Меню

Кукольные игры для взрослых

03.11.2016 14:00 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
«Соломенный жаворонок» - птичка необычная, он прилетает по осени исключительно в Челябинский театр кукол раз в два года. Эта неправильная птичка ставит всех и вся с ног на голову: челябинские кукольники сбиваются с ног, принимая в свои объятия многочисленных друзей и коллег, челябинская публика сбивается с толку, увидев в афише кукольного театра непривычные цифры 18+.
Кукольные игры для взрослых
Фото Юрия ЕРМОЛИНА и Марата МУЛЛЫЕВА

В десятку!

- На самом деле наш театр одним из первых в стране начал ставить кукольные спектакли для взрослых, во времена Вольховского билетов на вечерние показы было просто не достать, - напоминает глава культурного ведомства Алексей Бетехтин. – Так что традиция продолжается, и это замечательно.

Замечательная традиция действует уже пятый раз. Десять спектаклей, начиная с «Вильяма нашего Шекспира», заканчивая опусами современных авторов. Каждый из которых уникален, изобретателен, изобразителен и прочее. И каждый из которых подтверждает истину о том, что для театра кукол практически нет невозможного ни в плане технических возможностей, ни актерских.

«Сказка про Ваню и загадочную русскую душу» из Санкт-Петербурга (театр Karlsson Haus) открывала фестиваль и сразу бросила в жар остальных участников и фанатов фестиваля: если такое лихое начало, то что будет дальше? А дальше спектакли были очень и очень разные. Из драконьего чрева, которое так живописно и остроумно изображал старый дермантиновый чемодан с красным подбоем, в котором растет Эйфелева башня и процветает общество всеобщего благоденствия, действо переместилось на дорожку лунного света, где старик-японец нашел маленькую девочку, которая во мгновенье ока выросла, влюбилась и забрала свою любовь на небеса.

Полное безмолвие японской легенды сменил поэтический слог Шекспира. Самая популярная трагедия мэтра – «Ромео и Джульетта» разыгрывалась в ритме пляски смерти. Все персонажи давней истории истлели, и только влюбленным дано жить вечно, хоть четыреста, хоть тысячу лет спустя, пока живет этот мир.

И это только за один фестивальный день, а таких дня было целых четыре. Зрители увидели с пылу, с жару самую что ни на есть премьеру «Скандальное происшествие в пассаже», которую еще толком никто и не видел, и ту самую «Толстую тетрадь», которую «Золотая маска» признала лучшим кукольным спектаклем 2016 года. И прочее, прочее.

A54T5547.JPG

Последнее слово

Победителей выбирали всем миром. Всем участникам раздали по три анкеты, даже высокое жюри участвовало в голосовании на общих основаниях, словом, все честно и по справедливости.

Конверты вскрывали прямо во время церемонии закрытия, которую хозяева фестиваля, неистощимые на выдумку и юмор, превратили в веселое шоу: на доске выписывали всех номинантов и рисовали для них птички, где синички, а где на целую курицу походило. Зато сразу всем было заметно без всяких желтых маек, кто выбился в лидеры.

Победителям давали молвить последнее слово перед отъездом, как правило, это было «спасибо!» А вот члены жюри оказались более многословны.

А.Ф.Некрылова.JPG

- Я очень рада, что мы не распределяем «слонов», спасибо Саше Бороку (прим. Александр Борок, главреж челябинского театра кукол), - признается Анна Некрылова, гостья из Петербурга, научный сотрудник Института русской литературы РАН и театровед. – Распределение бывает субъективно, и расходится с общим мнением. Сегодняшняя процедура интересна тем, что учитывалось общее мнение. Это более объективно. И нам, театроведам, тоже неплохо бы знать, что думает народ, даже если мы с этим мнением не согласны.
К слову сказать, в главном критики и народ сошлись в оценках. И гран-при фестиваля получил спектакль «Толстая тетрадь» Пермского театра кукол. В принципе в номинантах побывали все спектакли, это значит, что все работы были оценены по достоинству и проигравших нет.

Веский аргумент

До конца фестиваля остались немногие. Увы, редкий театр может выключиться из процесса на целых четыре дня. Расставались со слезами на глазах и с надеждой приехать еще раз. И это несмотря на то, что в стране ежегодно проходит масса всевозможных фестивалей. Можно хоть каждый год откуда-нибудь привозить призы. Чем так привлекает народ «Соломенный жаворонок», что в этом году пришлось даже экспертный совет организовать, чтобы он провел предварительный отбор среди желающих попробовать себя в роли перелетной пташки?

