Меню

Артхаус: причем здесь Оболенский?

17.02.2017 12:30 - автор Александр ПАТРИТЕЕВ
В «Полный артхаус» погрузится Челябинск сегодня, 17 февраля, и пробудет в нем целую неделю. Речь о Всероссийском фестивале авторского кино, который пройдет на различных культурных площадках нашего города уже в пятый раз под эгидой кинообразовательного центра имени Леонида Оболенского при поддержке челябинского управления культуры. В программе юбилейного кинофестиваля…
Артхаус: причем здесь Оболенский?


Впрочем, именно программа и послужила поводом для разговора корреспондента «ВЧ» с вдовой легендарного кинематографиста Ириной Оболенской, пожелавшей, по ее словам, предупредить зрителей о том, что же их все-таки ожидает. А еще – защитить имя супруга от неверного истолкования его позиций в жизни и в искусстве… Да, пока не совсем ясно. Более того, молодым челябинцам, может быть, совсем не ясно, кто такой Леонид Оболенский.

Он родился в 1902 году. Его юность пришлась на пору Гражданской войны, в которой он участвовал добровольцем на стороне Красной армии. Буквально с уральских фронтов его пригласили в Москву, где первое время он вращался в театральных, танцевальных кругах, затем стал сниматься в кино. Начав с обучения у Кулешова, продолжив у Пудовкина, Леонид Оболенский перешел к Эйзенштейну, став его соратником; один за другим выходили фильмы с его участием. И вот он уже доцент ВГИК (Эйзенштейн – там же профессор). С началом Великой Отечественной войны Леонид Леонидович ушел добровольцем на фронт, попал в плен. В 1944 году, когда советские войска пришли в Молдавию, он оказался в руках особистов, отбыл срок (почти десять лет) в районе Воркуты, участвуя в строительстве так называемой Северной дороги. По возвращении его пригласили на Свердловскую киностудию, где он продолжил кинематографическую деятельность. Затем многие годы работал на челябинском телевидении. Позже переехал в Миасс и жил там до последнего дня. Ирина Борисовна стала супругой Леонида Оболенского в 1980 году. Он ушел из жизни в 1992 году. Незадолго до смерти указом президента Леониду Оболенскому было присвоено звание народного артиста России. Полностью реабилитирован в 2005-м.

++miass.ru.jpg

Не каменная глыба – живое пространство


- Ирина Борисовна, наверняка тогда думалось, что кинообразовательный центр имени Леонида Оболенского, созданный после его смерти близкими людьми, поклонниками, коллегами по цеху, должен стать чем-то вроде продолжения его духовного пути здесь…

- Молодое поколение обожало Леонида Леонидовича. С ним проводили многочисленные литературные вечера, устраивали кинопоказы. Это было великолепное время. Предполагалось, что и кинообразовательный (ключевое слово «образовательный») центр будет привлекать детей, молодежь, чтобы на примере хорошего кино и служения ему Оболенского образовывать, нести культуру с большой буквы. Создание киноцентра поддержали Никита Михалков, Сергей Мирошниченко. А ведь на тот момент Оболенский еще не был реабилитирован, но, несмотря на известный риск, они выступили за увековечивание его имени. Главное – чтобы это был не памятник, а живое пространство. Директором киноцентра стала Тамара Мордасова, стоявшая у его истоков. Случилось так, что я уехала из Челябинской области, приезжала не так часто, как хотелось бы. Впрочем, была на кинофестивале «Новое кино России», организованном в поддержку Оболенского. Именно тогда лучшие кинематографисты России обратились к властям с просьбой о его реабилитации.

- От «Нового кино России» до «Полного артхауса». На ваш взгляд, здесь прослеживает преемственность?

- Когда это преподносилось под вывеской «Новое кино России», было понятно, поскольку Оболенский всегда думал о России, о ее судьбе. Перед ним не раз стоял выбор: остаться или податься за границу. Первый раз – когда избрал путь красноармейца и защитил революцию. Второй – в годы Великой Отечественной, когда, будучи 40-летним мужчиной, в то время как вся киношная братия перебралась в Алма-Ату, пошел в ополчение и попал в плен. Наконец, третий, явный выбор: вернулся на Родину из немецкого плена, зная, что его тут по головке не погладят (как и случилось). При этом он никогда не осуждал Россию. Более того, прочитав у Солженицына, писавшего из США, что советскую Россию нужно блокировать, был возмущен: здесь же люди живут, русские люди! Как бы ты ни относился к власти, здесь живут твои земляки! Он всегда был над схваткой.

