Меню

Владимир Ошеров: человек-оркестр

14.03.2017 12:52 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
В Суворовском он играл на трубе, композиции учился у самого Готлиба, а на рояле может импровизировать из любого положения. Он стоял за пультом военного оркестра, работал тапером в иерусалимском отеле, у него есть ученики. С его аранжировками не расстается местная «Классика», выступал тот самый Boney M, знакомо пол Израиля. Парочка мюзиклов быстро прижилась на сцене филармонии. 500 тактов симфонической партитуры за ночь для него не предел, о его работоспособности ходят легенды. 45 лет служения музыке ничуть не убавили энтузиазма и энергии.
Владимир Ошеров: человек-оркестр


Номер один с приложеньями


- Юбилейный концерт, программа с Рустамом Зайченко, из Тюмени недели три назад прислали заказ на 16 аранжировок, надо закончить, а еще я обещал встретиться с юными композиторами в Снежинске, - накануне юбилея дел по горло, впрочем, у Ошерова всегда так, он старается откликаться на просьбы и предложения коллег, будь то коммерсанты от искусства из земли обетованной или энтузиасты из маленького закрытого городка.

На вопрос «когда вы все успеваете?» музыкант пожимает плечами. Сегодня пишет аранжировку, репетирует с вокалистами, завтра преподает композицию, вечером на концерте дирижирует оркестром - проще сказать, чего он не умеет, чем перечислить все его таланты. Недаром, коллеги его прозвали «человек-оркестр».

- Каждый человек определяет что-то главное. Я, например, считаю, что лучше всего у меня получаются аранжировки, все остальное – приложения, - начинаем разговор с расстановки приоритетов. - По большому счету, аранжировка – это мой номер один. В этой сфере я знаю и могу практически все.

Это правда, которая, бывает, доходит до смешного: в спешке забыли ноты, через 20 минут Владимир Григорьевич приносит нотный текст.

- В Израиль приехал, спрашивают: «Можете написать партитуру «Порги и Бесс»? – Срочно нужно. Нот нигде не нашли, а библиотека, как назло, закрыта. Выдали мне клавир и три дня сроку.

Для несведущих: клавир – это переложение для одного инструмента, фортепиано, в то время как в оркестре 25 разных инструментальных групп.

- Потом партитуру нашли, сравнили для интереса. Какие-то расхождения были, но в целом совпало, - рассказывает Ошеров.

Кстати, в том же Израиле маэстро до сих пор помнят, уважают и периодически присылают заказы.

Владимир Ошеров, челябинский пианист, дирижер, композитор и аранжировщик. Учился в Сувороском училище, потом в Московской консерватории. В Челябинск приехал в 1981 году, руководил оркестром танкового училища, был главным дирижером челябинского гарнизона. В 90-е годы эмигрировал в Израиль. Десять лет уже работает художественным руководителем Челябинской филармонии. Автор многочисленных аранжировок, песен, инструментальных пьес, мюзиклов «Тайна скрипичного ключа», «Кировка».

Секрет Поля Мориа


Номер один для нашего героя определила, как это ни громко сказано, сама жизнь. Где бы он ни работал: в свердловском гарнизоне, в оркестре танкового училища, филармонии, Израиле – заказы настигали его постоянно.

- Аранжировку я никогда не делал «в стол», только по требованию: нужно – получите. С сочинительством музыки все гораздо проблематичнее, - признается собеседник и протестует, когда его пытаются величать композитором, хотя композицией занимался с детства, еще в СССР, у Михаила Готлиба, это была фантастическая личность и легендарный композитор.

- Это все было в другой стране и в другой жизни, - отмахивается. - Ну да, могу фугу написать, могу – симфонию, только зачем? Чтобы положить в стол? Кто их будет исполнять?

В свое время Владимир Григорьевич изучил специфику всех инструментов симфонического оркестра, умеет играть на многих, в Израиле преподавал – учил играть на духовых инструментах.

- А как что-то сочинять или делать аранжировку, не зная специфику каждого инструмента: что на нем можно сыграть, а что - нет?! – разводит руками. – Это все надо знать, а не потому, что я такой умный и гениальный

Только для филармонического оркестра «Классика» у Ошерова накопилось порядка 300 аранжировок, так что чрезвычайно богатый репертуар популярной музыки у «Классики» появился благодаря Владимиру Григорьевичу. С одинаковой легкостью переложениям подвергаются не только классические идеалы, но и джазовые стандарты.

