Меню

Вячеслав Зюзин: Совершенство всегда скрывается где-то за горизонтом

16.02.2017 10:00 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Один из старейшин челябинской филармонии отметил 70-летний юбилей, как полагается и как мечтается любому артисту – на сцене. Целый вечер Вячеслав Зюзин исполнял любимые песни и романсы: «Очи черные», «Давным- давно», «Ах, ты, степь широкая». Творческий стаж певца составляет рекордную цифру – 43 года, а он по-прежнему в строю и сдавать позиции не собирается.
Вячеслав Зюзин: Совершенство всегда скрывается где-то за горизонтом
Фото Надежды ПЕЛЫМСКОЙ

Лучшее лекарство

- Есть певцы, которые и до 50 лет поют, - отмахивается от вопросов о возрасте юбиляр.
- Даже Паваротти объявил о завершении карьеры гораздо раньше, - пытаюсь возражать.
- Паваротти сам свой голос погубил: в свое время, когда голос начал оседать, он решил его поддержать, и начал колоть женские гормоны, в результате загубил здоровье. А другой знаменитый итальянский певец Джакомо Лаури-Вольпи карьеру закончил в 80 лет и напоследок спел на сцене «Ла Скала» труднейшую партию Манрико в «Трубадуре» Верди. По-разному происходит. У меня совершенно нет ощущения, что мне уже 70, - пожимает плечами Вячеслав Владимирович.

- И от чего это зависит?
- От природы, от здоровья, все индивидуально. Я считаю, мне повезло, голос сохранился, - певец демонстрирует мощный баритон, и в дверь тут же заглядывают удивленные любопытствующие. - Наследственность хорошая. У меня отец в 82 года по деревьям лазил. Он считал физическое напряжение лучшим лекарством. «Если хочешь быть здоровым, кровь должна как река бурлить, а не как стоячее болото», - говорил и с детства к физическому труду приучал. В пять лет у меня была своя лопата, и я уже работал в саду. Что я там копал – дело второе, но трудился. До сих пор все своими руками делаю.

AA1_8209.JPG

Любовь по наследству

Отец передал сыну не только хорошую наследственность, но и любовь к пению.
- Отец никогда не был музыкантом, хотя голос у него был прекрасный – низкий тенор, он даже в филармонию прослушивался, и его бы взяли, но нужно было кормить семью. Он работал конструктором-изобретателем, пел в капелле металлургов. Я помню весь его репертуар.

Неудивительно, что у такого музыкального папы, сын с детства мечтал о карьере певца.
- Начинал заниматься у Ракова в ДК ЖД, потом он перешел в ДК ЧТЗ, я пошел за ним. Переход из детской стадии я прошел безболезненно, хотя у многих в этом возрасте голос теряется – вспомните Робертино Лоретти. Для меня мутация прошла незаметно, правда, педагоги думали, что у меня будет бас, все время надо мной шутили: «Не баси!» -одноклассники рядом со мной просто пищали: «Пик-пик». Ну, а потом я начал готовиться в консерваторию,
Раков посылал меня в Москву, но я поехал в Свердловск.

- Почему? Ведь в столице гораздо больше возможностей.
- На тот момент были определенные обстоятельства семейные, - объясняет собеседник. - К тому же я был уверен, если ты что-то из себя представляешь, тебя заметят и отметят даже в провинции. По крайней мере, так было в советское время.

AA1_8148.JPG

Свободный художник

Правда, заметили молодого певца не сразу.
- Какое-то время я проработал в оперном театре, еще будучи студентом. По окончании мне предложили 120 рублей и место в общежитии. А у меня к тому времени уже была жена и двое детей. Я вернулся в Челябинск и пришел в филармонию. Первый концерт, в котором я участвовал, был посвящен 30-летию Победы. Весь зал сиял орденами, а я пел «Прощай, любимый город». Тогда меня и заметил первый секретарь обкома Ненашев: «Вот этот парень мне понравился».

Условия в филармонии были просто прекрасные – 250 рублей при средней зарплате в 120. С одной зарплаты можно было купить спальный гарнитур.

- Разъезжали по всей области, бывало по пять концертов в день выдавали, - вспоминает Вячеслав Владимирович. – Начальство экономило на проживании. Приезжаем, к примеру, на УралАЗ: три концерта даем по цехам во время обеденных перерывов, два еще вечером. Нагрузка была просто огромная. Но я работал с удовольствием, а люди с удовольствием слушали – даже ходили за нами из цеха в цех.

64 программы, более 10 тысяч концертов – таков итог творческой биографии.
- Сейчас, конечно, меньше приходится выступать – в среднем 90 концертов в год. Сезон 2012-13 годов был особо продуктивный, я 161 раз выходил на сцену. Сейчас в среднем 90 концертов в год получается.

