Меню

Соло для дирижера с оркестром

20.01.2017 12:54 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Юбилейный для филармонии год открывает юбилей дирижера и руководителя оркестра «Классика», заслуженного артиста России Адика Абдурахманова. Дирижер, исполнитель, руководитель, педагог, общественный деятель – как любая неординарная личность, он проявил себя в разных сферах. С обладателем разнообразных талантов, неиссякаемого энтузиазма и потрясающей работоспособности мы встретились, как водится, после бурно проведенной репетиции.
Соло для дирижера с оркестром
Фото Надежды ПЕЛЫМСКОЙ

Сыграть на пишущей машинке

- Кофе будешь? - Адик Аскарович деловито выкладывает на стол угощенье, попутно делится творческими «муками». - Все думаю насчет концерта: нужно ли включать в программу серьезную музыку или нет? Публика ждет чего-то легкого, - сам же отвечает. - Где-то сахар был, - находит, подвигает, наливает кипяток. – Пока жена не видит, - кладет себе щедрые две ложки, комментирует: - Она следит за моим здоровьем. Само собой на концерте будет звучать классика, - возвращается к теме. – Произведения самые разные: начнем с Вивальди, закончим Андерсоном. Будут петь Настя Лепешинская, Наташа Воронкина, и я хочу, чтобы обязательно выступили солисты нашего оркестра.

- «Молодая классика» (прим. второй, детский оркестр, которым также руководит А.Абдурахманов) в концерте участвует? – вставляю свои «пять копеек» в паузу, пока маэстро прихлебывает ароматный кофе.
- Обязательно! – кружка звякнула, выплеснув несколько капель на блюдце. – Будет играть сводный оркестр – большие и маленькие. Пару лет назад мы впервые соединили два коллектива, и очень неплохо получилось.

- Сюрпризы для публики готовите?
- Да! Чтобы уж совсем всех в скуку не вогнать. Не скажу, - отрицательно мотает головой на мои «бровки домиком», но через секунду, сжалившись, сообщает: - Готовим «бисы», где оркестр будет петь, а солировать … пишущая машинка. И еще. Знаю, что ребята репетируют какой-то оригинальный номер, в котором участвуют директор нашего оркестра, администратор и библиотекарь. Наш композитор, худрук филармонии Владимир Ошеров написал музыку – все! Больше ничего не знаю, самому жутко интересно, что у них получится.
Узнать, кстати, что же все-таки получилось, можно как раз сегодня, 20 января, в концертном зале Прокофьева, где состоится праздничный вечер.

Тест на тапочки

Сколько знаю нашего героя (может, конечно, не слишком долго, но лет семь точно), он всегда был таким супер-скоростным. А как иначе можно освоить и выдавать на гора 40 (!) программ в год?

- Приезжают солисты, как правило, делаем новую программу. Ну, если мы играем в первом отделении «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина, мы же не можем исполнять что-то стандартное. Готовимся к гастролям в Австрию – тоже надо что-то новенькое, тем более, что там мы уже не первый год гастролируем, - поясняет дирижер. – Я вообще считаю, что оркестр должен быть мобильным. Главная проблема многих российских коллективов в том, что новые произведения приходится разучивать прямо на репетиции, это требует достаточно много времени. Мы взяли на вооружение европейский подход, когда оркестранты дома учат партии, а на репетиции приходят подготовленные. Время на подготовку программы заметно сокращается. Слышите? Репетиция закончилась, а ребята еще занимаются

Освободившись от груза информации про юбилейный концерт и ответственности за ее достоверность, собеседник входит в более размеренный ритм, беседа обрастает отклонениями и модуляциями.
– В голове не укладывается, что мне уже 55, по ощущениям – 30, не больше, - пожимает плечами юбиляр. - Как говорил Образцов: «Я чувствую свой возраст, когда наклоняюсь за тапочками», с тапочками пока нет проблем.