- У челябинского фестиваля есть очень веский аргумент. Это единственный в России фестиваль кукольных спектаклей для взрослых, - поясняет Некрылова. – Да, кукольники могут участвовать в разных фестивалях, в той же «Золотой маске», наряду с другими театрами, но персональный фестиваль театров кукол существует только в Челябинске. К тому же фестиваль возник не на пустом месте, в этом театре работал Вольховский, который делал ставку на то, что театр кукол может все, включая большую литературу. И ваш театр следует этой традиции до сих пор.

К слову, большинство фестивальных работ в основе своей имели как раз литературную основу, будь то рассказ Достоевского - «Скандальное происшествие в пассаже», Булычева – «Можно попросить Нину?», Рэя Брэдбери – «Экспедиция», роман Шишкина – «Письмовник» или Кристоф – «Толстая тетрадь».

толстая-тетрадь.-Пермский-театр-кукол.jpg

- Сейчас катастрофически мало драматургии, которая написана для театра кукол. Еще для детей можно что-то найти, а вот по взрослой части – провал. Поэтому театры вынуждены брать классическую драматургию, которая переносится в театр кукол, или инсценировки. А это, как правило, беда. Потому что они либо получаются малолитературны, либо при переводе на язык драматургии теряют лицо автора, либо не учитывают специфику кукольного театра. Вот на этом фестивале с литературной основой все было в порядке.

Не проходите мимо

- Я чувствую себя самым несчастным человеком, потому что так и не попал ни на один спектакль фестиваля, - признался министр культуры области на закрытии.

В этот раз фестивальные показы проходили на нескольких площадках. Тем не менее, замечательный спектакль «Ваня» увидели в основном участники фестиваля – малый зал театр кукол не смог вместить всех желающих, которые сидели на ступеньках и даже на полу.

Очень жаль, что тонкий, атмосферный и по-японски философский спектакль «Сияющая в ночи» потерял часть своего очарования, столкнувшись с бьющим через край школьным темпераментом. Пятиклассники не оценили тонкость нюансировки и не поняли скрытые смыслы и символы, которые и взрослому-то зрителю поддавались не всегда из-за кардинальной разницы менталитетов. Обманчивый подзаголовок «японская сказка» ввел в заблуждение распространителей билетов и школьных педагогов, хотя в программке предусмотрительно стояло 16+.

Наверное, с публикой следует работать более тщательно, впрочем, фестиваль имеет право делать ставку в основном на участников процесса.

- Нет, нет, этот фестиваль и для тех, и для других, - уверена Анна Федоровна. - Ведь неслучайно показы шли параллельно на двух площадках, чтобы зрители тоже могли посмотреть. И зрители активно в нем принимали участие. Я сама слышала, как две женщины буквально хвастались тем, что видели фестивальные спектакли. И это очень хорошо, что такое замечательное событие не проходит мимо челябинского зрителя.

Ну а тем, кто не успел или не смог сходить на фестивальные показы, не стоит впадать в уныние: через год фестиваль вернется с новыми, интересными работами. Министр культуры Алексей Бетехтин пообещал, что шестой по счету форум непременно состоится.

A54T5323.JPG

В V фестивале кукольный спектаклей для взрослого зрителя «Соломенный жаворонок» приняли участие 10 театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Кургана, Йошкар-Олы.
Итоги фестиваля:
Гран-при – Пермский театр кукол (спектакль «Толстая тетрадь»);
«лучшая режиссура» - Александр Янушкевичз а спектакль «Толстая тетрадь» (Пермский театр кукол);
«лучшая мужская роль» - Михаил Шеломенцев за роль в спектакле «Ваня» (Санкт-Петербургский театр «"KARLSSONHAUS»);
«лучшая женская роль» - Марина Стражникова за роль Няни в спектакле «Ромео и Джульетта» (Екатеринбургский театр кукол);
«лучшая работа художника» - Виктор Антонов за спектакль «Письмовник» (Московский детский камерный театр кукол);
специальный приз Коллегии критиков - Борис Княженко за механику кукол в спектакле "Скандальное происшествие в пассаже, или Крокодил» (Пермский театр кукол «Карабаска»).