Меню

Луиза Алмаева: «Ассамблею создали мудрые!»

15.12.2016 15:00 - автор Александр Патритеев
Возникновение в середине 90-х годов прошлого столетия Ассоциации национально-культурных объединений «Ассамблея народов Челябинской области» стало, без преувеличения, феноменом в истории нашей страны. Лучше сказать, прецедентом, поскольку вслед за ней начали появляться подобные организации и в других регионах, а в 1998-м была создана Ассамблея народов России. Первопроходцам всегда непросто: на непроторенном пути – и долгожданные взлеты, и неожиданные падения. Именно тогда проявляются характер, выдержка, терпение. А в национальных вопросах они нужны, пожалуй, как нигде.
Луиза Алмаева: «Ассамблею создали мудрые!»
фото Айрат Кустубаев

20 лет позади. Юбилейный концерт. Отчет о проделанной работе и планы. Поздравления со стороны всех уровней власти – от регионального правительства и Законодательного собрания до органов местного самоуправления. Особый подарок, говорящий о преемственности поколений, – творческие номера в исполнении членов молодежного отделения. Руководителей национально-культурных объединений, стоявших у истоков Ассамблеи народов Челябинской области, приветствует один из инициаторов ее создания и первый ее председатель Луиза Алмаева. Приветствует как однополчан. По завершении торжества, в домашней обстановке, раскладывая архивные документы на письменном столе, Луиза Махмутовна рассказала о предыстории создания, о первых шагах ассамблеи.

– Луиза Махмутовна, насколько мне известно, национально-культурные центры на Южном Урале начали появляться в конце 80-х годов прошлого века. Например, татаро-башкирский центр создан в апреле 1988 года, что было проявлением бурного национального самосознания. Ассамблея народов Челябинской области возникнет только восемь лет спустя.
– Конечно, в рождении ассамблеи нет ничего случайного. Но для того, чтобы понять всю значимость этого события, нужно вернуться в историю, вспомнить, была ли национальная политика в России. В царские времена это была политика сдерживания национальных интересов. Почему-то, изучая в школе историю, мы критикуем Европу: «Британская империя эксплуатировала Индию, Франция – свои африканские колонии, Алжир и Марокко…» А Россия была такой же классической империей, только, в отличие от той же Англии, ее колонии были рядом, под одной крышей, и это, конечно, накладывало некоторый отпечаток. Мы действительно были имперским по определению государством, поскольку все территории, которые за Золотым кольцом, столетиями, тысячелетиями населяли нерусские народы. Вызывает улыбку, когда в этом смысле Россию начинают сравнивать с США, забывая, что Америка – искусственно созданный конгломерат приехавших со всех сторон авантюристов, смельчаков, беглых каторжников и так далее. У нас же многонациональное государство формировалось из народов, которые жили здесь испокон веков. Согласно переписи 1897 года (а это была самая объективная перепись), на территории Российской империи проживало 57% нерусского населения. Какой была политика в царской России по отношению к этим народам, видно даже по названиям: «инородцы», «туземцы»... Что есть национальная политика, если в двух словах? Это предоставление государством экономических, политических, социальных условий для развития культуры, языка, обычаев, традиций всех народов, проживающих в его границах. Были эти условия в СССР? К сожалению, сегодня забывают, что Российская империя сменилась империей советской – мало что изменилось в условиях их развития…

++Photo-3827.jpg

– А как же образование 15 республик?
– Владимир Ильич Ленин понимал, что в огромной многонациональной империи, чтобы победить, нужна поддержка всех национальных окраин. Отсюда и лозунг «Право наций на самоопределение!». Впрочем, он не имел намерения это право давать. Ведь принцип самоопределения гласил: «Право на самоопределение, вплоть до отделения». Забегая далеко вперед, нужно сказать, что этот принцип республики и реализовали с распадом СССР. Ненаучно обвинять несколько человек в развале страны, якобы все было замечательно, как вдруг – Беловежская пуща. История по «вдруг» не развивается. Все, что в ней происходит, назревает постепенно, глубинно, и лишь какие-то политические события это вскрывают… Опять-таки, многие забывают, что в феврале 1917 года Российская империя распалась, и одним из итогов февральской буржуазно-демократической революции, причем действительно демократической (декларация Временного правительства провозглашала права, которые были давно реализованы в странах Европы), было образование из бывших колоний самостоятельных государств… К 22-му году снова началось объединение. Республики вошли в состав СССР на правах федерализма. За ними сохранялись самостоятельность, самоуправление, даже договор заключили по разделению полномочий. По Конституции все было справедливо. В действительности – типичное унитарное государство. Создавались и так называемые матрешки, когда в составе союзной республики находилась автономная республика или область. Иногда делалось это не по национальным и этническим границам, а по удобным для власти соображениям. Так были заложены мины замедленного действия, и в этом – одна из причин событий в Нагорном Карабахе, где одна треть населения были азербайджанцы, две трети – армяне, а находились в составе Азербайджана. И когда армянское население заявило о своих национальных правах, руководство республики не торопилось их удовлетворять. Вот анатомия экстремизма, который есть результат непродуманной национальной политики.

