Меню


26 Июня 2017, Понедельник

Разглядеть море в одной капле

12.04.2017 14:00 - автор Виктория Олиферчук
Грядущая премьера в Камерном театре грозит стать событием – пьесы лауреата Букеровской премии Людмилы Улицкой никогда прежде на челябинских подмостках не появлялись. Камерный первым без страха и упрека связался с писптельницей, получил согласие на постановку и даже пригласил автора на премьеру, которая состоится совсем скоро 21 апреля.
Разглядеть море в одной капле

Точка отсчета

- На удивление она оказалась совсем не высокомерным человеком, легко вступила в переписку, с ней было совсем несложно подписать договор, - пожимает плечами главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова.

Камерный, в отличие от молодежных коллег, предпочитает осваивать бурное море современной драматургии не по книжке, а на деле. Работает в этом направлении целенаправленно и систематически - подавляющая часть репертуара отдана на откуп современникам. Так что Улицкая, в этом отношении, окажется в «своей компании».

- Она глубокий, умный и честный человек, и беллетристика у нее замечательная, - объясняет свой интерес к автору Виктория Николаевна. - Улицкая замечательна тем, что в одной капле она видит море. Простая, бытовая история, частный случай – капля, но за этим видно море человеческое. К сожалению, у нынешних драматургов мы наблюдаем одни только капли.

Такой каплей для театра стала пьеса «Мой внук Вениамин». Смешная и одновременно трагичная мелодрама, написанная Улицкой на заре драматургической юности еще в конце 80-х. История о том, как одна еврейская мама пытается найти своему сыну настоящую еврейскую невесту, чтобы у нее, наконец, появился внук, и род не канул в лету. Но неблагодарный сбежал в первую брачную ночь, а образцовая еврейская невеста оказалась совершенно не той, за кого ее принимали.

Семейный Вавилон

- Но почему еврейская тема? Сейчас это неактуально – исход евреев из России пришелся на 80-е, теперь уже толком никого и не осталось, - пытаю постановщика.

- Сегодня вопрос крови, национальности, инаковости буквально взорвал мир, и мир находится в растерянности. Посмотрите, сколько разных конфликтов возникает постоянно, взять тот же скандал вокруг Исаакиевского собора. Теперь религия разъединяет людей, ведет к хаосу, толкает к религиозным войнам, а ведь по сути должно быть наоборот. Хорошо, если еврейская тема не актуальна, то почему они снова уезжают? После 2-й мировой войны все договорились, что нужно гуманизировать общество, взялись за просвещение и… дошли до абсурда. Сейчас 21 век заявляет о своих правах, точно также, как 20-й заявил о себе в 1914-м, когда началась война за передел мира. Каким человечество выйдет из новой ситуации и выйдет ли? Вопросы серьезные, а повод подумать об этом дает всего лишь эта простая пьеса, где в состоянии войны находятся близкие люди, которые никак не могут договориться. Семейный Вавилион, где Бог решил наказать человечество и лишил способности понимать друг друга. Мать так хотела счастья сыну, что абсолютно не слышала, чего же хочет сын, и в результате потеряла его. Плюс к этому пьеса написана хорошим языком, с живыми персонажами, среди которых нет линейных - в каждом множество противоречий, и с этим ужасно интересно разбираться.

Благими намерениями

Главная героиня – мама Эсфирь Львовна мечтает о внуках, ибо «есть надежда на будущее твоё… и возвратятся дети в пределы свои!»

- Судя по всему, пьеса адресуется прежде всего к старшему поколению?

- Не только, - качает головой режиссер. - Лично мой идеальный зритель в театр приходит, чтобы войти в диалог. В этой истории есть и отцы, и дети. Мама – центральный персонаж, потому что все конфликты проходят через нее, она – двигатель процесса, она настойчиво пытается свою цель реализовать, но на этом пути все теряет и разрушает. Те самые благие намерения, которые не приводят ни к чему хорошему. Проблема в том, что все мы хотим чего-то хорошего, но в результате оказываемся на развалинах. Молодая пара тоже важна и интересна. Невеста Соня – абсолютно ведомая, как та овца - такой эпитет ей дает сама Улицкая. Эсфирь переворошила ее судьбу, в результате девочка отказывается от влюбленного в нее мальчика только потому, что он не готов принять ее приемную маму-еврейку. Молодое, безмозглое существо становится личностью и в ущерб себе делает выбор нравственного порядка. Я считаю, что это достойно уважения. Точно также, как решение Симы, приемной матери Сонечки, удочерить русскую девочку. Мне симпатично, что в сложнейших обстоятельствах, стоя на краю, люди остаются людьми. А это так важно по нынешним временам, когда постоянно нужно делать выбор, держаться, чтобы не предать, не продать, остаться просто порядочным человеком. Сейчас время конформизма, и кто знает, где та точка, когда душа становится невозвратна.

зуля.JPG

Еврейский анекдот с многоточием

- Каким будет жанр спектакля?

- По жанру это анекдот, причем анекдот именно еврейского порядка, когда и грустно, и смешно. Хотя в пьесе есть все – лирика, даже абсурд, для меня это – анекдот, где взгляд на самих себя выражается в краткой, ироничной форме, - объясняет Виктория Николаевна.

