Меню

Фестивальный вирус в челябинской филармонии

24.03.2017 09:13 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
По весне, как водится, на Челябинск вихрем налетел Мацуев, город накрыл девятый вал творческой энергии и взорвал вулкан восторженных оваций. Казалось бы, к шестому пришествию маэстро и К публика должна была обзавестись каким-никаким иммунитетом и спокойней переносить музыкальную горячку, но фестивальный вирус периодически мутирует и по-прежнему продолжает поражать лучшую часть электората.
Фестивальный вирус в челябинской филармонии
Фото Юрия ЕРМОЛИНА, Надежды ПЕЛЫМСКОЙ, Станислава АРТИШЕВСКОГО

Ставка 16 против 3


Посол Чемпионата мира по футболу FIFA, орден почета, премия правительства РФ за вклад в культуру – и это только за последний год. Несмотря на звездный нимб, маэстро пока еще продолжает общаться с прессой, правда, в темпе Presto – 15 минут на все про все.

- Челябинск стал для меня родным, любимым местом для встречи с коллегами и с прекрасной, понимающей публикой, - начинает музыкант с главного. – Всегда волнуюсь, поскольку челябинская публика слышала много прекрасных исполнителей. Я в предвкушении новых встреч, мне очень интересно опробовать новый рояль в Сатке и поработать с магнитогорским оркестром.

К слову, в этом году Сатка впервые попала в поле зрения маэстро – аккурат перед новым годом в городе появился новый рояль благодаря усилиям местной администрации, принесшей на алтарь искусства два миллиона 300 тысяч. Правда, королевский Steinway в эту сумму не уложился, зато японская Yamaha вполне вписалась в интерьеры ДК «Магнезит». Так что мацуевский маршрут по Южному Уралу теперь расширился и проходит по трем городам.

- В Оренбургской области благодаря губернатору началось целое рояльное движение, там приобретено уже 16 прекрасных инструментов, - озвучивает музыкант пример для подражания, увы, для нас недостижимый. В нашем городе-миллионике до сих пор нет симфонического оркестра.

- Вопрос не решается так быстро, - комментирует Мацуев. – На встрече с Борисом Александровичем мы будем продолжать обсуждение, тем более, что база для создания уже есть в филармонии и очень приличная.

45 тысяч за Мацуева


- Сейчас некоторые певцы страхуют свой голос, танцоры – ноги. Вы не застраховали свои руки? — провоцируют журналисты.

— Ни одна часть моего тела не застрахована, — пожимает плечами маэстро. — Даже ноги, хоть я, кстати, играю в футбол.

Челябинску повезло – сразу три концерта пришлось на его долю. Классика и Jazz, талантливые дети и потрясающие взрослые. Билетов на концерты не достать, говорят, в Сатке их раскупили чуть не за один день.

- В Москве огромное количество спекулянтов, я как-то подошел поинтересоваться: «Сколько стоит билетик? – 45 тысяч. – Кто играет? – Мацуев», - смотрит прямо на меня, -рассказывает Денис. - Я развернулся: «Нет, не пойду»

По традиции маэстро привез на Урал не только известных исполнителей, но и начинающих музыкантов.

молоды.jpg

- Сейчас проходит множество фестивалей, конкурсов, где можно проявить себя, но все-таки думать нужно о другом. Если нацеливаться на карьеру, то о музыке можно забыть навсегда. Я много езжу по стране, искренне радуюсь этим искоркам, которые есть в том же Челябинске, Оренбурге, и которые появляются вопреки всему, что сейчас происходит. Вы посмотрите, на каких инструментах им приходится заниматься? У нас в стране не осталось ни одной фабрики пианино, ни одной! А в СССР их работало больше ста, и практически в каждой семье был инструмент. Многие учились в музыкальных школах. И это было большим благом, даже, если ребенок не становился профессиональным музыкантом, но он полноценно развивался. По статистике такие дети никогда не привлекались в милицию, а это уже многое значит, - уверен гость. – Валерий Гергиев сейчас много внимания уделяет юным музыкантом, и мы будем продолжать работу в этом направлении обязательно.

Талант, виртуоз, вундеркинд


Маэстро тут же подтвердил свои слова – значительную часть фестивального времени отдал на откуп молодым виртуозам от пяти до 25 лет. Несмотря на нежный возраст солисты Александра Конунова (скрипка), Анастасия Кобекина (виолончель), Екатерина Корнишина (флейта) и Анастасия Махамендрикова (фортепиано) уже заработали массу призов на различных конкурсах, им довелось выступать на лучших концертных площадках России и мира.

А.Кобекина.jpg

На второй день эстафету подхватили стипендиаты благотворительного фонда «Новые имена», а также лауреаты Всероссийского конкурса «Синяя птица», которые приехали на мацуевский форум впервые. Девятилетняя саксофонистка Софья Тюрина с легкостью исполнила популярный «Чардаш» и знаменитый «Полет шмеля».

- «С этим номером можно ездить по стране», - как сказал бы Жванецкий. Чем я собственно и занимаюсь, езжу по стране с компанией таких потрясающих музыкантов, - пошутил Мацуев, с легкостью принимая на себя роль конферансье, тем самым подтверждая избитую, но тем не менее истину «талантливые люди талантливы во многом». И пригласил на сцену 10-летнюю барабанщицу Катю Филимонову, которая продемонстрировала сольную импровизацию в джазовом трио с самим маэстро.