– «Анатомия экстремизма» – жесткое словосочетание. А ведь он – разноликий: национальный, религиозный, политический…
– У национального экстремизма прежде всего национальные корни. Повторю, начало его – в отсутствии условий для удовлетворения национальных интересов людей. Не с экстремизмом нужно бороться (если он назрел – уже поздно), а заниматься его профилактикой. Одна из причин неуважения, даже пренебрежения народов друг к другу – отсутствие знаний истории народов, их культуры. К сожалению, до сих пор в школьных учебниках остается славянофильский подход к изучению истории России. Вспомним, как десятилетиями изучали российскую историю. Вот она, краткая схема: Киевская Русь как раннее феодальное государство – история распада и феодальная
раздробленность – формирование централизованного Московского, потом Российского государства – СССР – РФ. А по переписи 2010 года, на территории РФ проживает около 200 этнических и национальных общностей. Откуда они взялись?

Я много лет преподавала историю, и моя вводная лекция называлась так: «Формирование многонационального Российского государства». Мы со студентами изучали наравне с историей Киевской Руси становление Великого тюркского каганата, развитие Волжской Булгарии и как Золотая Орда способствовала формированию централизованного Московского государства... Разумеется, для профилактики экстремизма недостаточно только изучения истории народов. Для этого необходима научно разработанная, целенаправленная государственная национальная политика. К сожалению, ее в советские годы не было. На одном из очередных съездов КПСС был сделан вывод: национальный вопрос решен полностью, окончательно и бесповоротно. Поэтому и кадры по национальной политике не готовились. Более того, была разработана теория о формировании новой исторической общности «советский народ». А на самом деле происходил процесс отчуждения народов от родного языка, от своей культуры. Выросло три-четыре поколения нигилистов к своим истокам.

Демократические реформы конца 80 – 90-х годов вызвали бурный рост национального самосознания, желание возродить и развивать свою национальную самобытность. Следствием чего и была организация национально-культурных центров. Постепенно их деятельность привела к идее объединения. Преамбулой к созданию Ассамблеи народов Челябинской области стал научно-практический семинар «Основные проблемы национально-культурной политики», состоявшийся 16 июня 1995 года. Как научный консультант по национальным вопросам областной администрации, я выступила с основным докладом. Читайте…

– «Главная причина неудовлетворительного возрождения и развития национально-этнических объединений – в отсутствии необходимых средств. Та помощь, которая оказывается культурным центрам, явно мала, нельзя также отдавать развитие культуры спонсорам. Поэтому считаем крайне необходимым предусматривать, начиная с 1996 года, особую статью в бюджете области, целенаправленное и систематическое финансирование деятельности национально-культурных центров…»

– По сути, на семинаре была озвучена программа национальной политики. Главный вопрос: как эффективно объединиться, чтобы деятельность была системной, а не просто каждый во что горазд? Вот один из пунктов резолюции: «Создать постоянно действующий научно-практический центр из представителей всех 12 национально-культурных центров». К тому времени в свет вышла Концепция государственной национальной политики Российской Федерации за подписью Бориса Николаевича Ельцина, которая была единственным юридическим документом в сфере национальной политики. Исходя из этого документа, где одной из форм деятельности была провозглашена ассамблея, руководствуясь концепцией, было принято решение о создании Ассамблеи Челябинской области.

– Луиза Махмутовна, в своем выступлении на юбилейном мероприятии вы произнесли особые слова благодарности в адрес Кирилла Алексеевича Шишова. Какова его роль в этом деле?
– На тот момент уже действовал федеральный закон об общественных организациях, предписывавший им наличие учредителей. Областной фонд культуры под руководством Кирилла Шишова выступил в роли учредителя первого национально-культурного центра, а потом – и других. Но постепенно центры стали охватывать более широкую сферу деятельности, начали ощущать некоторое стеснение под крышей фонда, и Кирилл Алексеевич хорошо это понимал и одобрил объединение национально-культурных центров.