Только на днях я получила программу фестиваля. Его откроет фильм Виталия Манского. Он живет за границей (к слову, родом из Львова), не понимает Россию, у него свое о ней представление. При этом он провозглашает, что своими фильмами несет свободу, дает людям выбор. Один его фильм – о Северной Корее; второй – «Родные», про Донбасс и Крым, об аннексии которого режиссер заявляет. Он что, предлагает такой выбор?

Но есть третий путь, и это – сама Россия. Она не Северная Корея и не Запад. Это совершенно специфическая культура, и этот выбор Манский не видит или не хочет видеть. Я ничего против него лично не имею. Ничего личного. Но при чем тут Оболенский? Зачем «это» под вывеской Оболенского?

«Артхаус» или «Артхаос»?


- Ну, может быть, организаторы решили себя (и не только себя) немного «подставить» в юбилейный фестиваль? Жаль только, что приходится это и на юбилей Леонида Леонидовича – 115 лет со дня его рождения…

- Юбилей был 21 января, и он никак не был отмечен в киноцентре. Незадолго до этого Оболенский мне приснился: принес подарки, напевая: «Ты у меня одна, точно в ночи луна…», а через считаные дни обстоятельства сложились так, что я раньше, чем предполагалось, приехала в Челябинск. Придя в тот день в центр, я не увидела никаких признаков юбилея. Посетители, бывшие там, с удивлением узнали, что, оказывается, у Оболенского сегодня день рождения! А некоторые спрашивали: «А кто вообще это такой?» Причем раньше, когда я дистанционно пыталась поучаствовать в жизни киноцентра, предлагая свои услуги по скайпу, в том числе чтение лекций, отражающих мировоззрение Оболенского, мне ответили, что об этом у них уже все сказано. В общем, я не вписалась, доступ мне был закрыт. Сам собой встал вопрос о создании попечительского совета, иначе происходит то, что дух Оболенского, его суть и вообще его жизнь дискредитируются. Их там нет. Чтобы в киноцентре присутствовал его дух, там должна быть, как сейчас говорят, «движуха», должны работать творческие лаборатории сценаристов, режиссеров, кинооператоров, должны быть встречи с актерами, можно придумать еще много чего интересного…

Кстати, 21 января телеканал «Культура» показал передачу Екатерины Хохловой, директора библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна в Москве, лично знавшей Оболенского, не раз приезжавшей к нам в гости. Однако она не приглашена на фестиваль, как и руководитель Гильдии киноактеров Евгения Тирдатова, по сценарию которой снят фильм «Ваш уходящий объект Леонид Оболенский». Знаю, что она хотела бы побывать на юбилейном фестивале. Заслуженный деятель искусств России, профессор ВГИК, ученик Оболенского, челябинец Сергей Мирошниченко тоже не приглашен. Ощущение, будто все, что касается Оболенского, в киноцентре не интересно.

- Кто знает, вдруг их приглашали, но они взяли и все разом не смогли? Зато вы будете. Вы ведь будете на открытии?

- Организаторы должны отдавать себе отчет, кого и с чем они приглашают на кинофестиваль имени… Нет даже имени Оболенского, о нем ни слова. Конечно, совсем обойти молчанием эту дату не могли, поэтому правильней сказать, «прицепили» Леонида Леонидовича к кинофестивалю. Я бы назвала это не «артхаус», а «артхаос». Имя Оболенского всегда предполагало показывать не разрушительные силы (под маркой «жизнь во всем ее многообразии»), но созидательные начала. Так покажите молодым людям в хаосе путь к свету, по крайней мере, к такому, какой видел Оболенский, живя в России и будучи русским человеком, который пошел в ополчение, зная, как Родине трудно. Я разумный патриот, прекрасно вижу все сегодняшние недостатки. Но вы не говорите, как плохо; вы скажите, как сделать, чтобы стало лучше. Вот принцип Оболенского и вот что нужно ставить во главу угла, когда выбираешь фильмы для кинофестиваля.

