Меню

Кружок по кройке слов

16.01.2017 13:30 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Добро пожаловать в литературную мастерскую. Посторонним вход разрешен.
Кружок по кройке слов


Вход в это литературное объединение свободный, критериев отбора нет. Требование только одно - уважай окружающих.

- Это такой же кружок по интересам как… кружок кройки и шитья, например, - объясняют мне. - Только мы учимся понимать слово, работать со словом.

Гостеприимный кружок по кройке слов работает с 2003 года в селе Агаповка и называется «Красный Яр». Но известность он получил уже и за пределами своего района. А рассказывает о нем «Вечерке» руководитель литературного объединения Владимир Павлович Дырин.

Четыре в одном

- А почему именно «Красный Яр»? - я по старой привычке придираюсь к словам, хотя в глубине души опасаюсь, что собеседник разведет в ответ руками: просто красивое название, почему бы не яр и не красный? Однако, оказывается, у клуба целых четыре причины, чтобы так называться.

Во-первых, хутор Красный Яр - это старое, еще дореволюционное название села Агаповка. Так что это дань и краеведению, и памяти первых поселенцев — пятнадцати семей, которые основали хутор. Во-вторых, красный яр действительно есть неподалеку на реке Урал — это одна из главных достопримечательностей района. В довершение всего на первом заседании, когда руководство литобъединения судило-рядило о его названии, поэт и композитор Вера Белая прочитала своё стихотворение «Красный яр». После этого все сразу согласились, что лучше названия не придумаешь.

дырин.jpg

- А еще «красный» на Руси издревле значило «красивый». А яр — высокий, - рассказывает Владимир Дырин. - Так что с русского на русский «Красный Яр» можно перевести как «высокая красота».

Мы не гении, мы только учимся

Что же такое «Красный Яр»? Это и мастерская, и кружок по интересам, и клуб, и школа.
- Все зависит от того, что вы хотите получить, - подчеркивает Владимир Дырин. - Мы принимаем участие в конкурсах, концертах. Выступаем перед учащимися в школах. Проводим дни памяти поэтов прошлого и недавно ушедших. Нам интересны разные авторы, направления, стили, жанры, эпохи. В лито «Красный Яр» мы попробовали воплотить всё лучшее, что было присуще разным литературным кружкам. И, наверное, это получилось: за тринадцать лет объединение не распалось, люди растут в творческом плане, кто-то из не пишущих пробует перо, кто-то выпустил свой сборник. Сам коллектив стал более сплоченным, грамотным и более требовательным к себе.

- А какая главная цель? - допытываюсь я. - Найти и вырастить гения, новое солнце литературы?
- Ну, вырастить гения - это, конечно, громко сказано, - смеется руководитель. - Гения растить не надо, он уже гений и пробьет дорогу самостоятельно. А вот помочь простым людям и начинающим авторам разобраться, что это за штука такая – родной язык, как он работает в произведении — это уже наша задача.
Работать с авторами — не так просто, как может показаться. Особенно с теми, кто выпустил книгу или сборник стихов.

- С одной стороны, это хорошо, что любой желающий может напечатать свою книгу, - размышляет Владимир Дырин. - Но в результате мы имеем много печатной продукции, из которой очень непросто выбрать что-то достойное. Например, открываю сборник стихов и читаю: «Из мотыля я превращаюсь в мотылька…». Все. После этой строчки дальше читать уже не хочется. Кроме красивости здесь нет ничего. Автору как-то без разницы, что из мотыля может получиться только комар. Отсюда возникает недоверие к произведению, и читатель теряет интерес. Вы понимаете, о чем я: неточность в использовании слов, образов, частое употребление штампов — все это негативно отражается на произведении. Мы стараемся помочь начинающим авторам от этого избавиться. Некоторые из них после разбора своего произведения больше не приходят: «Я написал КНИГУ, а здесь ничего не понимают...». Но многих останавливает простой вопрос «А кто будет эту книгу читать?»

- А если человек только начинает работать со словом и получается пока совсем слабо — как быть?
- Если книга написана для себя или семьи - уже хорошо, что человек работал, а не сидел у телевизора. Мне бы хотелось иметь книгу, написанную кем-нибудь из моих предков. Да и многим из нас было бы интересно узнать, как жили в его роду. Так что от такой работы тоже польза немалая.

Но, конечно, большинство авторов, даже если начинали писать для себя, со временем не выдерживают: хочется узнать чужое мнение, показать работы родственникам, друзьям. А там и прийти в лито.

- Это, наверное, правильно. Литературное объединение, где работают со словом, дотошно разбирают ваше творение, помогают, подсказывают, как выйти из затруднительного положения, — это хорошая школа для автора, - подчеркивает Владимир Дырин. - Главное — иметь желание учиться, лучше понимать слово.

Можно без текста

Можно ли посещать литобъединение, если сам не пишешь?
- Конечно, можно и интересно. В последнее время к нам на заседания стало приходить все больше людей не пишущих. Они тоже участвуют в обсуждении работ, - рассказал Владимир Дырин. - Как-то раз один из новеньких подошел узнать, когда следующее заседание, и пожалел, что раньше не знал о нас. Я спросил его: «Понравилось?» Он: «Вот честно – даже не знаю. Устал. Голова гудит с непривычки, тут думать надо, оказывается, а душе хорошо. Хорошо. Как будто после баньки в родном соснячке прогулялся».

Людей пишущих и не пишущих в студии принимают одинаково охотно: всем будет интересно и найдется, чем заняться. Более того, долгое время «Красным Яром» руководил человек, который сам творчеством не занимался, - заслуженный работник культуры РФ Любовь Максимовна Небейголова. И сложилось так отнюдь не случайно.

костырев.jpg

- Исходя из своего опыта участия в различных литературных объединениях, я предложил выбрать руководителем человека грамотного, но не пишущего и без права принятия диктаторских решений, - рассказал Владимир Дырин. - К сожалению, у нас, конечно же, не везде, но существует неприятное явление: человек более или менее удачно пишущий, а тем более достигший «положения» в литературной среде, подчас начинает утверждать свое, чисто субъективное, мнение о том, как надо писать, и этот субъективизм порой уничтожает творческое начало у молодых авторов.

- Но ведь среди руководителей лито много авторов с именами... Неужели это тупиковый путь?
- Ну что вы, я не говорю о всех руководителях лито. У меня самого были замечательные учителя – Петр Великий в Сибае, Юрий Ильясов и Римма Дышаленкова в Магнитогорске, Николай Година в Челябинске. Николай Иванович — действительно Учитель, именно с большой буквы, а не только замечательный поэт. Я знаю людей, которые специально ради его семинаров приезжали в Челябинск, тратили четыре часа на дорогу в одну сторону... Причем некоторые из них – члены Союза писателей, а это показатель. Так что среди поэтов есть настоящие учителя, не сомневайтесь.

Сейчас «Красным Яром» руководит сам Владимир Павлович. Но от прежних постулатов он не отступился: в лито не диктуют правила и не заставляют «писать только так», а учат понимать язык и работать с ним.

- Русский язык не просто великий и могучий, это шикарный язык. Нашим языком можно описать не только действие, явление, но и очень тонко и точно выразить даже попытку движения души, - говорит мой собеседник. - Мы привыкли к торопливой городской жизни и среди ее суеты все меньше обращаем внимание на то, как мы пользуемся своим языком, порой не понимая, что означают наши слова. Справиться с этим и помогает работа в литературных клубах.