Меню

Приношение Прокофьеву

10.11.2016 09:35 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Прокофьевский год, с легкой руки президента прорезонировавший по стране, челябинская филармония отметила с особым пристрастием, не зря же имя великого музыканта красуется на фронтоне главного концертного зала всего Южного Урала. Прокофьевские опусы регулярно звучали в программах, а по осени филармония закатила целый фестиваль – 16 концертов вокальной, инструментальной, хоровой, симфонической музыки.
Приношение Прокофьеву
Фото предоставлено филармонией.

Самый исполняемый композитор 20 века

Фестиваль Прокофьева стал для нашего города не только большим культурным событием, но и просветительским мероприятием. К сожалению, произведения самого исполняемого композитора 20 века не так уж часто можно услышать на концертных площадках в провинции. Из 10 опер и восьми балетов в Челябинске не идет ни одного. Из симфонического творчества разве что сказку «Петя и волк» можно услышать в той же филармонии, даже супер популярная в советское время кантата «Александр Невский», посвященная разгрому немецких рыцарей, нынче не в чести, не говоря уже об инструментальных произведениях.

Поэтому выступление молодого пианиста Дмитрия Маслеева стало приятным сюрпризом для ценителей фортепианного творчества Прокофьева – в концерте прозвучало сразу две сонаты советского композитора.
- Дмитрий, как часто в год Прокофьева вам приходилось исполнять его произведения? – с музыкантом удалось побеседовать после концерта, с трудом преодолев мощный поток поклонников, стремившихся за автографом молодого виртуоза.

- Не часто, - признается музыкант. - В этом году мне удалось исполнить только третий концерт и сонату в Самаре. Но я буду участвовать в проекте Валерия Гергиева, который он собирается осуществить в Мюнхене. Там прозвучат все концерты Сергея Прокофьева, участвуют несколько пианистов, я в том числе. Мне достались три первых концерта.

- На XV конкурсе Чайковского вы тоже исполняли концерт Прокофьева, этот автор в числе любимых?
- Это, безусловно, один из величайших композиторов и пианистов прошлого века. Но пока у меня в репертуаре не слишком много его произведений. Впрочем, это дело поправимое, - застенчиво улыбается Дмитрий.

Образование в России, самообразование в Италии

Молодой пианист родом из Улан-Удэ, первый свой сольный концерт выдал в возрасте 10 лет. Учился в Новосибирске, потом в Московской консерватории, шлифовал мастерство уже в Италии в Международной фортепианной академии на озере Комо.

- Русская фортепианная школа по-прежнему считается одной из лучших. В интернете есть сайт, где собраны практически все фортепианные конкурсы в мире. Среди лауреатов большинство наших музыкантов.

- Зачем тогда понадобилась учеба в Италии?
- Это моя любимая страна, ну, конечно, после России. Впервые я там побывал, когда учился на третьем курсе консерватории. И после окончания аспирантуры мне просто захотелось провести там какое-то время. Подал заявление, прошел отбор и замечательно провел там время.

- Насколько это было полезно в профессиональном плане?
- Я очень много занимался и как раз перед конкурсом. Поскольку академия находится не в мегаполисе, а в небольшом городке на острове, где ничего, собственно, нет, кроме рояля. И это так прекрасно, я работал, и ничто меня не отвлекало.
Именно после этой стажировки, Дмитрий выиграл тот самый конкурс Чайковского, несмотря на то, что по жеребьевке выступал самым последним.

- Сейчас во всем мире проводится масса конкурсов, так что происходит некоторое обесценивание творческих состязаний. Конкурс Чайковского по-прежнему котируется среди музыкантов?
- Этот конкурс никогда не был рядовым. А сейчас, благодаря такому вниманию со стороны СМИ, его масштабы увеличиваются. Во время проведения конкурса в Москве это почти физически ощутимо, что здесь происходит большое событие.

- Последнее время модно сравнивать творческие конкурсы со спортом…
-Да, кто-то считает, что на конкурс надо идти, как на спортивное соревнование. Возможно, по масштабам они сопоставимы, но не по сути. Все-таки нам, творческим людям, нужно думать не о результате, а о музыке.