- А с результатами? Такие даты все-таки становятся итоговыми.
- Это правда, - согласно кивает. – Вам, женщинам, повезло – у вас есть дети, ради них вы живете. А мужчина может всю жизнь пробегать, а результат какой? Слава богу, у меня есть оркестр и ученики, которые уже своих учеников ко мне приводят. Столько времени прошло, все-таки про тапочки забывать не стоит, - смеется Адик Аскарович.

Классика_5(1).JPG

Обзор над уровнем моря

Вопрос о творческом стаже поставил маэстро в тупик.
- Ой, я даже не считал. Первая работа в драмтеатре, тогда там еще был небольшой оркестрик, мы играли в спектаклях «Иосиф Швейк» и «Баня». Потом в кинотеатре Пушкина поработал, еще будучи студентом. 90 рублей получал – просто шикарно по тем временам.

- А в ресторанах играл? В советское время многие музыканты там подрабатывали.
- Увы, не тот профиль. Я же флейтист, а в ресторанах звучали в основном фортепиано, саксофон, гитара, но многие мои однокурсники там работали. Кстати, некоторые приходили в училище именно из ресторанов, чтобы получить образование – в советское время без образования было никуда, и становились хорошими музыкантами, между прочим. Потом я уехал в Питер, а по возвращении пошел работать в наш оперный театр… В общем, большой стаж, 35 лет, если не больше. В перестройку были мысли пойти зарабатывать, но…не пошел, - машет рукой. – Люблю я свое дело. Мне 55 лет, а мне все интересно, я до сих пор учусь. Если у музыканта нет этого вируса – он не музыкант. Приезжаю к брату - ему 67 лет, живет в Питере, преподает в школе - он что-то разучивает. «Зачем?!» - спрашиваю, ведь он давно не выступает. «Я тут нашел такую интересную вещицу…» А есть студенты, которым и в 20 лет уже ничего не надо.

- Восприятие музыки с возрастом меняется?
- Еще как? В 17 и 50 лет – две большие разницы. Как сказал Бергман, это как взобраться на высокую гору – сил осталось мало, зато какой обзор! Одно и то же произведение открывается по-разному, в этом заключается гениальность классической музыки. Ноты – это знаки, вроде бы одни и те же, а расшифровывать их можно по-разному. Я никогда не мог понять, как это все может умещаться в человеческой голове?! И согласен после своей смерти подносить этим гениям-композиторам кофе.

Гордость и мечта

Оркестр - самая большая гордость маэстро. «Главное – показать оркестр», «как будет звучать оркестр», «должно идти на пользу оркестру» - все мысли и чаяния о любимом детище, которое Абдурахманов растит, холит и лелеет вот уже скоро четверть века. И не зря. За эти годы коллектив превратился в визитную карточку не только филармонии, но и города: все концерты звездных гостей проходят с его участием, «Классику» узнали и полюбили в Германии, Австрии, на Мальте. На очереди – Франция.

- Вообще, у нас в планах на три страны - Германия, Австрия и Франция. Хотим объединить в один тур – это заметно удешевит проект, за счет расходов на перелеты, - коммерческая смекалка для худрука по нынешним временам весьма полезна. – Сейчас ведем переговоры, подбираем залы. За рубежом очень много больших концертных площадок – на 1000 и больше мест, но они предназначены для большого оркестра. Менеджеры все время сожалеют: «Жаль, что у вас оркестр камерный, а не симфонический».

Симфонический оркестр – давняя мечта юбиляра. Последние несколько лет вопрос поднимался неоднократно – даже Денис Мацуев лично просил губернатора о содействии, а в филармонии нашли возможности и ресурсы. В конце концов это вопрос имиджа, за который на словах активно ратуют все и вся. На деле Челябинск – единственный город-миллионник, в котором нет симфонического коллектива. Меломанам предлагают довольствоваться оркестром оперного театра, у которого совершенно другие функции и график, в который никак не вписывается регулярная концертная деятельность. Увы, не всегда конкуренция является двигателем прогресса.
«Молодая классики» стала своеобразной компенсацией. За пять лет молодежный коллектив сделал хороший шаг вперед - за пределы малой, да и большой родины, посетив с гастролями Австрию.

