Меню

Онегин акварелью «вахтанговцев» - прикоснуться к прекрасному

16.12.2016 20:13
В эти выходные, 17 и 18 декабря, челябинцев ожидает потрясающий новогодний подарок — впервые за много лет гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова со спектаклем, имеющим оглушительную славу, «Евгений Онегин».
Онегин акварелью «вахтанговцев» - прикоснуться к прекрасному


Премьера спектакля, поставленного художественным руководителем театра Римасом Туминасом, состоялась в феврале 2013 года. В Челябинске театр сыграет 159 и 160 спектакли. За эти 4 года постановка побывала на сценах огромного количества городов России и зарубежья.

- Это действительно серьёзное культурное событие в жизни области. Обычно к нам привозят антрипризу, которые, при всём уважении к артистам, задействованным в антрипризах, играются, как говорят сами актёры, в пол ноги. «Евгений Онегин» - это полноценный спектакль. Основная миссия гастролей — сделать высокохудожественные произведения искусства доступными для максимального количества зрителей. Это произведение, спектакль и гастроли театра — огромный подарок и прекрасная возможность прикоснуться к прекрасному, - говорит заместитель министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман.

Как признаются сами актёры, «Евгений Онегин» - замечательное действо, изумительное, прозрачное, акварельное зрелище.

- Благодаря тому, что у меня есть коллега, Алексей Гуськов, с которым мы играем одну и ту же роль, я могу посмотреть со стороны весь спектакль, что бывает очень редко. Это прекрасный стиль Пушкина, прекрасная фантазия режиссёра, которая также поэтична, как и стихи. Это очень искристый спектакль, - делится впечатлениями народный артист России Сергей Маковецкий. - А главное, в нём есть невероятная любовь к Пушкину и никаких трактовок, которые переворачивают всё с ног на голову.

- Трактовки есть, но всё равно они продиктованы любовью к Пушкину, - не соглашается с коллегой народная артистка России Людмила Максакова. - Все ждут первой фразы «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог...». Но её нет. Спектакль начинается с другого: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей...». Немного иначе расставлены акценты.

Но этот нюанс, как заверяет Сергей Маковецкий, нисколько не портит постановку, а, наоборот, вовлекает зрителя в действие с первой минуты.

- Когда мы ставили «Ревизора» и я играл городничего, у нас тоже не было фразы «Господа, я пригласил вас с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам едет ревизор». Римас Туминас, также ставивший этот спектакль, тогда сказал, зачем произносить фразу, которую говорят миллионы лет. И получилось так, что, когда открывался занавес, и зритель ждал привычную строчку, а её не было, начинались странные вещи. Люди задавались вопросом: «а она была или нет? Я прослушал?». И публика уже находилась в действии. Так же и здесь, - поясняет артист.

Евгений Онегин_2.jpg

Преданья старины глубокой

События, описываемые Пушкиным в романе, происходят в далёком для нас XIX. Казалось бы, где на временной ленте век нынешний и где давно минувший? Мир изменился, трансформировался. Мир — да, а мы — нет. Восьмого греха мы не нашли — не придумали, сам человек не изменился.

- Мне кажется, что спектакль очень актуален. По крайней мере, мне, как современному человеку, он очень понятен. И даже иногда становится горько, когда я играю спектакль. Я всегда думаю: «Ну почему же он не обратил внимание? Ему такое письмо написали! Ну почему? Что такое с ним происходит?». Это очень современно, ведь любовь никто не отменял. И счастье, которое было так близко. И гордость женская. Любая женщина может позавидовать Татьяне: так любить и жёстко сказать нет, - говорит Сергей Маковецкий.

- Особенность Туминаса, как режиссёра, в том, что бы он не ставил, какой бы исторически отдалённый материал и сюжет не был, он это чувствует, как сию минуту происходящее. Это особенность всех его спектаклей. И если это не сегодня и не о нас, то он спектакль не ставит. Поэтому наш «Евгений Онегин» очень злободневный, - рассказывает о режиссёре народная артистка России Ирина Купченко.

Евгений Онегин.jpg

Есть только миг

А создать волшебство театрального искусства, артистам помогают декорации. Их, кстати, привезли в полном составе до последнего «брёвнышка». Так что мы увидим «Евгения Онегина» в исполнении «вахтанговцев» один в один, как в Москве. И в первозданном виде.

- Спектакль — живой организм, который также, как и человек, со временем устаревает. Но мы, актёры, бережно храним его в первозданном виде, следят за тем, чтобы он не старел, не «обрастал» лишними, утяжеляющими его деталями. На каждой репетиции Римас Владимирович проводит удивительную настройку, которая сравнима с поиском хорошей волны или настройкой скрипки. И он каждый раз нам говорит: «Ребята, выходите на сцену, будьте актёрами и помните, что это должно быть красиво, стильно». И мы стараемся этому следовать, - говорит Сергей Маковецкий.

Однако, удачливость спектакля зависит не только от игры актёров и реквизита, но и от... зрителя! От того, как мы слушаем, как воспринимаем и принимаем постановку, зависит то, как «считывают» и чувствуют аудиторию актёры, а, значит, и как играют.

- Люди, которые приходят в зал, живые, и мы, актёры, живые. И происходит встреча. Заранее это не программируется. Иначе каждый спектакль будет идеален, как декоративный бриллиант. Но это же не интересно, - говорят актёры.

Говорят, один и тот же спектакль живёт только одну жизнь, здесь и сейчас. И каждый следующий не похож на предыдущий. Не упустите момент стать частью сотворения этой удивительной жизни.

Напомним, 17 и 18 декабря в Челябинском Театре драмы имени Наума Орлова пройдут гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова со спектаклем «Евгений Онегин». В спектакле заняты: Алексей Гуськов (18 декабря), Сергей Маковецкий (17 декабря), Ирина Купченко, Людмила Максакова, Владимир Симонов, Виктор Добронравов, Евгения Крегжде, Ольга Лерман и другие. Начало спектакля в 19.00.