На открытии буду, но боюсь, что мне даже слова не дадут. Во-первых, я бы пригласила людей, которые лично знали Оболенского, многие годы дружили с ним, были в курсе его позиции и не боятся говорить об этом. Может быть, поэтому их и не пригласили на такой фестиваль.

«Сам себе режиссер»


- Все-таки «Артхаус» - это всегда экспериментальная площадка, где может быть много хаоса. Он даже предполагается в некотором смысле…

- Но над чем этот эксперимент? В конце концов, всякие новшества, изыски – все это уже было. Я знаю, как Оболенский к этому относился, и Тамара Мордасова, читавшая книгу «Свидетель и участник эволюции русской культуры», тоже должна бы прекрасно знать. Он относился к этому как к болезни роста. Но хватит уже болеть! Слушайте, это уже хроническая болезнь, надо вставать на ноги и опираться на плечи мастеров. Так или иначе, кино – мощный пропагандист, но сегодня его роль заметно меняется, растет. Известно, насколько непроста судьба российских фильмов, и, конечно, нужны площадки, где бы раскрывалось их своеобразие. Оболенский – фигура большой величины не только для Челябинска, но и в кругах кинематографистов он – признанный основоположник отечественно кино. А в программе фестиваля его значение уменьшили до рубрики «Наши земляки». Та же судьба постигла и Сергея Мирошниченко. Одно радует: заявлен его фильм «Таинство брака», посвященный Леониду Оболенскому, он будет показан… в Государственном историческом музее. На самом деле фильм не об отношениях мужчины и женщины (как можно понять из названия), а о том, как одно поколение передает себя, свои ценности другому. Это же, к слову, о том, что молодые люди должны как-то участвовать в работе киноцентра, и желательно не «как-то».

- Ирина Борисовна, признаюсь, в нашем разговоре у меня перед глазами иногда возникал образ Константина Райкина, возмущенно кричащего, что всякие общественники пытаются контролировать вдохновение художника. К чему бы это?

- Мы живем не в советское время, когда все до мельчайшей детали контролировалось, и театры имеют весьма свободный выбор репертуара, и у школ достаточно своеобразное отношение к каждой из программ. Но здесь есть рамки. А в данном случае рамки выламываются. Хорошо, предположим, вам диктуют, тогда давайте спросим: а кто вам дал право диктовать? Хотя бы как минимум посоветуйтесь с людьми, которые знали Оболенского. Как бы там ни было, организатор фестиваля – кинообразовательный центр, носящий его имя. Но носящий так, что получается «сам себе режиссер».

- Ранее вы сказали, что в киноцентре утрачен дух Оболенского, а между тем руководство боится потерять его имя после слияния с кинотеатром «Знамя». Да и некоторые СМИ поговаривают о претензиях Фонда культуры на квадратные метры музея-квартиры. Прокомментируете?

- Насколько я знаю, Фонд культуры, напротив, более всех заинтересован в том, чтобы кинообразовательный центр имени Оболенского жил и процветал. Единственное пожелание Фонда – участвовать в жизни киноцентра, но и это руководству кажется лишним. Что же касается слияния с кинотеатром «Знамя», вижу в этом плюс. Начальник управления культуры выразил четкую позицию: киноцентр имени Оболенского сохранится как обособленное подразделение, никакой угрозы музею не существует, все сотрудники будут сохранены. Только руководство киноцентра видит интриги там, где их нет.

+++Кинотеатр_Знамя_на_Кирова.JPG



«Я не знаю, разразится ли «катаклизм» - это вне меня, но я знаю твердо, что если разразится, то ты уцелеешь. Потому что уцелеют «позванные». А уйдут «темные» и «высокие», ибо ни те, ни другие не смогут начать снова: одним не с чем – не знают; другие – слишком много, чтобы начать снова. (Побоятся либо проклянут все). А «позванные» поверят в себя и в силы, которые их сохранили, чтобы жить…»

Из письма Леонида Оболенского Ирине, май 1991 года.