Ростислав Мудрицкий - музыкант с большим опытом, как его представил новоявленный ведущий. Когда слушаешь этого 12-летнего подростка, создается ощущение, что играет вполне сложившийся исполнитель.

- Это просто какое-то фантастическое поколение подрастает. На моей памяти есть юные музыканты, которые с блеском исполняют концерты Чайковского и Рахманинова. Я видел запись трехлетнего китайского мальчика, который вовсю играет этюды Шопена. Так что за подрастающую смену я не беспокоюсь, - признался журналистам Мацуев.

Однако самый большой фурор произвело выступление пятилетнего Елисея Мысина. Вундеркинд сыграл первую часть концерта №5 Иоганна Себастьяна Баха – произведение, с которым он выступал на всероссийском конкурсе «Синяя птица».

Ненаучная фантастика


Макушка юного Моцарта еще даже не видна из-за рояля, ему подставляют скамеечку, потому что ноги не дотягиваются до педалей, но играет он вполне осознанно, а инструмент, на удивление, звучит весьма полновесно.

- Нет, что вы, мы с папой никакие не музыканты, - застенчиво улыбается мама Оля. – Старшая дочь занимается музыкой вот уже семь лет, поэтому фортепиано он слышал с рождения. Мы вдруг заметили, что он что-то наигрывает, подбирает по слуху и повели его в музыкальную школу.

- Бывает, что и в два года приходят, так что Елисей не самый ранний, - утверждает Людмила Даниловна, педагог маленького гения.

- Но в два некоторые дети еще толком не разговаривают?!

- Зато другие уже поют, - парирует учительница. – У меня сейчас в классе пять очень неплохих малышей.

Чтобы освоить ноты, девять октав, два разных ключа, всякие паузы, оттенки и прочие премудрости «китайкой грамоты» Елисею потребовалось всего.. полгода.

- На самом деле, чем раньше ребенок начнет занятия музыкой, тем лучше. Смышленых детишек много, есть разные игровые программы в интернете, пособия. Главное, чтобы у ребенка было желание, - считает Людмила Тихомирова, а она знает, что говорит – за 40 лет стажа работы с одаренными детьми выработала собственную методику и особый подход.

Кстати, что это не единственный талант Елисея, помимо исполнительства, мальчик весьма успешно занимается композицией – сейчас вундеркинд трудится над новым опусом.

- Когда мы были на фестивале в Удмуртии, нас повезли на экскурсию в усадьбу Чайковского, Елисей даже попробовал поиграть на рояле Чайковского. Эта поездка его очень вдохновила, теперь он заканчивает новую пьесу «Масленица»», - гордится мама вундеркинда.

Рапсодия по высшему разряду

Мацуев,Абдурахманов.jpg

Наконец, главная фигура фестиваля. Признаюсь, пристрастный слушатель никогда не входил в число истовых фанатов маэстро, отдавая должное его просветительской, общественной деятельности, феноменальной технике и прочим многочисленным талантам. Тем не менее, Мацуев умудрился снова поразить воображение.

В первом концерте он сделал ставку на Бетховена. Произведения этого венского классика звучат совсем нечасто в местных залах, последний раз шесть лет назад сонаты Бетховена привозил в Челябинск Игнат Солженицын.

Несмотря на кажущуюся легкость (в сравнении с виртуозными опусами Листа, Рахманинова, Прокофьева), они сочетают стройность, даже строгость изложения, философскую глубину с душевной бурей и натиском. Соблюсти равновесие удается не всегда даже опытным исполнителям. Мацуеву удалось умерить широту и страсть русской души, грозившие своим полноводьем разрушить рейнские берега. Третий концерт для фортепиано с оркестром приятно удивил. «Голубая рапсодия» Гершвина поразила.

Это уникальное произведение, соединившее две вещи прежде несовместные – джаз и классику, а посему востребованное как в академических, так и джазовых, роковых кругах и даже у поп-исполнителей. Тем не менее, Мацуев, пожалуй, единственный, кто рискнул сыграть рапсодию с собственными джазовыми каденциями.

- Это высший пилотаж. Кстати, еще несколько лет назад сам Мацуев играл Рапсодию с теми каденциям, которые прописаны в нотах. Да, мы знаем, что Денис играет джаз, но сам себя джазменом не считает. Он пришел из академического искусства, тем не менее умудрился выйти на высочайший уровень джазового мастерства. Не знаю, кто еще сможет сделать что-то подобное, - худрук филармонии Владимир Ошеров не скрывает эмоций.

Публика неистовствовала, артистов долго не отпускали. Тем же, кому не довелось стать свидетелем подобного события, остается уповать на будущий год и компенсировать эмоции на фестивале Бутмана, который стартует в филармонии 1 апреля.


Фестиваль «Денис Мацуев представляет…» прошел в челябинской филармонии в шестой раз. В числе его участников – элита музыкальной культуры страны: лучший контрабасист Андрей Иванов, джазовый барабанщик Александр Зингер, уникальный мультиинструменталист Аркадий Шилклопер, молодые музыканты. В этом году впервые в форуме приняли участие юные лауреаты всероссийского конкурса «Синяя птица». Помимо областного центра концерты состоялись в Магнитогорске и Сатке.