Меню

Башкирский соловей Златоуста Фанит Карачурин: надо заводить моду на хорошую музыку

20.12.2016 12:00 - автор Михаил Хабиров
Его голос подобный то стремительно парящему полету орла над вершинами уральских гор, то напоминающий журчание горных рек Башкортостана, низвергающегося в глубокое ущелье, то ласково нежный, то зовущее-призывный, мысленно уносящий слушателя в неведомые дали и заставляющий невольно задуматься о смысле жизни, о назначении человека на земле – чистый, звонкий, неповторимый, никогда нельзя спутать ни с одним другим голосом и безошибочно можно угадать среди тысяч голосов. Свобода и широта – вот две отличительные черты голоса, названного в народе «башкирским соловьем» певца.
Башкирский  соловей  Златоуста Фанит Карачурин: надо заводить моду на хорошую музыку


Башкирский народный вокальный коллектив «Хандугас» в Златоусте знают все. Художественный руководитель коллектива Фанит Карачурин – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, один из лауреатов Международного фестиваля «Дуслык Моно» («Мелодии Дружбы»). Исполнилось 25 лет его творческой деятельности. И это стало поводом познакомить его с нашими читателями. – Все хорошее, что есть сегодня в моей жизни, – родом из детства, – говорит Фанит Карачурин. – С этого времени я приобщился к миру башкирского народного искусства.

2.jpg

Родился Фанит Гайфатуллович Карачурин 20 сентября 1965 году в д. Калмашево Чишминского района Республики Башкортостан. Вырос в обыкновенной башкирской семье сельского животновода. Его отец Гайфатулла Хайфуллович был уважаемым и знатным человеком в колхозе, а мама Фатима Шагидулловна была прекрасной мамой и занималась воспитанием детей, отдала всю свою любовь детям. В семье было пятеро детей, младшим был Фанит. В семье большими любителями музыки были родные братья и сестры отца и мамы. Когда собирались многочисленные родственники по праздникам, в их гостеприимном доме, пели песни, играли на гармони. Его дедушки были верующими и набожными людьми. Учили во всем чтить мусульманские традиции.

родители.JPG

Любовь к пению у будущего артиста возникла еще в раннем детстве, когда он постоянно прислушивался к напевам своих родителей и родственников. Чистота и напевность башкирской речи пленяли его своей красотой. В детские годы участвовал в художественной самодеятельности в сельском клубе. Отец, очень любил своего сына и всячески поддерживал музыкальные увлечения Фанита, не поскупился, купил ему гармошку, потом баян.
Часто по вечерам маленький Фанит подолгу разучивал аккорды на инструменте, потом научился подбирать мелодии и пел песни известных певцов Башкортостана Фарита Бикбулатова, Фариды Кудашевой, Радика Гареева и др. Пел то, что слышал по радио. В школе без не него не обходился, ни один концерт или вечер, он был любимцем педагогов и школьной детворы.

Не имея музыкального образования, но обладая великолепным даром от Всевышнего, талант Фанита раскрылся самостоятельно. Будущий певец не получил определенного музыкального образования. Он самородок из народа, горный соловей. Окончив 10 классов в родной сельской школе, юноша ушел на службу в ряды Советской армии. После службы поступает в Уфимский лесотехнический техникум по специальности техник-механик лесной промышленности. По окончании техникума 1989 году был направлен в Челябинскую область в г. Златоуст мастером механического цеха в ремонтно-механический завод.

Живя в Златоусте, Фанит не мог жить без музыки и песен, он пришел в национальный башкирский коллектив «Йэш мондар» («Молодые голоса») в ДК «Победа».

3.jpg

«Музыка со мной повсюду, она окружает все, что мне дорого, как воздух везде меня сопровождает, - признается он. - В моем репертуаре более 100 песен о традициях моего народа, родине, семье: «О матери», «Зеленая Уфа», «Уйна гармун», «Башкортостан», «Деревня моя». Большая часть из них - это лирические произведения на башкирском языке. За эти сорок лет мною спето песен многих и многих башкирских авторов Башкортостана. Но мои авторы поэты Рамазан Шагалеев и Шайхзада Бабич. Их стихи неисчерпаемы, все время нахожу новые интонации, близкие и дорогие моей душе». У него нет проходных песен. Каждая из них - это пропущенная через свой жизненный опыт история. И поэтому на любом концерте его выступление вызывает у зрителей восторг. Он с большим успехом исполняет вокальные сочинения башкирских композиторов и мелодичные народные песни.
Но пришлось походить недолго в коллективе. После ухода руководителя коллектив распался. И Фанит пришел в другой коллектив «Гузаль»

