки — это отдельная история. Например, среди них есть шум пластикового контейнера. Моя подруга собиралась закатывать соления и приготовила крышечки в пластиковой упаковке. Я сидела в гостях, вертела эту упаковку и заметила, что она издает очень своеобразный, глубокий звук: «трын-н-н, трын-н-н»... Еще один из шумов — гул пустого пространства в заброшенном здании, которое мы с другом ходили исследовать. А самый жуткий — звук кофейной коробки. Знаете, бывают такие коробки для кофе, в которые встроены музыкальные шкатулки. Но та, что попалась мне, была очень «заслуженная», побитая, поэтому когда я подняла крышку, то раздался расстроенный, очень зловещий, сбивающийся с ритма звук... Я не могла его не записать!