Меню

У каждого свое кино

13.10.2016 17:40 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Год кино пролетел как-то незаметно. После кинофестивалей «Артхаус» и «Человек труда», сопровождаемых целой свитой звезд разной величины и стартовавших в начале года, наступило некое затишье. Вторая волна прокатилась после всероссийской акции и профессионального праздника кинематографистов, случившихся одновременно и ожививших тему.
У каждого свое кино


Благие намерения

Заговорила о кино и столичная команда, добравшаяся до Урала из златоглавой. В разгар осени и учебного года в местный институт культуры, в котором с некоторых пор обретается кафедра режиссуры кино и ТВ, нагрянули коллеги из ВГИКа, чтобы пообщаться с аборигенами на предмет состояния киноотрасли в целом и образования в этой отрасли в частности. Возглавил московских эмиссаров декан режиссерского факультета Олег Шухер. Он привез с собой педагогов, студентов и даже студенческие работы, чтобы показать будущее российского кинематографа на деле.

- Мы приехали в рамках обмена опытом. Мы не должны быть оторваны друг от друга, нам надо общаться, знать, что происходит в регионах, - пояснил цель визита сценарист, режиссер, продюсер Юрий Беленький. Цель вполне благая, тем более что на практике оказывается, что между Москвой и провинцией дистанция огромного размера не только в километрах.

По словам гостей, несмотря на кризис, бушующий на просторах российской кинематографии, в головном вузе страны дела обстоят совсем неплохо.

- Я не заметил, чтобы сокращался прием. На прежнем курсе у меня было 13 студентов, а в этом году набрали 18 человек, - пожимает плечами Юрий Михайлович.
- А сколько у вас студентов из регионов или теперь большинство обучающихся все-таки москвичи?
- Состав поступающих не изменился, абитуриентов из регионов по-прежнему поступает много, были ребята из Крыма, сейчас у меня учится один иранец, парочка ребят из Армении, Якутии, - перечисляет руководитель курса.

Право на ошибку

Действительно, изменений в столице не замечают: людской поток в столицу не иссякнет никогда. Другой вопрос, что далеко не каждый родитель может послать своего ребенка (быть может, и весьма талантливого) в Москву по одной простой причине - нет денег. Коммерческие места все больше вытесняют бюджетные, в результате будущие, но бедные эзенштейны и калатозовы остаются за бортом «Титаника». Подтверждение тому – отсутствие громких имен среди выпускников.

- У нас достаточно большое количество хороших выпускников, - возражает Олег Шухер.
Тогда отчего же мы их не знаем?
- К сожалению, в сегодняшних студентах маловато смелости и дерзости. Молодой начинающий режиссер не должен думать о том, как бы кому угодить, чтобы ему позволили снять фильм. Он должен пробовать, искать, ошибаться! Вы знаете, что Рязанов переснял «Карнавальную ночь»? И Пырьев ему это позволил. Тарковский переснимал «Сталкер». Теперь такого даже представить невозможно. Раньше молодым давали такую возможность – искать себя, теперь их лишили права на ошибку. Другой момент: сейчас в кино рулит продюсер, который предлагает жесткий сценарий, – это особенно проявляется в телепроектах, и отказаться очень сложно. В результате многие просто ломаются, начинают делать не то, что хотят, а то, что от них требуют.

Есть и еще одна проблема, которую обозначил Олег Борисович, – непрофессионалы, которые заполонили буквально все сферы.

- В современном кино множество далеких от этого рода деятельности людей, которые никаких ВГИКов не кончали, зато у них есть бизнес-план, а значит, они могут диктовать режиссеру свои условия, - вздыхает декан.

В поисках лучшей доли

Трудоустройство – проблема не менее болезненная. Куда пойти работать выпускнику, ведь почти никто ни за какие коврижки не желает возвращаться на малую родину.

- Наш выпускник Артур вернулся в Петрозаводск и стал ведущим актером в театре, так что вы зря так считаете, есть подвижники, - спорит Татьяна, приехавшая в столичный вуз из Иркутска.
- А лично вы готовы поехать на родину? - (между прочим, не в самый захудалый город страны).
- Нет, - хлопает ресницами и оправдывается. – Хочется попробовать себя в столице. В регионах сейчас ничего не развивается, а у нас задача – чего-то набраться в профессиональном плане.

- Не должно быть такой теории, что москвичам легче, - декларирует москвичка Кристина, похоже, вопрос задел за живое. – Это вам, провинциалам, хорошо, москвичам некуда возвращаться, а работы в Москве мало. Правда, здесь создаются коммерческие проекты, - красавица закусила губку. – Но постоянную работу найти сложно.
- А мы готовы принять выпускников, у нас не хватает артистов, режиссеров, - вступает в разговор замминистра местной культуры Григорий Цукерман, но не находит поддержки в гостевых рядах. Похоже, консенсуса в этом вопросе достичь не удалось.

Вот и местные студенты из Челябинского института грезят о переезде в Москву, где готовы работать хоть ассистентом, помрежем. Как говорится, лучше предпоследним в Риме, чем первым в провинции, и с этим ничего не сделаешь: всегда во все времена люди стремятся в столицу, ищут славу, лучшую долю. С первым сложнее, а второе находят. Вот и у челябинских студентов есть надежда – именно это интересовало местную аудиторию больше всего.

- Каждый год мы проводим летние двухнедельные киношколы. Есть форум «Таврида», где мастера ВГИКа набирают себе студентов на неделю и занимаются. Туда может подать заявку любой желающий, в том числе и выпускник ЧГИКа, - рассказала преподаватель Елена Арькова.

Без последствий

И что же в сухом остатке?
– В конце концов, это ведь не первый кризис, который мы переживаем. Мы делаем свое дело, снимаем фильмы, молодежь смотрит в будущее, и для студентов не изменилось ничего, - считает Юрий Беленький.
В сухом остатке каждый остался при своем. Столица выкачивает лучшие силы из провинции, а глубинка тихо прозябает. Похоже, вряд ли подобная ситуация изменится в ближайшее время.