Д.Маслеев2.jpg

Steinway forever

Последнее музыкант доказал на деле. Программа была весьма разнообразна – от Скарлатти до Прокофьева, из 17 века в век 20. Интересна и в какой-то степени даже нетрадиционна – сонаты Бетховена по нынешним временам редко услышишь даже в концертах больших музыкантов. За последнее время лишь Игнат Солженицын напомнил челябинской публике произведения венского классика.

Исполнительская манера Маслеева приятно удивила особой интеллигентностью и тем самым «чувством автора», которое отличает бетховенское forte от рахманиновского, а профессионала от любителя. А подкупила искренность и открытость, с которой музыкант транслировал свои чувства публике.

- Не буду лукавить: на каких-то концертах волнение больше, - признался Дмитрий. – Для меня всегда очень волнительно выступать в большом зале консерватории, это большая ответственность.

- Для музыканта всегда важен инструмент, с которым он выступает. Скрипачам проще – они всегда возят его с собой, пианистам же приходится каждый раз играть на разном инструменте. Это плюс или минус для вас?
- Знаете, бывает иногда зависть к скрипачам, хотя у них тоже не все гладко, и один и тот же «страдиварии» может звучать по-разному. На Тайване, например, где высокая влажность, звучание скрипки так меняется, что можно и не узнать. В принципе все залы, где я мне приходилось выступать, с хорошими роялями, в основном это «Стейнвей». Не всегда это инструменты новые, как у вас, но они хорошо настроены. Знаю, что рояль у вас появился благодаря Денису Мацуеву, большое ему спасибо, что он встречается с руководителями регионов и убеждает их покупать новые инструменты. Поэтому у нас есть возможность играть на хороших инструментах, но более всего выигрывает слушатель, конечно же.

- Какой инструмент вам подарили в Италии, когда вы выиграли шопеновский конкурс?
- Это был корейский рояль Samick, очень хороший инструмент, он был у меня около трех лет, потом я его продал.

- А какой инструмент предпочитаете?
- Не буду оригинален - «Стейнвей». Этот инструмент традиционно сохраняет лидирующее положение и в большинстве случаев оправдывает свои параметры.

Немузыкальное хобби музыканта

Челябинская публика всегда с интересом и теплотой относится к молодым талантам. Вот и в этот раз, несмотря на полное равнодушие со стороны СМИ всех мастей, концертный зал был заполнен. На концерт пришли те, кто действительно ценит искусство, а не охотится за звездами. Радушный прием стал своего рода компенсацией за последующий неудобный переезд.

– В три часа ночи к меня поезд до Омска, а на следующий день вечером уже концерт. Это очень неудобно, приезжать за два часа до начала концерта. Я люблю готовиться к встрече с публикой.
До конца года его рабочий график уже расписан: после российских гастролей Дмитрий отправится в Белград, Дубай, Санкт-Петербург и, наконец, Мюнхен, где его ждет Валерий Гергиев со своим проектом.

- До конца года у меня планируются гастроли во Францию с квартетом Бородина, - рассказывает музыкант.
- А новый год где будете встречать? Тоже во Франции?
- Не знаю, но пока 31 декабря у меня свободно.

- То есть время на хобби все-таки остается. А имеется ли хобби?
- Хобби это назвать сложно, - улыбается Дмитрий. - Скажем, слабое увлечение фотографией. У меня есть хороший фотоаппарат, я его купил еще в консерватории - после конкурса получил премию и купил Sony. Снимаю все, что нравится. В Италии сделал множество снимков природы, архитектуры. Собираюсь выложить снимки на своей страничке в Интернете. Но это чисто любительские фотографии. Чтобы стать настоящим мастером, нужно потратить уйму времени. Именно по этой причине, на гастроли я его редко беру, чтобы не отвлекаться.


Дмитрий Маслеев (род. 4 мая 1988, Улан-Удэ) — российский пианист-виртуоз, обладатель I премии и специального приза за лучшее исполнение концерта Моцарта с камерным оркестром XV конкурса Чайковского в Москве (2015 год). В финальном туре конкурса исполнил Первый концерт Чайковского и Третий концерт Прокофьева.

Веще раньше, в 2011 году стал лауреатом международного конкурса пианистов «Chopin» (Рим, Италия), где получил главный приз – рояль и тур из 12 концертов по городам Италии. С 2015 г. солист Московской государственной академической филармонии, заслуженный артист Республики Бурятия (2015).