- От аранжировки на самом деле многое зависит, бывает, что 70 процентов песни – это аранжировка, вот как в песнях Варум, - уверяет маэстро. - В свое время Давид Даор, очень хороший израильский певец, не прошел на «Евровидение» потому, что у него была откровенно слабая аранжировка. Блистательные аранжировщики Игорь Крутой, Ян Френкель. А Поль Мориа? Он не сочинил ни одной мелодии, а его знает весь мир. Обидно, профессия умирает, хороших аранжировщиков становится все меньше. Молодые не хотят учиться, хотят сразу зарабатывать.

image73151564.jpg

Свидание в пять утра


И все-таки без композиторских лавров в юбилей не обойтись. Как ни крути, а парочка мюзиклов – «Тайна скрипичного ключа» и «Кировка» - вошли в историю филармонии и творческую биографию ее худрука.

На самом деле композиторских опусов поболе. В свое время в шутку и на спор Ошеров переписал Детскую симфонию Гайдна. В ней используются игрушечные инструменты, и дирижер «Классики» Адик Абдурахманов придумал классную фишку: он приглашал на сцену больших чиновников, выдавал им дудочки, сопелки, и они на них подыгрывали оркестру. Номер был коронный, но через какое-то время поднадоел исполнителям. Тогда Ошеров взял и под ту же схему, ритм, для тех же самых инструментов переписал заново всю мелодику.

- Ерунда! – опять отмахивается мэтр. - Композитор – это состояние души. Как писатель, который не может не писать, композитор не может не сочинять музыку. А сочинять по заказу каждый день невозможно. Еще Чайковский в этом признавался.

По зову композиторской души получилось ни много, ни мало около 200 песен, два мюзикла, несколько инструментальных пьес. При этом «в столе» практически ничего не попадает. Пару раз на композитора выходили менеджеры поп-звезд чуть не первой величины.

- Хотели купить песню, восемь тысяч долларов предлагали, но с условием, чтобы я отказался от прав. Сейчас так делают: покупают песню и ставят свою фамилию, потом собирают дивиденды. Я отказался. Зачем? Я не голодаю, и потом, дело не в деньгах.

- Что является источником вдохновения?

- Как правило, стихи, если это песня. Очень люблю Серебряный век, Рождественского. Штук 15 у меня есть в запасе, которые ждут своего часа, среди них есть на стихи Бальмонта. Если инструментал – тогда мелодия.

- Когда вас посещает муза?

- Чаще всего часов в пять утра, это время у меня всегда свободно, - смеется автор. -

Встаю, надеваю наушники и начинаю работать. Днем невозможно сосредоточиться, постоянно кто-то приходит, звонит, разговаривает, оторвали – вдохновенье улетучилось, обратно в эту струю не попасть.

Лучше Паваротти, чем народный артист


Творческие годы проходили интересно и бурно: стартовав из Запорожья в Москву, молодой музыкант попал сначала в Свердловскую область, а затем уж перебрался в Челябинск, где и прошла большая часть жизни. Побывав на родине предков и заработав заграничную репутацию, музыкант вернулся на Южный Урал, 10 лет уже как трудится в челябинской филармонии.

- Вы работали с мировыми звездами - Артуром Зиссерманом, Зубином Метой, Boney M, почему вы здесь?

— Из Израиля пришлось уехать из-за здоровья. Жарко очень.

- Но вас же приглашали в Москву!

- Дважды. Первый раз, когда увольнялся из армии, предложили быть редактором музыкальной программы на телевидении. Второй раз уже после Израиля: продали там квартиру, но за эти деньги в Москве приличное жилье не купишь. А тут и Пелымский работу предложил. Нет, ничуть не жалею, - машет рукой, предупреждая следующий вопрос. – Тратить полжизни на дорогу до работы и обратно жалко, эти ужасные толпы в метро… И потом, а какая разница, где ты живешь? От этого человек ни лучше, ни хуже не становится. Я занимаюсь тем, что мне нравится, живу в своем мире.

- А звания, условия, возможности?!

- Слушайте, это смешно. Паваротти не был народным артистом и как-то не страдал от этого. Если ты что-то делаешь, что нравится людям – это важно. Уровень зависит не от города, в котором живешь, а от конкретных людей. Творческих возможностей здесь предостаточно: у нас миллион интересных проектов, работают прекрасные музыканты, обстановка самая творческая. Потом больше дело – интернет, аранжировки можно отправлять хоть в Израиль, да хоть в Америку. Нет, меня все устраивает, в этом отношении я – счастливый человек.

Ошеров.JPG


Юбилейный концерт приурочен к 65-летию музыканта, 45-летию творческой деятельности, 10-летию работы в челябинской филармонии. Юбиляра поздравляли Уральский духовой оркестр, филармонический оркестр «Классика», Камерный хор имени Михальченко, солисты филармонии, детские коллективы.