- Вы когда-нибудь сожалели, что не стали оперным солистом?
- Нет, я никогда не жалел, что не пошел работать в театр. Не хотел, чтобы мною командовали. Здесь я исполняю те произведения, которые мне нравятся, и так, как я считаю нужным. Я как цыган – свободный художник. Мне предлагали тему, к примеру, старинные романсы – а я уже сам выбирал произведения, которые буду исполнять.

Диагноз: музыкальный алкоголизм

- Всем почему-то кажется, что это легко. Многие хотят быть артистами, но надо понимать, какой это тяжкий труд, особенно у вокалистов, - рассуждает юбиляр. – На самом деле у певцов проблем больше, поскольку на них влияет все – атмосферное давление изменилось и - все, голос не звучит. Конечно, у драматического артиста тоже свои сложности, текст может забыть любой, все мы люди. Но драматический артист может взять паузу, закурить сигарету, чтобы вспомнить, у вокалиста никакой паузы нет, он зажат в такт, поэтому голова должна работать, как компьютер. Я восхищаюсь музыкантами: это же какой титанический труд – держать в голове десятки тысяч нот, уму непостижимо!

Когда я только начинал работать, мне тоже казалось, что все легко, я все умею. Но чем больше я работал, тем больше понимал, что мне еще многому нужно научиться. Совершенство всегда скрывается где-то за горизонтом, и чем ты выше поднимаешься, тем оно дальше отодвигается.

- А не надоело? Бесконечно искать совершенство, петь 43 года?
- Любимое дело никогда не надоедает, - улыбается. - Без него просто не можешь, это как алкоголизм, только музыкальный. С утра встаю, у меня буквально язык чешется – так хочется петь. Когда выхожу на сцену, колени не подгибаются, а дрожишь от нетерпения, а не от страха.

- Что нужно, чтобы поддерживать себя в хорошей рабочей форме?
- Заниматься. Каждый день минимум два часа. А как иначе? Я всегда говорю: вы же кушаете каждый день или два раза в неделю? Упражнения каждый певец вырабатывает для себя сам. В чем-то это сходно с упражнениями по гимнастике, голос, как и мышцы можно развивать, растягивать, накачивать. Я считаю, что если у человека есть слух, то петь он сможет. За полгода самый скромный диапазон можно нарастить до двух октав. Другой вопрос поможет ли это петь хорошо? Это гораздо сложнее.

Золотая рыбка для певца

- Дома что напеваете, когда хорошее настроение?
- «Фиалки» Бюль-Бюля оглы, для меня это такая радость души. Замечательная песня про любовь.

- А как соседи воспринимают ваши занятия, жена?
- Соседи уже привыкли. И потом, я это делаю днем, когда они на работе. Жене уже надоел, постоянно к ней пристаю с какой-нибудь песней: «Навек я твой, моя Кармен», она рукой на меня машет, смеется.

жена.JPG

- Изобретать что-нибудь приходилось?
- Было дело. В свое время, давно, увлекся киносъемкой. Снимал любительские фильмы еще на пленке. Меня заинтересовало, почему я снимаю человека в красной куртке, а после проявки куртка получается синей? И я стал думать, как более точно соблюсти цвета при проявке кинопленки. Смастерил специальный прибор, с помощью которого получал реальные цвета на пленке. А знаете из чего? Из обычного водопроводного колена!

- Ого! Надо было запатентовать изобретение.
- Отец отговорил. Сказал: «Они тебя отфутболят, а потом твое изобретение всплывет под чужим именем». Ну, а потом началась эпоха видео, пленку перестали продавать.

- Чем занимаетесь в свободное от любимой работы время?
- Раньше все время ездил с отцом на охоту или рыбалку, он меня разным премудростям научил. Я знаю все примочки, могу рыбу поймать в любом месте, в любое время. Например, в разгар дня, когда люди купаются.

- Говорят, что днем не клюет, да еще в шумном месте…
- Еще как клюет! Нужно отъехать на лодке метров на 15-20, и кататься вдоль купающихся, а поплавок все время из стороны в сторону перебрасывать – на уху насобираете. Если вода в водоеме чистая, предварительно поднимаюсь на горку, примечаю, где имеются перепады светлого и темного. На стыках лучше клюет, и рыбачить надо не с удочки, а с пальца - так все итальянские рыбаки делают, палец никогда не подведет.
Прощаясь с Вячеславом Владимировичем, думаю: может пора последовать советам мэтра и попытаться-таки поймать свою золотую рыбку?


Вячеслав Зюзин, заслуженный артист России. Выпускник Уральской консерватории, с 1974 года является артистом-вокалистом Челябинской филармонии. Творческий стаж певца составляет 43 года. За это время подготовил более 64 программы, дал более десяти тысяч концертов. Его красивый, богатый оттенками баритон знаком нескольким поколениям слушателей. В богатейшем репертуаре певца – вся романсовая литература, камерная и песенная музыка, все баритоновые партии.