Меню

Юбилей с надеждой на будущее

23.11.2016 09:04 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
«Молодежке» стукнуло 50.  Само по себе сочетание слов «молодежный» и «полвека» уже представляет некий нонсенс. Впрочем, вечная молодость в театре все-таки возможна – если в нем кипит жизнь, ищут новые формы и выразительные средства, работает перпетуум мобиле или на крайний случай изобретено средство Макропулоса. Подобным и занимались в этом театре, прославившемся под аббревиатурой ТЮЗ и накопившем за полвека полновесный творческий багаж.
Юбилей с надеждой на будущее
Фото Юрия ЕРМОЛИНА

Гаечный ключик в подарок

Два юбилейных года (поскольку официальная бумага об открытии ТЮЗа вышла в 1965-м, а первый спектакль в 1966-м) выдались непростыми – коллектив оказался на распутье и в раздумьях, кто виноват и что делать. Посему отмечать юбилей решили без лишнего пафоса, в тесном семейном кругу, настолько тесном, что не все журналисты в него попали.

Зато во множестве попали друзья и коллеги, которые дружною толпой пришли поздравить и поддержать юбиляров. В зале пахло хризантемами и буфетом. Атмосфера, бьющая в последнее время электричеством, была радушной и озоновой.

Традиционным воспоминаниям, которыми грешат все значимые даты, поддаваться не стали, вероятно, чтобы не искушать сравнением. Ограничились перечислением пары десятков разных спектаклей, начиная с той самой сказки «Золотой ключик», которую сыграли еще на сцене челябинской филармонии, и которая стала заветным ключиком, открывшим для челябинцев новый театр в далеком 1966-м году.

В роли летописцев выступили Пьеро и Арлекин, сыгравшие хоть не первые, но и не последние роли в сказке. Конкуренцию им смог составить разве что первый замминистра культуры, продемонстрировавший неформальный подход к делу и праздничный спич, в который виртуозно вплетались знакомые театралам названия.

- Ваш театр – это «Стойкий оловянный солдатик». Ему никакой «Кастинг», никакая «Гроза» не страшны. Хотя иногда он напоминает «Стеклянный зверинец», - под одобрительные смешки читал поздравительный адрес Григорий Цукерман. – Пусть на «Балу удачи» вашего театра «Forever» будет длиться «Танец длиной в жизнь», - пожелал начальник от минкульта и вручил директору театра символический хоть и гаечный, но почти золотой ключ.

1.JPG

Визит старой драмы и ЗДЮК -перечный

Шутливый тон поздравления подхватили гости, и вечер стал разворачиваться в сторону традиционных актерских капустников, которые порядком подзабыли на парадных мероприятиях.

Алексей Пелымский, директор филармонии, на сцене которой театр делал первые шаги, пожелал «двигаться вперед и с песней», которую тут же исполнила солистка Наталья Воронкина. Актеры академического драматического театра представили на суд публики «Визит старой драмы» (по аналогии с известной пьесой Дюрренматта «Визит старой дамы»). Камерный театр вместе с юбиляром импровизировал на глазах у потрясенных коллег. Труппа Ольги Поны потрясающе танцевала, союз писателей читал стихи, а студенты делали, что могли и чему успели научиться, но с большим старанием.

Гвоздем программы стало выступление новоявленной группы ЗДЮК («Золотой дуэт юных кукольников»), прибывшей, как явствует из названия, из кукольного театра. Ребята, в количестве двух артистов - Александра Малышева и Антона Ничеухина - пели куплеты, читали рэп, добавляли перцу в благостную атмосферу, подкалывая бывших и нынешних начальников, сидевших тут же, в зале. Словом, были остры, веселы, находчивы и жутко артистичны, чем вызвали овации коллег, которые заслужить не так-то просто. И в очередной раз подтвердили, что кукольную «капусту» не зря предпочитала «Веселая коза» (для несведущих: так называется популярный в народе фестиваль театральных капустников, который проходит в Нижнем Новгороде, и где челябинские кукольники не единожды отметились).

2.JPG

Отдать в хорошие руки

В общем-то, все прошло славно и мило, но несколько мелковато и обезличенно. Как не крути полвека – срок немаленький, и хотя юбилей отмечает театр, но театральную историю делают люди, талантливые люди, которых было немало в славной истории бывшего ТЮЗа.

Несколько фамилий, во главе со звучным именем Тенгиза Махарадзе, посвятившего этому театру четверть века, все-таки прозвучали со сцены. Хотя на самом деле их было гораздо больше. В «золотой фонд» ТЮЗа вместе с Махарадзе вошли Виктория Мещанинова, Евгений Фалевич, Игорь Перепелкин, Анатолий Праудин, Валерий Рыбаков, Наум Орлов… Это на их спектакли не было билетов, это их работы обсуждал весь город.

3.JPG

И что теперь будет с наследством мастеров, заметно поблекшим в годы творческого и не только кризиса? Журналистская привычка гонит за кулисы в поиске ответов.

- К сожалению, надо признать, что целевая аудитория – от 16 до 25 лет, на которую ориентирован Молодежный театр, в этот театр не ходит, - первый замминистра культуры Григорий Цукерман вне сцены серьезен и достаточно категоричен в оценках. – Театру не хватает современных решений, современных пьес, постановок, пусть даже спорных, но о которых говорят и обсуждают. Молодежный театр должен быть на острие жизни, должен говорить с молодежью на ее же языке, о проблемах, которые ее волнуют, не забывать о просветительской деятельности, которой всегда занимался. Сейчас его роль повышается, а задачи усложняются – молодого зрителя нужно оторвать от Интернета, от телевизора, от наркотиков. Это невозможно сделать без яркого творческого лидера. И сейчас мы как раз занимаемся поисками. Рассматриваем сразу несколько кандидатур, ведем переговоры. Это все молодые режиссеры в возрасте 30-40 лет.

Прежде, чем решать вопрос с назначением, минкульт намерен предложить кандидатам сделать пробный шаг и поставить спектакль.

- Лучше два, - уточнят начальник. - Режиссер должен поработать с артистами, почувствовать зрителя, понять, что хочет зритель, и что может театр. А потом уже будем решать вопрос с назначением.

По его словам, затягивать решение проблемы минкульт не намерен. Время в данном случае работает не за, а против. Хочется надеяться, что юбилей год все-таки станет точкой отсчета для новейшей театральной истории.

4.JPG

Челябинский молодежный театр отметил 50-летний юбилей. Официально, согласно документам Театр юного зрителя был открыт в 1965 году. Однако первый спектакль состоялся 1 января 1966 года. На сцене челябинской филармонии режиссер Борис Скоморовский поставил сказку Алексея Толстого «Золотой ключик». Только через четыре года коллектив получил свое помещение по улице Цвиллинга,15 (ныне там расположен Камерный театр). В 1967 году в театр пришел режиссер Тенгиз Махарадзе, который возглавлял коллектив 25 лет. В 1982 году ТЮЗ переехал в здание драматического театра – бывший Народный дом, где находится на сегодняшний день. В разное время в нем работали Виктория Мещанинова, Евгений Фалевич, Игорь Перепелкин, Анатолий Праудин, Валерий Рыбаков, Наум Орлов, Владимир Оренов и др. постановщики.