- Летом опять приглашают. Будем делать аналогичный проект – объединимся с детским коллективом Австрии и отправимся концертировать по нескольким городам, - поясняет дирижер.

Мозги плюс вкус
Педагогика, кстати, «догнала» нашего героя на самом взлете карьеры, хотя как раз о педагогической деятельности он по молодости совсем не задумывался.

- Получилось совершенно случайно. Мы тогда еще жили на съемной квартире на Сельмаше, каждый день приходилось тратить по три часа на дорогу, а ездить на репетиции приходилось дважды в день – утром и вечером. Я подумал: «Зачем тратить столько времени впустую? Лучше я эти три часа в школе поработаю», пошел в спецшколу. И не жалею – все мои лучшие ученики оттуда.

Сейчас «дорос» до профессора и заведующего кафедрой, его ученики играют в оркестрах Большого, Мариинки, работают в зарубежных коллективах. На учебу к нему приезжают со всей страны.
- Многие просятся, но не всем могу помочь. Переучивать очень сложно, так обидно бывает, когда вижу талантливого ребенка, которого просто загубили неправильной постановкой.

- Какое самое главное качество для музыканта: талант, работоспособность?
- Я считаю, что в музыке главное - это мозги и вкус. Даже если есть прекрасные данные, но без мозгов хорошим музыкантом не стать. Я это, кстати, недавно наблюдал – прекрасный голос, с которым хозяйка обращается, как вздумается. В результате никакой музыкальности и никакого удовольствия. Конечно, если талантов на грош - тоже плохо. Оптимально, когда все сходится, тогда и получается Нетребко или Герзмава.

1DC_0713.JPG

Влюблен в собственную жену

-Что или кто для вас является надеждой и опорой?
- Моя жена, Светлана, - лучезарно улыбается маэстро. – Все получается благодаря ей. Когда ты чувствуешь дома такую поддержку, все намного проще и легче. Есть такое выражение «если ты хотя бы одного человека сделал счастливым, значит, жил не зря». Надеюсь, мне удалось. Я до сих пор влюблен в собственную жену, и вижу ее теми же глазами, что и в 18 лет. Бывает, замечаю в толпе силуэт: «Ох, какая красивая девушка», а потом понимаю, что это моя жена.

- Живете душа в душу?
- Все время ссоримся и все время по пустякам: то хлеба забыл купить, то мусор выкинуть, как в том анекдоте: «выброси елку, выброси, уже Первомай», - смеется муж. – Она у меня холерик, взрывная, но я уже привык, терплю, долго могу терпеть, но до упора лучше не доводить, и она это знает.

- Рискну спросить про хобби, завели себе за последние пять лет?
- Да, жена нас приучила к горным лыжам, и сейчас у меня неплохо получается. Может, конечно, не совсем по правилам езжу, но не падаю.

- Любимое блюдо на день рожденья?
- Ох, люблю шубу, оливье, обожаю печеночный торт, мороженое, но надо соблюдать диету. Только кофе себе могу позволить, без него просто не могу. Из всех заграничных командировок привожу только кофе.

- Как? А подарки любимой жене?
- Это бесполезно. Помню, когда первый раз поехал за границу, в Прагу, студентом, накупил ей кучу подарков – два платья, туфли, какие-то свитера – ничего не подошло, представляете! Потом еще была пара попыток, и я плюнул, тем более, что магазины меня безумно раздражают.


Адик Абдурахманов, один из самых известных музыкантов Челябинска, педагог, создатель, бессменный руководитель и дирижер Камерного оркестра «Классика», детского оркестра «Молодая классика», заслуженный артист России. В качестве солиста и дирижера музыкант гастролировал в России, Швейцарии, Австрии, Германии, Латвии, Литве. Воспитал целую плеяду талантливых учеников, которые работают в оркестрах Большого, Мариинского театров, в Швейцарии, Израиле, США.