Меню

Театральный иллюзион

25.11.2016 09:18 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Едва успели отгреметь фанфары по случаю 50-летия Молодежного театра, а на подходе юбилей академической драмы. 95 лет – срок более, чем солидный, а посему готовится к нему начали загодя. Первой предпраздничной ласточкой стала большая театральная выставка, которая открылась в выставочном зале Союза художников.
Театральный иллюзион
Фото Юрия ЕРМОЛИНА и Доната Гильмаеншина

Обмануть Станиславского

«Кажется, я это где-то видела», - мысль зудела в мозгу с самой первой минуты присутствия, под ее воздействием в памяти всплывали знакомые названия: «Дядя Ваня», «Чума на оба ваших дома», «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей» – названия спектаклей подсказывали костюмы, реквизит, парики, обувь, макеты. Путешествие по выставке напоминало увлекательный квест или шараду, в особо трудных случаях можно было прибегнуть к подсказке – указательной табличке.

- Здесь около тысячи экземпляров, такая большая театральная выставка у нас в Челябинске проходит впервые, - гордится куратор Татьяна Палагина.

Главная идея – показать зрителю вблизи то, что он обычно видит из зрительного зала. Ведь при ближайшем рассмотрении многое выглядит иначе. Роскошное дамское платье 19 века оказывается сшито из… обычного тюля, которым завешивали подряд все советские окна. А большущие глиняные кувшины и напольные вазоны можно было поднять одним пальчиком.

- Это картон или папье-маше, - смеется Татьяна Владимировна.
Пистолеты, которые не стреляют и совершенно несъедобный жареный поросенок. Все иллюзия, виртуозный обман зрения. Господи, да есть здесь хоть что-нибудь настоящее?
- Есть. Вот эти доспехи, - Татьяна Владимировна подводит к фигуре рыцаря.

- Не верю! – восклицает во мне Станиславский.
- А вы потрогайте, - усмехается экскурсовод (это еще одна особенность выставки – здесь все можно потрогать). Холодный металл охлаждает пыл и убеждает мозг.

- Эти доспехи из спектакля «Бал манекенов», который поставил в нашем театре польский режиссер Ежи Яроцки, – поясняет Палагина. – Самое главное, что они вполне рабочие, в них можно двигаться, они сгибаются. Делали их театральные умельцы вручную, как говорится, на коленке. Это сейчас практически все можно купить на барахолке, были бы деньги. Тогда такого не было. Делали эскизы для мастеров по старинным иллюстрациям. Это настоящее произведение бутафорского искусства.

доспехи.JPG

Шлем для министра

- Ой, а вот эта булава из какого спектакля? – раз уж все можно потрогать, пытаюсь снять блестящий экспонат со стойки, но он оказался по-настоящему тяжелый.

- Что вы, что вы, это подарок театру от партнеров, - шепчет Татьяна Владимировна, мы водворяем оружие на место и облегченно вздыхаем.

А тут и большое начальство пожаловало. Самый культурный министр благосклонно прошествовал по выставке и примерил шлем фараона с цветными перьями.

- Вылитый Рамзес, только очки надо снять, - хихикают журналистки.
- Что и костюмы примерить можно? – пытаю Палагину.

Т.Палагина.JPG

- Можно. Шляпы, костюмы, внизу в другом зале есть целая примерочная, - кивает Татьяна Владимировна. В подтвержденье сзади кто-то чихает. Оборачиваюсь. Дверца театрального кофра приоткрылась, и внутри обнаружилась малюсенькая комнатка с полочкой, чайником и… живым человеком.
- А что это вы тут делаете? – засовываю любопытный нос внутрь. Девчушка смущенно улыбается и хлопает ресницами. Нет, я, конечно, знала, что кофр использовали как чемодан и как гардероб, как стол или как кровать, но вот так…

- Был у нас в театре такой случай, - рассказывает куратор. – Театр собирался на гастроли. Костюмер готовила костюмы – развешивала их в кофре, он был большой, и чтобы их было удобней расправлять, она вошла внутрь его. А монтировщики не заметили, и захлопнули его. Несколько часов она просидела в нем, и заснула. Проснулась, когда кофр начали грузить в машину, начала стучать, только тогда ее вытащили.
- Это что, какая-то театральная легенда? – не доверяет коллега.

- Нет, вполне реальный случай, - уверяет Татьяна Владимировна.
- Ну тогда понятно, почему выставка называется «Секреты театрального кофра».

министр.jpg

Профессиональный вердикт

Нашу экскурсию прерывает призыв ведущего, торжественно возглашающего об открытии выставки. Открывали ее министр культуры, к которому подключился дед Мороз – он как раз в этот день, 18 ноября, день рожденья отмечал, вот и зашел поздравить театралов.

Гости пили шампанское и кочевали из зала в зал – выставка заняла сразу четыре помещения, в одном из которых разместили театральные афиши, самая древняя, 1942 года, еще на тканевой основе. В последнем зальчике разместились сказочные маски, музыкальный кофр, который извлекал из своих недр волшебные мелодии, примерочная с костюмами. Этот зальчик приглядели для обучающих уроков для малышни.

- Удачная попытка экспозиционного высказывания, - вынес вердикт профессионал музейного дела, директор музея искусств Станислав Ткаченко. – Главное здесь не подлинность предметов, хотя на выставке есть замечательные эскизы Александрова, Сельвинского, подлинная графика. Но самое главное удалось сохранить атмосферу театра, показаны метаморфозы театра, театр с разных точек зрения: из зала, на сцене и за кулисами. И есть ощущение текущего процесса, а не только ретроспектива. А ведь это не так просто. Я бывал во многих театральных музеях, в том же Петербурге идет явная информационная перегрузка, когда на одной стене висит 50 портретов знаменитостей и все это надо разглядеть и понять. Здесь такого нет, выставка не утомляет. Мне очень нравится.

Музейные планы

На выходе сталкиваюсь с министром культуры.
- Какие спектакли узнали? – пытаю начальника.
- Узнал оформление спектакля «Чума на оба ваших дома», цветные витражи из «Дяди Вани» и бутафорские фрукты, которые кочуют из спектакля в спектакль, - смеет Алексей Валерьевич.

- Вижу, вам выставка понравилась. А как продвигаются дела с театральным музеем? – подпускаю шпильку.
- Продвигаются. У нас есть поручение губернатора. Сейчас идут подготовительные работы по передаче здания, составляется концепция, изучается опыт подобных театральных музеев, налаживаются контакты с коллегами – неслучайно сегодня здесь присутствует замдиректора Бахрушинского музея из Москвы. Конечно, хотелось бы, чтобы в музее были собраны экспонаты со всех театров. Нашим театрам есть, что показать, Челябинск всегда был театральным городом, у нас богатая театральная история, экспонатов достаточно. В театрах работают творческие люди, они сделают все, чтобы экспозиция была интересной.

- Какие-то сроки работ определены, этапы?
- Если будущим летом, вопрос со зданием будут решен, начнется работа над проектно-сметной документацией. Потом потребуется ремонт, надо будет получить деньги на оформление экспозиции, материалы уже есть, и можно будет открываться.

- Кто будет директором?
- Кандидатуры рассматриваются. На данный момент их две. Пока думаем.
Пока министерство думает, выставка работает. Экспозиция продлится до января, а если челябинцы проявят большой интерес, организаторы готовы продлить ее работу.