- Но если анекдот, зритель должен смеяться. Над чем он будет смеяться, если в пьесе обсуждаются важные и сложные проблемы?

- Я очень надеюсь, что спектакль будет смешным. Хотя происходящее драматично, но изложено смешно. Потому что надуманно, нет в этих поступках никакой необходимости. Я вообще не понимаю людей без юмора, они выглядят глупо, многозначительно.

Сложные вещи всегда нужно рассказывать легко, и как раз Улицкая это делает блестяще.

- Но ведь в конце героиня отказывается от сына, это уже совсем не смешно.

- В конце героиня остается в пустоте, но у театра есть право на свою точку зрения. Я считаю, что все-таки центральный персонаж не заслуживает полного поражения. Мы ставим в конце многоточие, мы , как и автор, не можем оставить человека без надежды, без перспективы, ведь именно этим и жив человек. В этом отношении Улицкая отличается от множества представителей так называемой новой драмы. Сейчас множество пьес представляют собой констатацию хаоса, потерю всех связей. В произведениях Улицкой есть тонкость, любовь к человеку, вера в человека, иначе бы она, облитая зеленкой, уехала из этой страны. При всем при том, у нее сложные отношения с еврейством – они считают себя избранным народом – это бахвальство или заблуждение. Улицкая - гуманист по мироощущению, она надеется, что человек способен сохранить нравственные законы и постулаты, которые нас охраняют. Нужно уметь работать над своими ошибками, чего у нас не хотят делать.

LGvT78v3T4E.jpg

Туба для семь-сорок

Действие пьесы происходит в 80-е годы. Режиссер решила время действия обозначить, но не зацикливаться на подробном бытописании.

- Время московской Олимпиады, когда столица выглядела помпезно, пафосно, мы попытаемся окунуть зрителя в эту среду. Атмосфера в первую очередь создается с помощью музыки, - продолжает собеседница.

Скрипка, аккордеон, флейта, туба – зритель уже привык, что артисты Камерного с успехом выступают в роли музыкантов. Впрочем, в этот раз все-таки пришлось попотеть и освоить тубу, этот инструмент зазвучит на сцене впервые. Разучить еврейские мелодии оказалось не слишком сложно.

- Сценическое решение нам подсказали два автора – Малевич и Шагал, - раскрывает карты Мещанинова. - «Черный квадрат» Малевича – это пророческий взгляд на 20 век, как видим, художник оказался в этом прав. Шагал совершенно противоположного порядка и мироощущения, он позволяет человеку летать, дает такую возможность. Жить трудно, жизнь достаточно драматичная, но при этом человек умудряется, чтобы жить было не только мучительно больно, но и мучительно хорошо. Поэтому Шагал, анекдот – это своеобразный противовес тому, чтобы «черный квадрат» не стал окончательным приговором.

- Последний вопрос: что вы ждете от публики, какой реакции?

- Не люблю говорить заранее, спектакль всегда рождается на зрителя, именно тогда он начинает дышать. В любом случае – это повод для разговора, повод подумать и почувствовать. Хочется надеяться, что эту задачу мы выполняем.



21, 22 апреля в Камерном театре премьера спектакля «Мой внук Вениамин».

Автор пьесы Людмила Улицкая. Известность пришла к ней после того как по ее сценариям были сняты фильмы «Сестрички Либерти» и «Женщина для всех». Улицкая –  лауреат многочисленных литературных премий, в том числе зарубежных.  Именно она стала первой женщиной, удостоенной премии Русский Букер (2001)  за роман «Казус Кукоцкого».

«Мой внук Вениамин» - смешная и одновременно трагичная мелодрама. В основе сюжета история семейных отношений. Эсфирь Львовна, главная героиня пьесы, во время войны потеряла все – первенца, родителей, родственников, друзей. И теперь она мечтает найти своему сыну настоящую еврейскую жену из родного города, чтобы у нее, наконец, появился внук, и род не канул в лету.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»

Главное за сегодня

Проблема у крыльца: южноуральским инвалидам нужна помощь Проблема у крыльца: южноуральским инвалидам нужна помощь

Легко ли попасть в театр, поликлинику, городскую администрацию? Этот вопрос особенно остро стоит для тех, кто имеет ограничения по зрению, слуху или передвигается на коляске. Обеспечение доступа к объектам социальной инфраструктуры для особенных посетителей обсудили на комиссии городской думы по социальной политике.

Выгоден ли южноуральцам спецсчет Выгоден ли южноуральцам спецсчет

Кому выгодно накопление средств на спецсчете, как перейти на него и что заставляет челябинцев отказаться от этого решения?

Мемориал Масленникова: 30 лет спустя Мемориал Масленникова: 30 лет спустя

В субботу, 17 июня, в Челябинске финишировал XXXI Мемориал имени Виталия Масленникова. На стадионе имени Елесиной прошел большой спортивный праздник. Представители органов правопорядка со всей Челябинской области состязались в меткости, силе, скорости. За годы проведения мемориала менялись его масштабы и виды соревнований. Но неизменным остается одно – память о милиционерах, погибших при выполнении служебного долга.





ltkmabyf.jpg

Цирк_180х240.jpg

модуль_4.jpg





Молодёжный театр баннер онлайн 180х240.jpg

пв 180 240.jpg

Азбука_180 150.jpg

Банер 240x200 скидка 2.jpg