Меню

Светлана Лукина: Трудно быть начальником

21.04.2017 13:30 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
За последние пять лет она так и не успела толком погулять в отпуске, даже декретном. Вместе с малышом бегала на занятия, репетиции и даже в Кремлевский дворец съездов отправилась с младенцем наперевес, поскольку оставить было не с кем – вся семья, включая мужа и старшего сына, поехала на юбилейный концерт Андриса Лиепы. И так постоянно: если у артистов перерыв, студийцы выступают и наоборот.
Светлана Лукина:  Трудно быть начальником
Фото Андрея ТКАЧЕНКО

Повод для гордости


- Ну хоть юбилей отметить будет время? - пытаю Светлану Лукину, главного балетмейстера ансамбля танца «Урал».

- Не поверите, даже деньги будут, спасибо Законодательному собранию, которое премию подкинуло, - хохочет юбилярша.- Правда, их не хватит на ресторан. Приглашу самых близких: с некоторыми мы дружим еще со студии ДК ЧТЗ, в которой занимались в детстве, девчонок из педучилища – представляете, они так и работают в школах, ну и, конечно, институтских друзей-товарищей.

Поводов для гордости к юбилею набралось: за последние пять лет «Урал» покорил Китай, доехал до Америки, где выступал в ООН, в числе первых заново обживал Крым, сопровождал губернатора в поездках в качестве визитной карточки Челябинской области, представлял южноуральскую культуру на мировых чемпионатах…

- В «Урал» пришли семь пар студийцев, - выдвигает свои резоны руководитель. - Теперь можно делать масштабные номера, раньше мы этого не могли - не хватало танцоров.

- То есть можно сказать, что студия себя оправдала?

- Вполне! Правда, работы добавилось. Ребята еще учатся в институте искусств, поэтому репетировать мы можем в субботу, воскресенье, и по вечерам, после учебы. Устают они, конечно, страшно – знаю, поскольку мой сын Степа в их числе. Они очень стараются не подкачать, не ударить в грязь лицом, поэтому на репетициях выкладываются по полной. Педагоги из института даже жалуются, что репетициям наши студенты уделяют больше внимания, чем учебе. Вот недавно, пришлось сделать внушение, что они могут остаться без стипендии. Пугаем рублем. А что делать? – вздыхает собеседница, понизив тон, добавляет: - Зато старшие артисты отмечают, что ребята выглядят достойно.

Светлана Лукина, главный балетмейстер ансамбля танца «Урал», руководитель детской студии. Танцами начала заниматься в коллективе ДК ЖД, затем у Светланы Гришечкиной в ДК ЧТЗ. Закончила челябинское педагогическое училище. Год отработала в школе, а затем поступила в ЧГАКИ на факультет хореографии. Будучи студенткой, попала в ансамбль танца «Урал». По приглашения худрука «Урала» Бориса Соколкина работала репетитором.

Чем пахнет имидж


Кстати, это уже второе «вливание» в основной состав. Кроме этих, еще семь человек из первого набора уже года четыре как работают в «Урале».

- Мы получили молодой состав, который уже не нужно обучать или переучивать, как это часто бывает после институтов. Наши ребята воспитаны в духе нашего ансамбля – и по поведению, и по отношению к работе.

- В чем выражается это особое отношение?

- Прежде всего, дисциплина в труде, жизни. Все важно: как выглядят, даже чем пахнут. Это ведь имидж коллектива.

- И чем пахнет имидж?

- Одеколоном! – смеется Лукина.

Все эти качества декларируются с первого дня. На традиционный родительский вопрос «сколько раз в неделю проходят занятия?», руководитель честно отвечает: «Должно быть девять, но получается только семь». И ведь идут, невзирая на трудности и конкурс.

- Первые три года в студию брали практически всех – надо было укрепиться, встать на ноги. Сейчас идет профессиональный отбор, требования жесткие: растяжка, выворотность, как в классическом танце. Я раньше переживала, когда способные дети уходили из студии по каким-либо причинам, а теперь уверена – придут другие. Детей талантливых у нас очень много, - считает Светлана Лукина.

Сейчас на попечении Светланы Борисовны порядка 180 студийцев. Справиться с такой талантливой оравой Лукиной помогает педсостав. Учебный процесс поставлен на рельсы: здесь осваивают классику, народный, современный, характерный танец и даже акробатику.

Такая постановка процесса позволила ликвидировать проблему с молодым поколением, а детская студия при ансамбле, пожалуй, стала главным достижением за девять лет, хотя сама Лукина с этим не согласна:

- Создание студии было производственной необходимостью, - поправляет меня. – А главные достижения еще впереди.

_DSC5835.jpg

Импортозамещение


Тем более, что ориентиры уже маячат в недалеком будущем – прежде всего саммиты ШОС и БРИКС, которые должны стать знаковым событием и не только для области, но и для страны в целом.