Послушав подающего надежды башкирского парня, тогдашний художественный руководитель башкирского коллектива «Гузаль» Марат Гайсин сказал: - Давай, кустым (Браток), с завтрашнего дня приходи к нам петь в коллектив. Вот так Фанит стал певцом и неформальным лидером богатого традициями коллектива «Гузаль», во Дворце культуры «Металлург». Позднее в 1999 году коллектив был переименован в коллектив «Хандугас», который с башкирского языка переводится как «Соловушка».

С приходом в этот ансамбль начинается второй этап жизни Фанита. С первого выхода на сцену своим пением сумел очаровать слушателей. Песня, с которой Фанит впервые выступил перед зрителями, была «Мондар кайтхын ауылга» («Пусть мелодии приходят в деревню»). И с этого времени все, что исполнялось Фанитом Карачуриным, становилось всенародно любимым. Среди артистов коллектива Фанит Карачурин отличался незаурядными способностями и редким талантом. Он упорно работает над собой, над голосом. Подбирает песни, мелодии, собирает и записывает народный фольклор. В 1999 году 26 марта коллектив был удостоен почетного звания «Народный».

4.JPG

Как певец он принимает самое активное участие в многочисленных городских, областных и республиканских конкурсах и фестивалях. Фанит Карачурин - лауреат республиканского фестиваля башкирской песни «Дуслык Моно», а также областных фестивалей «Уралым», «Туган тел», «Бажовский фестиваль» и многих других, не раз выступал на торжественных встречах и мероприятиях в других регионах Урала. В частности, он частый гость в районах Башкортостана. Его часто приглашают в Челябинск и в соседнюю Курганскую область, где он желанный гость на башкирских праздниках «Сабантуй».

Фанит Карачурин - весьма деятельный артист. После смерти Марата Гайсина, он возглавил известный башкирский народный коллектив «Хандугас», и стал признанным лидером и душой своих соратников, но главное – его обожает златоустовский зритель. Объявление его имени на любом концерте и празднике вызывает восторженные аплодисменты зрителей всех возрастов – они знают, что певец непременно порадует не только своим голосом, но и хорошо подобранным репертуаром, продуманной подачей песни, будь национальная башкирская старинная или современная, отличающейся мелодичностью, прошедшей испытание многими десятилетиями, что называется, на все времена. А уж исполнение им народных песен не волнует разве что глухих. Фанит Карачурин – разноплановый вокалист, но увлекают его больше народные песни башкирских, татарских и русских композиторов. С 2013 года башкирский вокальный коллектив «Хандугас» переехал и базируется в ДК «Булат».

18.jpg

- Вместе с профессиональными и творческими качествами Фанит добрый и отзывчивый человек, он всегда готов оказать помощь ближнему, отметил Почётный Председатель Златоустовскоой общественной организации "Башкирский Курултай", уважаемый ветеран Данис Хужин. Он является аккомпаниатором женского клуба "Башкирские узоры" (руководитель Раиса Хужина). Вместе с супругой Алией вырастили и воспитали прекрасную дочь Айгуль, которая живет и работает в Уфе.

Певец неустанно совершенствует свое умение. Может, поэтому Карачурин берется за любую возможность петь, не дает, если можно так сказать, застояться голосу, а заодно и душе. Не будет душевного исполнения, не будет и такого успеха у публики. А потому с кем как не с ним поговорить о состоянии башкирской эстрады, которую Башкирские СМИ дружно называют «звездной», а сами исполнители именуют себя не иначе как «звезда». Красивое живое исполнение трогает до глубины души всех слушателей. Своим мастерским исполнением народных песен он обогащает фольклор и культуру Южного Урала и родного Башкортостана.