С 10 по 12 декабря прошла конференция «Проблемы выработки эффективного механизма регулирования национальных отношений в Челябинской области» с участием представителей 12 национально-культурных центров, ставшая учредительным съездом по созданию ассамблеи. Инициативу полностью поддержал действовавший тогда глава области. Было заключено соглашение о социальном партнерстве, по которому предоставлялись и офис, и средства. Но в декабре в регионе сменилась власть, и прежние решения стали недействительны. Это означало, что работать будет сложнее. Не все учредители ассамблеи согласились работать в новых условиях. Руководители грузинского, немецкого, татаро-башкирского, финно-угорского, русского национально-культурных центров сказали: «Будем продолжать». Именно их мужество, а самое главное, мудрость сохранили ассамблею.

++Photo-3761.jpg

Вскоре началось создание Ассамблеи народов России. Я вошла в оргкомитет, об опыте Ассамблеи народов Челябинской области рассказала на заседании оргкомитета в Белом доме. Позже в Челябинск специально приехал председатель комитета по делам национальностей при Государственной Думе Владимир Юрьевич Зорин. Он поинтересовался, какой я вижу Ассамблею народов России, и я сказала, а потом и Абдулатипову повторила, что вижу ее как третью палату парламента Российской Федерации. Удивились: «Так ведь нигде такого нет!» На что заметила: «Так ведь и такой России нигде нет! Создадим международный прецедент…» Палата из представителей республик занималась бы исключительно национальной политикой. Идея была поддержана. Но реализовать ее у Абдулатипова не вышло.

– Чем в то время жила челябинская ассамблея?
– На тот момент уже зарегистрировали ее на законных основаниях как Ассоциацию национально-культурных объединений, чтобы получить поддержку государства. Дело в том, что в законе об общественных организациях понятия «ассамблея» не было (мы взяли его из Концепции государственной национальной политики), зато термин «ассоциация» присутствовал.

– Луиза Махмутовна, большое видится на расстоянии. Прошло 20 лет с момента создания Ассамблеи народов Челябинской области. То, о чем мечталось тогда, сбылось?
– Должна признать – когда мы создавали ассамблею, была некая эйфория, казалось, все проблемы решим, везде будут открыты школы по изучению родного языка, созданы национальные коллективы самодеятельности. Например, мечтали, что будет своя национальная труппа при драматическом театре. Но прежде всего для нормальной национальной политики нужны финансовая и юридическая основы. Мы долго бились, чтобы были приняты законы о родном языке, о национальной политике. К сожалению, пока не случилось. Многое держится на энтузиазме людей.

В современных условия глобальная задача – сохранение и развитие национальной самобытности народов. В России проживают представители 193 национальностей, в Челябинской области – 130 этнических, национальных групп. Такого богатства нет ни в одной стране мира. Если его потеряем, общество деградирует. Немного радует, что сегодня явно наблюдается тенденция к национальной политике со стороны государства. Создан совет по национальной политике, разработана стратегия. Из уст президента прозвучало, что нет кадров национальной политики, нет специалистов.

– В Стратегии национальной политики главная мысль – формирование единой российской нации. Как вы, политолог, специалист в этой области, понимаете данную формулировку?
– Мне объясняют, что это не этническая, а политическая категория, что делается это во имя укрепления единства народов России, что понятие «российская нация» цементирует общество. Однако мы через это уже проходили, имею в виду новую общность «советский народ». Прошу понять – я не против укрепления страны, я не противник государства, люблю свою Родину, но разве мало понятия «российский народ», «многонациональный народ России», как конституцией закреплено? Если дать каждой нации свободу развития, если каждый из 193 народов будет знать историю своих соотечественников, понимать, насколько каждый из нас уникален, единства будет меньше?.. После юбилейного концерта ассамблеи ко мне подошли молодые люди из разных вузов с просьбой прочитать цикл лекций об истории народов России, особенно об истории расселения и развития народов Южного Урала. Не это ли результат деятельности ассамблеи?!

Досье:
Луиза Махмутовна Алмаева стояла у истоков создания первых национально-культурных центров и Ассамблеи народов Челябинской области, кандидат исторических наук, доцент политологии, академик Международной тюркской академии, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член совета Ассамблеи народов Челябинской области, научный консультант и член исполкома Конгресса татар Челябинской области, член областной Общественной палаты.