- Уже начали подготовку, сейчас репетируем китайский номер, спасибо областному правительству, которое выделило нам деньги на костюмы и дополнительные ставки для артистов. Думаю, к фестивалю «Синегорье» китайский танец будет готов, и мы его покажем публике. Но это не все. Хотелось бы, чтобы в репертуаре появились также индийский и бразильский номера. Но тут нам без помощи не справиться, особенно в случае с индийским танцем, где особая специфика, существует целая система жестов, каждый из которых что-то означает. С этой точки зрения все должно быть грамотно. Также мы уже отправили письмо в бразильское посольство с просьбой порекомендовать нам балетмейстера, который мог бы поработать с нашими артистами. В октябре ждем представителей из Бразилии на «Синегорье», надеюсь, что к этому времени, появятся какие-то варианты.

- А по поводу полномасштабной постановки не думаете? Как в свое время была хореографическая сюита «Аркаим».

- К сожалению, мы были вынуждены отказаться от этого проекта, потому что элементарно не хватало артистов – так получилось, что сразу три девочки ушли в декрет, и спектакль сняли, - объясняет балетмейстер. – Я очень надеюсь, что теперь с новым пополнением, мы сможем его восстановить. Если не на следующий год, то в ближайшем будущем. Ну а так большие полотна мы ваяем регулярно к Новому году, - улыбается Светлана Борисовна.

+Лукина.jpg

Мама и папа Карло


12 лет Лукина возглавляет ансамбль танца «Урал», девять лет назад по собственной инициативе придумала себе еще одну заботу – детскую студию. И стала большим начальником, ведь, как известно, инициатива наказуема.

- Вы вообще в юности подозревали, что будете начальником?

- В принципе у меня и до «Урала» был свой коллектив, но если бы меня сейчас снова пригласили репетитором в «Урал», я бы, наверное, отказалась.

- Трудно быть начальником?

- О-оочень, - признается собеседница. – Артисты, дети, родители – все со своими проблемами. Артисты талантливые, замечательные, но каждый с характером. Родители – с претензиями, амбициями. Ездили на конкурс с четырехлетними малышами, так с ними было меньше проблем, чем с мамашами. Проще всего с детьми как раз.

- Что помогает в работе держаться и добиваться?

- Не что, а кто, - поправляет юбилярша. – Во-первых, моя мама, которая мне всегда помогала строить карьеру и воспитывать детей. Во-вторых, мой муж (прим. Алексей Разин, балетмейстер ансамбля «Урал»). Если бы я была одна, у меня бы ничего не получилось. Он классный балетмейстер и великолепный педагог. Основа любого профессионального коллектива – мужской состав, женщины – так, украшение. О коллективе судят по танцовщикам, и все отмечают, насколько у нас в ансамбле сильная мужская группа. Это все его заслуга. Со студийцами он творит просто чудеса. Мальчишек меньше приходит, берем практически всех. Так он вытаскивает их них все – буквально из полено делает Буратино.

Дамские слабости


Пять лет назад аккурат к 40-летию главный балетмейстер сделала себе «подарок к юбилею» – родила второго сына.

- Это я так говорила?! – смеется Лукина.

- Ваш младший продолжит династию?

- Ой, не знаю, - сомневается мама. - В марте ему исполнилось пять лет, он заявил, что танцевать не будет: «Как Степа не могу, а плохо не хочу». Хотя сам дома танцует все подряд: «Я сейчас тебе станцую, только аплодисментов не надо. Я это не люблю», - передразнивает младшего. - Ходит со мной на работу, потом критикует: «Мама, ты неправильно себя ведешь. Нельзя так кричать на детей». Я ему объясняю: «Сынок, у меня голос такой. Педагогический. – Все равно нельзя». Он вообще всех любит учить и строить. Еще в пеленках лежал, а уже с таким видом, что начальник.

- А в доме кто хозяин?

- Папа, как он скажет, так и будет.

- У вас дома сразу три мужчины, устаете?

- Сейчас привыкла, - машет рукой Светлана. – Хотя страшно хотела девочку, и когда Гордей родился, две недели рыдала, а потом поняла, что никого другого у меня быть не может. Но мальчики мне все помогают по мере сил.

- Зато вы, как единственная женщина в семье, можете себе позвонить какие-то дамские слабости…

- Да нет у меня никаких дамских слабостей, - пожимает плечами героиня. – Хотя… в кровати так иногда хочется поваляться, но может это усталость сказывается.

- О чем мечтает юбиляр?

- Знаете, мы с Алексеем мечтаем, чтобы наших артистов чаще поощряли. Век танцовщиков недолог – 20 лет, и все. В ансамбле нет ни одного заслуженного артиста, а ведь есть достойные ребята.

- Ну вот вы опять про коллектив, а для себя, любимой?

- Для себя…, - задумалась Светлана. – Мечтаю о домике в Крыму, но только откладывать пока никак не получается, - вздыхает. – Так что пока придется собирать абрикосы в собственном саду и варить варенье. Просто обожаю сладкое!