Все продолжается с возрастающей наглостью. – Фанит Гайфатуллович, как Вы считаете, почему зритель недоволен тем, что ему подсовывают «фанеру», а сам валит на концерты наших «звезд», да так, что стекла в дверях концертных учреждений не выдерживают натиска? - Нет, стекла уже не бьют. Такого не наблюдается. А происходит такая картина потому, что у нас срабатывают первобытные инстинкты. Люди на таких концертах кучкуются, танцуют, громко выражают свои эмоции, сливая свой негатив под грохот современной музыки. Поп-музыка рассчитана на современный звук электронных инструментов, оглушающие динамики. Она одуряет молодежь, которая приходит «оторваться». Посмотрите лучшие концерты по телевидению в дни профессиональных праздников госслужащих.

Поэтому башкирских песен на стихи наших поэтов нет на нашей российской эстраде. А государство отстранилось от идеологической направленности, пустило дело на самотек. Издержки демократии, демократии вкусов. - Но на Западе такого не наблюдается… - У нас возник перекос потому, что мы жили долго во время запретов. Запрет на уголовную лирику, которую теперь называют шансоном, на зарубежную эстраду привел к обратному эффекту. Запретный плод сладок. Появились записи на рентгеновских снимках и другая контрабанда. А когда запретам пришел конец, на эстраде проявился перекос: полуобнаженные девицы, «ласковые маи»… Слушателя посадили на иглу трех аккордов, двух притопов, трех прихлопов. Многие ушлые люди поняли, как заработать деньги на дефиците. У нас нет индустрии развлечений, есть просто развлечения, формируемые не всегда музыкально-грамотными продюсерами. Возьмем Германию. Там народ не гиперувлеченный поп-музыкой. У них не было искусственно созданного дефицита, потому все жанры музыки развивались по своим законам, имея своих любителей.

Кто-то любит джаз, кто-то – популярную музыку, кто-то серьезную и так далее. Там народ другой, юноши так же сидят за компьютером, как и у нас, но они сидят для того, чтобы вытащить информацию, а у нашей молодежи другие увлечения – компьютерные игры. - Как развернуть нашу молодежь к настоящим ценностям, к настоящей музыке? - Современное искусство имеет древние корни. Вот опера. Это европейское искусство, которое пришло в Россию с музыкой М. Глинки, П. Чайковского, М. Мусоргского, С. Рахманинова… Оно образовало огромный пласт музыкальной культуры - глубокой, канонической, называемой классикой. Эта серьезная музыка требует работы над собой даже слушателей, не говоря об исполнителях, вдумчивого отношения. А у нас молодежь в большинстве своем поклоняется не настоящему, она отвлекается, развлекается. Что делать? Не знаю! Может, заводить моду на музыку хорошего вкуса, тона… Местная элита, высокие чиновники должны приходить на концерты настоящей музыки, в оперу. За ними потянутся богатые, а там их завистники, глядишь, придут с детьми… И появится у нас элита, законодатели в мире хорошей музыки. Бесполезно мечтать об обществе, которого нет. Остается уповать на время.

Вот насытятся наши люди арабской, азиатской музыкой - поймут, что Башкортостан неизмеримо богаче своими исконными мелодиями, будут ценить родное искусство. Поворот к этому уже наблюдается. Но нужно время, чтобы широкие массы осознали это. А государство должно сократить этот путь своей программой в области культуры, которая была бы нацелена на общечеловеческие ценности.

В культурной жизни развития Златоуста неоценима заслуга Фанита Карачурина. Не случайно Златоуст в духовном развитии считается одним из благополучных. Он человек большой души, с огромным вниманием относится ко всем проблемам в коллективе, пользуется заслуженным уважением среди коллег, и не только. Кроме работы с музыкальным коллективом, он является одним из активистов Златоустовского отделения ЧООО «Башкирский Курултай».

Его долголетний, добросовестный труд и заслуги в области культуры и искусства отмечены присвоением почетного звания: «Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан» и многочисленными почетными грамотами Министерства культуры Челябинской области, Администрации города Златоуста, Законодательного Собрания Челябинской области.

- Он во всем талантлив, - сказала о Фаните Карачурине заслуженная артистка Башкортостана, солистка Нефтекамской государственной филармонии - Сурия Гималова которая знает его с юности. - Он требовательный к себе человек, много работает над собой, постоянно совершенствуется.

Его творчество имеет глубокие народные башкирские корни, потому он так любим своей публикой, своим народом.